Оглавление:
*ссылки
* Немного из истории...
* Polonaise
* Valse
* Menuet
* Contredanse
* Mazurka
* Quadrille
* Cotillon
Отредактировано Керолайн Монтес (2012-10-14 10:42:00)
ИМИ ГОРДИТСЯ СТОЛИЦА |
❖ ИСТОРИЯ ❖ ЗАКОНЫ ❖ ЧАВО ❖ РОЛИ |
Петербург. В саду геральдических роз |
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » Петербург. В саду геральдических роз » Библиотека » Бальные танцы XIX века
Оглавление:
*ссылки
* Немного из истории...
* Polonaise
* Valse
* Menuet
* Contredanse
* Mazurka
* Quadrille
* Cotillon
Отредактировано Керолайн Монтес (2012-10-14 10:42:00)
Немного из истории...
В XIX столетии в области танца и танцевальной музыки происходит значительное обновление образности и выразительного языка, появляется огромное количество новых жанров. В наибольшей степени этому способствовали бурные социальные потрясения, происходящие в Европе в конце XVIII — первой половине XIX века и повлекшие за собой радикальные перемены в общественной и культурной жизни (Великая французская революция, наполеоновские войны, национально-освободительное движение в Австрии, Германии, Италии, Польше).
Искусство нового времени, утратив связь с аристократическими дворами, приобретает несвойственный ему ранее гражданственно-демократический характер. И это очень ярко проявляется в танце, затрагивая и хореографическую, и музыкальную его составляющую, обуславливая появление огромного количества новых жанров в быту и в профессиональном творчестве.
В повседневной жизни человека огромную популярность приобретают общественные балы, которые устраиваются не только во дворцах аристократической верхушки, но и в театрах, в других публичных заведениях (иногда — в парках и скверах). Один путешественник по Баварии писал в то время: «Общественные танцевальные залы посещаются всеми сословиями; здесь отметается аристократическая спесь, забываются предки и звания. Здесь мы видим ремесленников, художников, купцов, советников, баронов, графов и прочую знать танцующими с горничными, женщинами третьего сословия и дамами».
Балы не только дают возможность потанцевать, но и становятся «лирическим центром» общественной жизни эпохи, а также и местом, где происходят деловые знакомства, совершаются финансовые сделки. Они определяют моду в обществе на тот или иной танец, стиль и манеру его исполнения. Вследствие этого огромное значение приобретают организующиеся один за другим в различных городах Европы специальные танцевальные классы, где учителя-профессионалы (самые знаменитые из них — Целлариус, Коралли, Лабор, Марковский) обучают искусству бального танца. Зачастую именно там впервые появляются новые танцевальные жанры и формы, которые сначала становятся чрезвычайно популярными в быту, а впоследствии постепенно проникают и в профессиональное искусство (музыкальный театр, академическую музыку).
Франция, в течение нескольких веков определявшая основные направления развития хореографического искусства, по-прежнему остается танцевальным центром Европы. Преподаватели-французы пользуются огромной популярностью во многих странах и считаются самыми талантливыми и осведомленными в области танца (причем, как бытового, так и сценического).
Но постепенно с Францией начинают соперничать Австрия и Россия. Танец, как и музыка, всегда был сильнейшей страстью венских бюргеров. Под танцевальные вечера отводились крупнейшие залы города. Порой рестораны, обычно имеющие свои небольшие бальные залы, не могли вместить всех желающих, и тогда танцы переносились в сады, на открытый воздух. Не мало важен и тот факт, что Вена как столица Австро-Венгерской империи с давних пор являлась сосредоточием различных национальных влияний, что способствовало распространению в Европе танцев венгерского, чешского и др. происхождения. Наконец, именно в Вене стал широко известен вальс, отсюда он победоносно прошествовал по всем странам.
В России новые веяния также находят благодатную почву для развития. Отметим, что вплоть до эпохи Петра I в России мало что знали о танцевальном искусстве Западной Европы. Русские пляски, издавна занимавшие важное место в жизни общества, были глубоко самобытны и существенно отличались от многочисленных европейских образцов. Долгое время они были излюбленным развлечением не только среди простого народа, но и при царском дворе. И только во времена царствования Петра I в Россию проникают менуэт, гавот, контрданс и другие танцы, популярные в Европе. Они становятся непременным атрибутом светских балов («ассамблей»), театрализованных представлений, входят в обязательную программу обучения в различных учебных заведениях. Примечательно, что восприятие иностранной культуры, и в частности танцевальной, не было простым копированием или подражанием. В России зарубежные танцы часто видоизменяются, им придается иной характер, благодаря исполнению в более живой и непосредственной манере.
В бальной практике начала XIX века еще сохраняются многие танцевальные жанры прошлых времен. Во Франции продолжают исполнять менуэт, гавот, бурре, в Англии — жигу, в России — гавот, гросфатер, менуэт, французскую кадриль. Однако манера их исполнения меняется, становясь более непринужденной; темп танцев ускоряется; старые композиции видоизменяются и приспосабливаются к новым эстетическим вкусам и правилам поведения в обществе.
XIX век — это век массовых бальных танцев, ритмически живых и естественных. Постепенно французские танцы XVIII века забываются. Так, прославленный менуэт теряет былую популярность и становится лишь средством воспитания хороших манер, развития осанки, изящества и плавности движений. Под влиянием национально-освободительных движений, возникающих в разных уголках Европы, право на существование завоевывают танцы, истоки которых восходят к народному танцевальному творчеству Англии, Германии, Австрии и славянских стран. Экосез, кадриль, вальс, полька, мазурка становятся общеевропейскими танцами и на протяжении всего столетия пользуются успехом в самых различных слоях общества. Примечательно, что из танцев прошлых эпох в XIX веке продолжают жить только те, в которых участвует большое количество пар: например, полонез, различные виды контрдансов, широко известные еще в XVIII веке и столь же любимые в новую эпоху.
Но главнейшее место среди танцевальных жанров принадлежит вальсу, именно в это время начинается его совершенствование и подлинная слава. Он определяет структуру и характер всех бальных танцев, непринужденную манеру исполнения, основанную на свободном подчинении музыкальному ритму. Отсутствие сложных фигур, которые необходимо исполнять в строго последовательности, простота движений и поз, пленительность мелодий делают вальс излюбленным танцем во всех слоях общества. Распространение и популярность получает не только вальс в своей основной форме, но также и его многочисленные варианты и комбинации. Популярности вальса в значительной степени способствует музыка. Ее пишут композиторы самых различных национальностей, создавая подлинные шедевры танцевальной музыки.
Наряду с вальсом широкое распространение получают и другие танцы. Например, мазурка, исполнять которую могло любое количество пар. Причем каждая пара могла сама избирать порядок фигур и «сочинять комбинации». Огромный успех имеет также полька — массовый танец, берущий свое начало от богемской народной пляски. Появившись в 1840-х годах, она становится чрезвычайно популярной и на общественных балах, и на скромных ученических или домашних вечерах.
С начала XIX столетия интерес вызывают и другие танцы, ранее известные только в народной среде таких стран как Испания (болеро, сегидилья и др.), Польша (краковяк), Венгрия (чардаш), Россия (трепак). Подвергаясь значительной стилизации, они также становятся частью многочисленных танцевальных вечеров, хотя и не завоевывают такой популярности, как вальс, мазурка, полонез или кадриль.
Polonaise (Полонез)
Полоне́з (польск. polonez, фр. polonaise, от фр. polonais — польский) — торжественный танец-шествие в умеренном темпе, имеющий польское происхождение. Исполнялся как правило в начале балов, подчёркивая торжественный, возвышенный характер праздника. В полонезе танцующие пары двигаются по установленным правилами геометрическим фигурам.
Музыкальный размер танца — ¾.
Возникший в Польше около XV века под именем «ходзоный» (польск. chodzony) сперва полонез был исключительно свадебным танцем. Затем, несколько видоизменившись, он сделался непременным атрибутом любых народных торжеств. Именно величественный полонез открывал танцы на любом народном празднике.
Valse (Вальс)
Вальс (фр. valse) — общее название бальных и народных танцев музыкального размера 3/4, исполняется преимущественно в закрытой позиции. Наиболее распространена фигура в вальсе — полный оборот в два такта с тремя шагами в каждом.
Впервые вальс стал популярен в Вене в 80-х годах XVIII века, в последующие годы распространившись во многие страны. Вальс, особенно с закрытыми позициями, стал образцом для создания многих других бальных танцев. Позже были созданы многие разновидности вальса.
Вальс, несмотря на всеобщее распространение, вплоть до конца XIX пользовался репутацией непристойного или, по крайней мере, излишне вольного танца. «Танец сей, в котором, как известно, кружатся и сближаются особы обоего пола, требует надлежащей осторожности, чтобы избегать излишнего сближения, оскорбляющего приличие», ведь забота о репутации дамы всегда являлась вопросом первостепенной важности. Некоторые считали вальс настолько интимным, что не позволяли своим невестам танцевать его с другими. Вальс способствовал светской беседе и нежным объяснениям, а соприкосновение рук позволяло передавать записки.
Однако не вальс знаменовал кульминацию мероприятия.
Отредактировано Керолайн Монтес (2012-10-12 21:56:13)
Menuet (Менуэт)
Менуэ́т (фр. menuet, от menu — маленький (в понятии мелкий, незначительный)) — старинный народный французский грациозный танец, названный так вследствие своих мелких па. Произошёл от медленного народного хороводного танца провинции Пуату. Пишется в двухколенном складе, в трёхдольном размере (3/4). С середины XVII века — бальный. С XVII века широко распространился по всей Европе.
Первоначально галантный (придворный) менуэт исполнялся одной парой. Движения менуэта были построены в основном на поклонах и реверансах, что создавало не столько впечатления танца, сколько «приглашения к танцу» или прелюдии. На протяжении XVIII века, с развитием галантного стиля и в целом эпохи Барокко, менуэт постепенно развивался, ускорялся его темп, усложнялись движения и па, в итоге поздний бальный менуэт приобрёл яркие черты жеманности и изысканности. Он стал исполняться уже не одной, а несколькими парами (иногда с кокетливой сменой партнёров, в модном духе «Les Troquers» — или легкомысленных изменников).
Contredanse (Контрданс)
Так что, учителем этого танца будет именно князь Andre.)
Те, кто не был вдохновлен танцем Томаса Ланглуа Лефроя и Джейн Остин, могут просмотреть второй вариант контрданса:
Контрданс (фр. contredanse, англ. countrydance или англ. english country dance — английский деревенский танец, англ. anglaise — англез) — одна из форм первоначально английского и, впоследствии, французского народного танца и музыки к нему.
Считается, что контрданс возникает в Англии в конце XVII — начале XVIII веков. В дальнейшем, контрданс получил широкое распространение во Франции и далее по всей Европе.
В контрдансе пары танцуют одна напротив другой, а не друг за другом, как в круговых танцах.
Вначале состоял из одной фигуры, затем из чередования 5 или 6 различных танцевальных фигур.
Характерные музыкальные размеры 2/4, 6/8.
Mazurka (Мазурка)
Мазу́рка (от польск. mazurek) — польский народный танец.
Название произошло от жителей Мазовии — мазуров, у которых впервые появился этот танец. Музыкальный размер — 3/4 или 3/8, темп быстрый. Частые резкие акценты, смещающиеся на вторую, а иногда и на третью долю такта. В XVII веке мазурка вошла в цикл польских крестьянских танцев. В XIX веке получила распространение как бальный танец в странах Европы.
На самом деле за названием «мазурка» скрываются сразу 3 национальных польских танца. Первый из них — мазур (см. выше). Оберек — разновидность мазура с более прихотливым ритмическим рисунком и характерным акцентом на третьей доле каждого второго такта. Куявяк — лирическая, медленная мазурка, трёхдольность близка к вальсовой; танец-размышление или танец-воспоминание.
Quadrille (Кадриль)
к сожалению, запись только такая)
Кадри́ль (фр. Quadrille) — французский танец, являющийся разновидностью контрданса и возникший в конце XVIII в. и весьма популярный до конца XIX в. в Европе и России.
Исполняется двумя или четырьмя парами, расположенными по четырёхугольнику (фр. quadrille), друг против друга. В кадрили часто используются известные мелодии на 2/4 или 6/8
Cotillon (Вальс-котильон)
Котильон (фр. cotillon) — бальный танец французского происхождения.
Котильон близок контрдансу. Особое распространение получил в середине XIX века в странах Европы и в России. Котильон объединял несколько самостоятельных танцев (вальс, мазурка, полька). Исполнялся он всеми участниками в конце бала. Разнообразие Котильона зависело от ведущей пары — кавалер-кондуктор давал сигнал оркестру, громко называя фигуры. Он же следил за согласованностью движения пар.
В 20-х годах в Германии Котильоном называлась игра в фанты, с танцами, в конце бала. В настоящее время Котильон состоит из кадрили, между фигурами которой вставляются другие танцы: мазурка, вальс, полька.
Является завершающим танцем бала.
Waltse del principe Rodolfo (Вальс принца Рудольфа)
Исходное положение: в закрытой паре, кавалеры спиной по линии танца, дамы — лицом. Танец рассчитан на неограниченное количество пар, расположенных по кругу.
1-2 – Д (Дама) идет на К (Кавалера) с правой ноги, а потом с левой. К отступает сначала с левой, потом с правой. Шаги с переступанием.
3-4 – вальс по ЛТ
5-8 – повторение тактов 1-4. И К отошли во внутренний круг, Д во внешний.
9-10 – шаг в своё право с поклоном контрпартнеру
11-12 – шаг в своё лево с поклоном партнеру
13-16 – окошечко с переходом на место партнера (К во внешний круг). И встают в исходную позицию.
Танец начинается заново с небольшими изменениями.
17-24 – повтор тактов 1-8 без изменений.
25-28 – все начинают в своё лево, а потом в право.
29-30 – окошечко
31-32 – все делают вираж через своё правое плечо к новому партнеру (через одного).
И танец начинается заново.
Spanish Waltz (Испанский вальс)
Простой вариант
Исходное положение: открытые пары лицом в круг, держась за руки – формируют общий круг.
Схема танца:
1 часть
1-2 – балансе вперед с правой ноги и назад с левой. При этом К смотрят влево, Д вправо на партнера.
3-4 – Д проходит направо, на место следующей Д, не расцепляя руку с Ком, переворачиваясь вокруг себя. При этом К смотрят вправо, Д влево.
5-16 – Повтор преДДщих 4-х тактов еще три раза. В заключение – когда Д доходит до 4-го Ка, этот К и Д встают в пару – К лицом по ЛТ, Д – спиной.
2 часть
1-4 – 4 шага-глиссе в центр круга
5-8 – 3 шага-глиссе из круга, на 4-ый такт доворот в пару так, чтобы К был спиной по ЛТ, а Д – лицом. Кружение вальсом на месте.
9-15 – вальс
16 – К доворачивает Д до исходного положения, ставя справа от себя – лицом в круг.
Сложный вариант
3 отличия:
Во-первых Д на 3-4 такт не сама переворачивается, а её переворачивает К.
Во-вторых, когда идут 4 глиссе в круг, на 4-ый такт руки К поднимаются вверх в центр круга.
И в третьих – кружение вальсом не на месте, а по кругу по ЛТ.
Вы здесь » Петербург. В саду геральдических роз » Библиотека » Бальные танцы XIX века