ИМИ ГОРДИТСЯ СТОЛИЦА

---------------------------------------
ЭПИЗОД МЕСЯЦА: «Ne me quitte pas»

ИСТОРИЯЗАКОНЫЧАВОРОЛИ
ВНЕШНОСТИНУЖНЫЕ

АДМИНИСТРАЦИЯ:
Александра Кирилловна; Мария Александровна.


Николаевская эпоха; 1844 год;
эпизоды; рейтинг R.

Петербург. В саду геральдических роз

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Петербург. В саду геральдических роз » Завершенные истории » 12.01.1843г. Бал-маскарад или тайна двугорского парка


12.01.1843г. Бал-маскарад или тайна двугорского парка

Сообщений 91 страница 93 из 93

1

Под маской все чины равны,
У маски ни души, ни званья нет, – есть тело.
И если маскою черты утаены,
То маску с чувств снимают смело.

I. Участники: гости Бутурлиных
II. Место действия: Двугорское, Бальная зала
III. Время действия: 12 января 1843 г. вечер
IV. Краткое описание сюжета (2-3 предложения вполне хватит): В последний день приема гостей, Бутурлины решили устроить Бал-Маскарад. Были подготовлены лучшие кушания и прекрасная бальная зала, были приглашены цыгане для исполнения нескольких романсов, ну и конечно же были приглашены лучшие музыканты. Вот только никто и не предполагал, чем закончится это беззаботное мероприятие...

Бальная зала

http://s5.uploads.ru/t/CqFTX.jpg

О Маскарадах

Маскарад*
В жизни русского общества прошлого века бал имел большое значение, так как позволял человеку проявить себя в своеобразных обстоятельствах. Как писал Ю.Лотман, «бал оказывался, с одной стороны, сферой, противоположной службе, — областью непринужденного общения, светского отдыха, местом, где границы служебной иерархии ослаблялись... С другой стороны, бал был областью общественного представительства, формой социальной организации, одной из немногих форм дозволенного в России той поры коллективного быта» .
Особой формой увеселительного бала был маскарад. Степень свободы поведения его участников значительно расширялась возможностью скрыть свое лицо и фигуру под маской и маскарадным костюмом.
Первые маскарады в России начали устраивать по европейскому подобию еще в XVIII веке. Классическим образцом может служить маскарад «Торжествующая Минерва», состоявшийся в феврале 1763 года по приказанию Екатерины II и подробно описанный в научной литературе . Он продолжался три дня, и его могли видеть многочисленные «зрители», наблюдавшие за шествием масок по улицам Москвы из окон или с крыш домов. Наличие названия у маскарада свидетельствует о том, что он устраивался по определенному сценарию, который разыгрывался «актерами» и не таил в себе никаких неожиданностей ни для зрителей, ни для исполнителей, кроме сюрпризов красочного представления. Маскарад на заданную тему всегда заканчивался торжеством добродетелей и поруганием пороков.
Со временем характер маскарадов изменился. Уже в екатерининскую эпоху было дано разрешение на публичные маскарады, на которые в масках и костюмах могли прийти все желающие (для XVIII века это означало — все, кто мог заказать маскарадный костюм).
Маскарады, не имевшие разработанного сценария, получили особое распространение в ХIX веке. Участники такого маскарада, скрыв лицо под маской, а социальный статус под необычным для своего сословия костюмом, получали возможность хотя бы на несколько часов освободиться от обычной социальной роли и вести себя как заблагорассудится. Костюмы на таких балах были весьма разнообразны. Вот что сообщает дочь скульптора Ф.Толстого: «Рассказывали также, что маскарады в доме Ивана Васильевича напоминали собою сказки Шехерезады. Все костюмы гостей его были буквально залиты драгоценными каменьями и бриллиантами... У маменьки моей этих великолепий не было, и поэтому она и не показывалась на эти празднества. Но раз как-то папенька, желая повеселить свою молодую супругу, придумал сделать себе и ей из разноцветной глянцевитой бумаги костюмы двух фарфоровых саксонских кукол — пастушка и пастушки, так чтобы их платья, шляпы, цветы и все аксессуары были из одной только бумаги, и костюмы брали бы одной только верностью подражанию саксонскому фарфору и своею оригинальностью! Папенька с маменькой сами склеили эти костюмы, нарядились в них и поехали на маскарад к Кусову... Приехали и своею красотою и новизною выдумки разом затмили бриллианты, шелки и бархаты. Успех был полный!»
Гостем публичного маскарада мог оказаться кто угодно. Поэтому маскарад стал местом, где человека ожидали любые события, в том числе и трагические. Дама, переодевшись в костюм пастушки, должна была быть готова к тому, что к ней отнесутся как к простолюдинке.
Под капюшоном разноцветного домино, маской смерти или рыцарским забралом нельзя было узнать обидчика. Со временем это привело к тому, что посещение маскарада могло скомпрометировать женщину, дать повод к сплетням и поставить ее в двусмысленное положение. Маскарадные происшествия обрастали слухами. Неоднократные цензурные запреты на постановку и печатание драмы Лермонтова «Маскарад» связывают с тем, что в основу литературного произведения положено действительное событие. Наибольшим успехом в первой трети XIX века пользовались маскарады у В.В.Энгельгардта (1785 — 1837) в Петербурге в доме №30 на углу Невского проспекта и Екатерининского канала (ныне канал Грибоедова). Эти маскарады посещались и членами императорской фамилии. Лермонтов прямо указывает на место действия одного из эпизодов драмы, увидевшей свет только в 1852 году: «Рассеяться б и вам и мне не худо. Ведь нынче праздники и, верно, маскерад у Энгельгардта...»
Словами Арбенина поэт описывает поведение участников таких балов: «Под маской все чины равны, у маски ни души, ни званья нет, — есть тело. И если маскою черты утаены, то маску с чувств снимают смело».
Актер Ю.М.Юрьев оставил подробное описание постановки В.Э.Мейерхольдом «Маскарада» Лермонтова в Александрийском театре. Спектакль был оформлен художником А.Я.Головиным и игрался при освещенном зале, что делало зрителей участниками происходящего на сцене. Премьера спектакля состоялась 25 февраля 1917 года. Юрьев пишет: «Но вот раздаются звуки кадрили, и занавес, шелестя бубенчиками, идет кверху, и на сцене пестрая, в меру кричащая обстановка столичного маскарада, — все заполнено пестрой толпой в самых разнообразных костюмах. Тут снуют неотъемлемые в каждом маскараде Арлекин и Пьеро, а вот важно выступает маркиз в голубом, шитом серебром кафтане в сопровождении маркизы, изящная продавщица цветов, вся разукрашенная мелкими розочками. А между ними немало и эксцентричных: большая, во весь рост, комическая голова с длинными усами, густыми бровями и в белой турецкой чалме. Или мрачная фигура „смерти" с маской в виде черепа, с высокой косой в руках. Много домино, много и в своем виде... Среди фраков мелькают военные мундиры, звенят шпоры» .
Портал сцены был оформлен художником стилистически близко к архитектуре зрительного зала и всего театрального здания, поэтому освещение и порождало иллюзию участия зрителя в происходившем. Все чувствовали себя присутствующими на маскараде «в своем виде», как пишет исполнитель главной роли.
К «Маскараду» Лермонтова часто обращаются и театр, и кино. Обычно Нину, главную героиню драмы, показывают как несчастную жертву случайного стечения обстоятельств, ведь Арбенин мог бы и не узнать, что его жена была на маскараде, если бы не оброненный ею браслет. Однако не надо забывать, что несколько часов веселья с риском быть узнанной и опороченной требовали от женщины, решившейся поехать на маскарад без защитника, особых черт характера, не проявляющихся в обычной жизни.
Нужно было заказать маскарадное платье так, чтобы никто не знал, в каком наряде предполагает находиться на балу дама, — иначе она может быть опознана. Затем незаметно переодеться и отправиться туда, где можно сбросить с себя привычную социальную маску и прожить несколько часов в иной роли, дающей возможность говорить дерзости и выслушивать их. По окончании маскарада предстояло так же незаметно вернуться. Нина Арбенина проявила себя как человек, способный к риску и решившийся на него. Ведь при встрече с мужем Нина уже снова в своей обычной роли и ничего в ее внешности и манерах не говорит о том, что она способна играть и другую роль.
Сейчас нам кажется непонятным, как можно не узнать хорошо известного и даже близкого человека только потому, что на нем непривычный костюм или полумаска. В современной жизни это случается крайне редко. Психология восприятия в прошлом веке основывалась на иных признаках индивидуальности. Для нас это черты лица, знакомый силуэт или походка. В прошлом веке переодетого человека действительно могли не узнать; если его костюм менял социальный статус — его просто не замечали.
Во второй половине ХIХ века маскарады оставались любимой формой развлечения — их устраивали в клубах, например в Купеческом в Москве, или в помещениях театров, когда зрительный зал с помощью настилов превращался в танцевальный. Изменилось настроение участников маскарадов — теперь они были заинтересованы, чтобы в конце вечера все присутствующие узнали, кому принадлежит самая оригинальная или изящная маска. Костюмы для маскарада можно было купить в магазине, заказать портному или взять напрокат — никаких ограничений в выборе темы уже давно не существовало.
_____________________
*Текст взят из книги Р.М.Кирсановой  "Сценический костюм и театральная публика в России XIX века"

Занятые маски

Ворожея
Берегиня
Метелица
Зевана
Кикимора
Леший
Бабай
Кот-Баюн
Медведь
Лада
Лихо
Садко
Упырь
Соловей-Разбойник
Русалка
Еруслан Лазаревич
Алконост
Царевна-Лебедь
Волк
Жар-Птица
Златая рыбка
Гагана и Гарафена
Микула Селянинович
Старичок-боровичок
Лиса
Дива-Додола
Василиса Прекрасная
Кащей

0

91

http://s56.radikal.ru/i153/0909/2d/935fdc4d9541.gifВладимир повиновался Ворожее и сдвинул колоду карт на себя, как его и просили, но при этом его глаза были веселы, а на губах блуждала скептическая улыбка. Все же он относился к картам не более чем к некой забаве, которая помогает барышням скоротать длинные скучные зимние вечера в попытке отыскать хоть какую-нибудь надежду в не просветном сером мраке дней, как один похожих друг на друга.
http://s56.radikal.ru/i153/0909/2d/935fdc4d9541.gifПредсказания Ворожении были призрачны и туманны, эти же самые слова можно было бы сказать любому другому человеку в этом зале и конечно же когда-нибудь настал бы тот самый день, когда можно было бы с замиранием сердца вспомнить слова, предсказанные картами. Но тем не менее то, что хотел услышать Неверовский несколько отличалось от его ожиданий. Он то было подумал, что сейчас перед ним разыграется какая-нибудь шутка в которой он мог бы подыграть Маске, а в ответ на свой несерьёзный вопрос он услышал нечто глубокомысленное и пристанное.
http://s56.radikal.ru/i153/0909/2d/935fdc4d9541.gif- Кого мне следует благодарить за бесценный совет Вас или ваши карты? - поинтересовался кот, смешно пошаркивая ножкой с таким рвением, словно он желал проделать дырку в паркете.
http://s56.radikal.ru/i153/0909/2d/935fdc4d9541.gifСловом князь дурачился и совсем не походил на того Владимира Андреевича Неверовского каким его знали многие и многие люди и каким он никогда по сути и не был.
Раздались первые звуки чарующей музыки, приглашая дам и господ закружиться в очередном танце и отречься от повседневной рутины. Владимир, на мягкий ногах развернулся к хранящей молчание русской красавице.
http://s56.radikal.ru/i153/0909/2d/935fdc4d9541.gif- Аленушка, Вы позволите украсть вас и пригласить на танец? - и ловкий и сильный кот, не дожидаясь разрешения и согласия барышни, одним движением выдернул даму с насиженного места и закружил её по залу.
http://s56.radikal.ru/i153/0909/2d/935fdc4d9541.gifК чему нужны длинные и пустые церемонии? На то сегодня и маскарад, чтобы забыть про нудный этикет и, оставаясь неузнанным, позволить себе некоторые вольности. Князь кружил свою даму, а его мысли уносились в не такое давнее прошлое, когда он имел счастье танцевать со своей будущей невестой и супругой. Тогда все было иначе... Тогда ему казалось, что он был счастлив, а сегодня... Владимир посмотрел на свою Маску, чуть склонившую голову и ему хотелось представить на её месте Елену - грациозную, нежную, воздушную, словно несбыточная мечта. Как же сегодняшняя реальность отличалась от того, что было тогда... Думая о Елене и в то же время всеми силами стараясь отогнать от себя её образ, Владимир за все время, отведенное на танец, едва проронил нескольких учтивых фраз, дабы показать, что он не дикий безмолвный зверь. Мечта. о которой грезил князь была так близка, но так и осталась неузнанной...
http://s56.radikal.ru/i153/0909/2d/935fdc4d9541.gifВернув девицу на место откуда она была похищена, Владимир вежливо откланялся и поспешил к другому кругу людей, надеясь то ли найти, то ли напротив, потеряться...
http://s56.radikal.ru/i153/0909/2d/935fdc4d9541.gifКогда в зале, с появлением Дмитрия Долгорукого, затихла музыка, Владимир находился в небольшом кругу своих знакомых и речь шла о вчерашней охоте. Господа делились своими впечатлениями и все как один порешили, что дамам следует избегать развлечения такого рода ибо они подвергают опасностям как себя так и окружающих. Сор между мужчинами был настолько горяч. что в первый миг они даже не придали значению тем словам, что произнес вошедший. Только когда с его уст слетело имя Александры Кирилловны, Владимир прервал свою дискуссию, впрочем как и его собеседники.
http://s56.radikal.ru/i153/0909/2d/935fdc4d9541.gif"Нападение? В доме Бутурлиных?" - казалось князь силился понять значение этих слов и его взгляд блуждал по толпе. словно он желал выспросить разгадку у окружающих. Волна ужаса прокатилась в зале, встревоженные словами князя Долгорукого, некоторые дамы обессиленно опустились в руки своим кавалерам, многие обнажили свои лица, сняв маски.
http://s56.radikal.ru/i153/0909/2d/935fdc4d9541.gif"А Царь-то ненастоящий!" - мимолетно отметил про себя Неверовский, наблюдая как опустилась одна из масок, под которой скрывался сморщенный пожилой и весьма почтенный старик.
http://s56.radikal.ru/i153/0909/2d/935fdc4d9541.gif"Царь... Император! А что если покушение на Алексагдру Кирилловну было совершенно по ошибке. Не секрет, что в доме гостит наследник с супругой. Туалет Саши настолько роскошен и изыскан, что её с легкостью могли спутать с Марией Александровной!" - князь сдернул с себя маску кота, - "проклятый маскарад!" - Он поморщился, словно ему в нос ударил неприятный резкий запах, и поспешил удалиться из залы, дабы найти Антонину Денисовну и предложить ей свои услуги.

+11

92

Оффтоп

Здесь и далее пишу теперь от первого лица. Возвращаюсь к истокам своим, так сказать

Момента с выкупом фантов я ждал долго, по крайней мере мне так казалось и когда мне выпало петь романс, я смущенно улыбнулся и попросил одну из дам саккомпанировать мне на рояле, а сам же запел, стараясь, хотя бы не испортить хорошую песню своим, мягко говоря, не очень хорошим голосом.

- Вечерний звон
Вечерний звон, вечерний звон!
Как много дум наводит он
О юных днях в краю родном,
Где я любил, где отчий дом,

И как я, с ним навек простясь,
Там слушал звон в последний раз!
Уже не зреть мне светлых дней
Весны обманчивой моей!

И сколько нет теперь в живых
Тогда веселых, молодых!
И крепок их могильный сон;
Не слышен им вечерний звон.

Лежать и мне в земле сырой!
Напев унывный надо мной .
В долине ветер разнесет;
Другой певец по ней пройдет,

И уж не я, а будет он
В раздумье петь вечерний звон!

Закончив, я улыбнулся и поклонился слушателям, заодно попросив прощения за качество исполнения, после чего взял свои фанты и вернулся к княжне, с которой мы договоривались о танце не далее, как полчаса назад. - Надо же, всего полчаса прошло, а мне казалось, что прошла вечность. - Сказал я Ольге улыбаясь и уже собираясь предложить ей танец, когда неожиданно в зал вбежал человек, в котором я узнал обер-прокурора Долгорукова. Сердце сжалось от внезапно нахлынувшего дурного предчувствия, а затем атмосферу праздника до основания разрушило объявление о покушении. Сказать, что для меня это стало шоком - значит ничего не сказать. Я впал в ступор попеременно смотря то на Дмитрия Алексеевича, невольно выполнявшего сейчас роль "черного вестника", то на княжну, которую, сам того не заметив, взял за руку и которая сама выглядела ошеломленной. - Этого не может быть. - Прошептал я. - Это какая-то ошибка. Только не сейчас, только не на этом празднике. Почему именно сейчас? Господи, сделай так, чтобы это было просто дурной шуткой и не более... - Увы, в этот вечер Господь был глух к молитвам, видимо занимался другими, более важными делами, в которые не входило обеспечение спокойствия и безопасности гостей праздника, равно как и самой праздничной атмосферы, в один миг уничтоженной каким-то подонком, вздумавшем совершить свое злодеяние почти что прямо под окнами Бутурлиных.

Отредактировано Глеб Разумовский (2014-04-27 22:32:06)

0

93

В тонких пальцах Ворожеи мелькали расписные рубашки карт, и княжна, не отрывая глаз, следила за каждым движением своей собеседницы. Элен еще не успела до конца осознать смысл туманных фраз её загадочного предсказания, но в душу закралось странное доверие к ним, словно княжна не понимала, что перед нею – всего лишь переодетая светская дама, а любое гадание сродни пустой фантазии.
Однако пришел черед их спутника заглянуть в будущее. Елена внимательно слушала предсказания Ворожеи, глядя то на карты, ложащиеся нестройным рядом на блестящую столешницу, то на Кота, то на голубые глаза их сегодняшней гадалки, поблескивающие в прорезях маски. Снова – ничего особенного, всего лишь слова, которые, наверняка, можно было бы сказать любому из присутствующих в этом зале. Но отчего-то губы Элен тронула улыбка, и она бросила быстрый, короткий взгляд на мужчину, который, конечно же, отнесся к сказанном с известной иронией.
Василиса хотела было что-нибудь сказать, но тут в зале вновь зазвучала музыка, и по вощеному паркету залы Бутурлиных парами закружились самые неожиданные пары. Маскарад тем и прекрасен, что бравый гусар, гнавший французов до самого Парижа, ведет в танце Шамаханскую царицу, а холодная и прекрасна Дива-Додола улыбается Садко. И Василиса Прекрасная охотно подает руку Коту, который уверенно выводит её в центр залы.
Второй раз он кружит её в танце, но так рознятся обстоятельства, при которых это происходит. Здесь они – незнакомцы, маски, случайно встретившиеся у стола таинственной гадалки. Этот танец, несколько минут за пустым разговором из десятка фраз, и они разойдутся. И так приятно иногда побыть не собой, кем-то другим, - для того ведь и нужны маскарады.
Поклонилась, улыбнулась глазами на прощание своему спутнику, и отошла, в толпе разыскивая отца или Полину. Только ей показалось, что в компании дам у огромного окна, выходящего в сад, мелькнула огненная шевелюра подруги, как музыканты вдруг прекратили играть, и в помещении повисла тишина, нарушаемая лишь шепотками гостей, чьи взгляды уже обратились к высокому мужчине лет тридцати-тридцати пяти, что вышел на середину зала.
От его слов по телу пробежали мурашки, и непроизвольно Элен прижала ладонь к губам, не в силах смирится с тем фактом, что здесь, в милом сердцу Двугорском, прямо во время бала, могло быть совершено злодеяния. И, Боже правый, на кого напали! На милую Александру Кирилловну. Маска вдруг стала неприятна к лицу, и княжна, не потрудившись аккуратно развязать атласные ленты, рванула её с себя. В дверях залы показался встревоженный Григорий Петрович, и Елена поспешила к отцу.

+1


Вы здесь » Петербург. В саду геральдических роз » Завершенные истории » 12.01.1843г. Бал-маскарад или тайна двугорского парка


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно