ИМИ ГОРДИТСЯ СТОЛИЦА

---------------------------------------
ЭПИЗОД МЕСЯЦА: «Ne me quitte pas»

ИСТОРИЯЗАКОНЫЧАВОРОЛИ
ВНЕШНОСТИНУЖНЫЕ

АДМИНИСТРАЦИЯ:
Александра Кирилловна; Мария Александровна.


Николаевская эпоха; 1844 год;
эпизоды; рейтинг R.

Петербург. В саду геральдических роз

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Петербург. В саду геральдических роз » Библиотека » Женское образование


Женское образование

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Женское образование в XVIII начале XIX века

Вопрос о месте женщины в обществе неизменно связывался с отношением к ее образованию. Петровская государственность, пронизанная духом учения, государство, царь которого писал: «Аз есмь в чину учимых и учащих меня требую», естественно столкнулись и с вопросами женского образования. Знание традиционно считалось привилегией мужчин, образование женщины обернулось проблемой ее места в обществе, созданном мужчинами. Не только государственность, но и общественная жизнь строилась как бы для мужчин: женщина, которая претендовала на серьезное положение в сфере культуры, тем самым присваивала себе часть «мужских ролей». Фактически весь век был отмечен борьбой женщины за то, чтобы, завоевав право на место в культуре, не потерять права быть женщиной. На первых порах инициатором приобщения женщины к просвещению стало государство. Еще с начала века, в царствовании Петра I, столь важный в женской жизни вопрос, как замужество, неожиданно связался с образованием. Петр специальным указом предписал неграмотных дворянских девушек, которые не могут подписать хотя бы свою фамилию, — не венчать. Так возникает, хотя пока что и в исключительно своеобразной форме, проблема женского образования. Мы уже говорили, что не следует думать, будто до Петра женщины в России были неграмотными. Когда при раскопках в Новгороде были извлечены из земли берестяные грамоты — нацарапанные на бересте записочки XII, XIII, XIV веков, — то стало ясно: эти записки (а многие из них писались женщинами или им адресовались) предназначались не для боярыни или монастырской игуменьи. Содержание их бытовое, отражающее повседневную жизнь обычной семьи: крестьянской, купеческой. Нет никаких сомнений, что среди новгородских женщин было немало грамотных. Однако в начале XVIII века вопрос грамотности был поставлен совершенно по-новому. И очень остро. Необходимость женского образования и характер его стали предметом споров и связались с общим пересмотром типа жизни, типа быта. Отношение самой женщины к грамоте, книге, образованию было еще очень напряженным. Так, известный мемуарист Андрей Болотов вспоминал о том, как одна невеста отказала ему, потому что он читал много книг и про него поэтому «пустили разговор», что он — колдун. Тогда Болотов принялся искать себе невесту с помощью свахи и выразил желание, чтобы его будущая жена была грамотной.

Сваха, расхваливая невесту, ответила: «Вот — и читать, и писать может, а коли мать прикажет, так и книги читает». Д. Фонвизин специально вводит в комедию «Недоросль» злободневную дискуссию о женском образовании и воспитании. Стародум застает Софью за чтением книги, автор которой — популярный в русских просветительских кругах французский писатель Фенелон. Это вызывает его сочувственную реплику: «...читай ее, читай. Кто написал «Телемака» (то есть Фенелон. — Ю. Л.), тот пером своим нравов развращать не станет». В этой же комедии Простакова возмущается: Софья получила письмо и сама может его прочесть! Для Простаковой это — падение нравов: «Вот до чего дожили. К девушкам письма пишут! Девушки грамоте умеют!» Между тем почти за двадцать лет до того, как Фонвизин написал свою комедию, поэт А. Сумароков в сатирическом стихотворении «Другой хор ко превратному свету» нарисовал прекрасный образ совсем иного, чем в России, мира: Прилетела на берег синица Из-за полночного моря, Из-за холодна океяна. Спрашивали гостейку приезжу, За морем какие обряды. Синица отвечает: Все там превратно на свете. В «превратном свете» не берут взяток; воеводы там честные, в судах судят по правде. Дворяне там учатся: Все дворянски дети там во школахЗа морем того не болтают: Девушке-де разума не надо,Надобно ей личико да юбка,Надобны румяна да белилы. «За морем» учат и женщин: Учатся за морем и девки. Правда, завершается картина этого прекрасного, утопического мира несколько меланхолически: Пьяные по улицам не ходят И людей на улицах не режут ... Вот в этом «превратном» мире и дворянские девушки учатся... Подлинный переворот в педагогические представления русского общества XVIII века внесла мысль о необходимости специфики женского образования. Мы привыкли к тому, что прогрессивные направления в педагогике связываются со стремлением к одинаковой постановке обучения мальчиков и девочек. Начиная с середины XIX века мысль о равенстве полов и, следовательно, о единых для всех детей принципах воспитания стала своего рода знаменем демократической педагогики. Однако «общее» образование в XVIII веке практически было образованием мужским, и идея приобщения девушек к «мужскому образованию» всегда означала ограничение его доступности для них. Предполагалось, что могут быть только счастливые исключения — женщины столь одаренные, что способны идти вровень с мужчинами. Теперь же возникла идея просвещения всех дворянских женщин. Решить этот вопрос практически, а не в абстрактно-идеальной форме можно было, только выработав систему женского обучения.

Поэтому сразу же встала проблема учебных заведений.

Учебные заведения для девушек — такова была потребность времени — приняли двоякий характер: появились частные пансионы (о них пойдет речь ниже), но одновременно возникла и государственная система образования. Становление ее связано с именем известного деятеля культуры XVIII века И. И. Бецкого. Бецкой был приближен к правительственным кругам и в целом отражал настроения Екатерины II. Екатерина же хотела (или делала вид, что хочет) осуществить далеко идущую образовательную программу. Она носилась с широкими воспитательными проектами — с идеей создания совершенно нового человека (!). Для будущего человека нужны были и новые города — Екатерина стремилась и к этому: после пожара в Твери она проектировала создать на ее месте совершенно новый город. В итоге возникло то учебное заведение, которое потом существовало довольно долго и называлось по помещению, где оно располагалось, Смольным институтом, а ученицы его — смолянками. Смольный институт в Воскресенском женском монастыре (в XVIII веке — на тогдашней окраине Петербурга) был задуман как учебное заведение с очень широкой программой. Предполагалось, что смолянки будут обучаться по крайней мере двум языкам (кроме родного, немецкому и французскому; позже в план внесли итальянский), а также физике, математике, астрономии, танцам и архитектуре. Как обнаружилось впоследствии, все это в значительной степени осталось на бумаге. Общая структура Смольного института была такова. Основную массу составляли девушки дворянского происхождения, но при Институте существовало «Училище для малолетних девушек» недворянского происхождения, которых готовили для ролей будущих учительниц и воспитательниц (позже оно было преобразовано в Александровский институт). Эти две «половины» враждовали между собой. «Дворянки» дразнили «мещанок», и те не оставались в долгу.

В XIX веке девушки из «мещанской» половины писали «дворянкам» в записочках, что им не мешало бы выучить басню Крылова «Гуси» о том, что «наши предки Рим спасли», «а вы, друзья, годны лишь на жаркое». Учиться в Смольном институте считалось почетным, и среди смолянок попадались девушки из очень богатых и знатных семей. Однако чаще институтки происходили из семей не очень богатых, но сохранивших еще хорошие связи. Там можно было встретить и дочерей героически погибших генералов, не сумевших обеспечить их будущее хорошим приданым (такие назначения в институт бывали обычно жестом особой царской милости), и девушек из знатных, но обедневших семей, и совсем не знатных девушек, чьи отцы, однако, заслужили покровительство при дворе. Состав смолянок в целом был пестрым, смешанным, как позже — состав воспитанников Царскосельского лицея, и обстановка — при всех глубоких отличиях — отчасти напоминала (по крайней мере, при Александре I) лицейскую.

Как и в лицее, учащиеся, с одной стороны, принадлежали к семьям средней знатности, с другой — находились, как и лицеисты, в непосредственной близости ко двору. Обучение в Смольном институте длилось девять лет.

Сюда привозили маленьких девочек пяти-шести лет, и в течение девяти лет они жили в институте, как правило, не видя, или почти не видя, дома. Если родители, жившие в Петербурге, еще могли посещать своих дочерей (хотя и эти посещения специально ограничивались), то небогатые, особенно провинциальные институтки на годы были разлучены с родными. Такая изоляция смолянок была частью продуманной системы. В основу обучения клался принцип замкнутости: институток вполне осознанно отделяли от домашней атмосферы. Традиция эта восходила к И. И. Бецкому, который стремился отгородить воспитанниц от «испорченной» среды их родителей, вырастив из них «идеальных людей» по просветительской модели. Впрочем, эти философские мечты вскоре оказались забытыми. Изоляция девочек и девушек от родных потребовалась для совершенно иной цели: из смолянок делали придворные игрушки. Они стали обязательными участницами дворцовых балов. Все их мечты, надежды, помышления формировались придворной атмосферой. Императрица знала всех учениц, а впоследствии Александр I и Николай I очень любили посещать этот «девишник». Однако, по сути дела, после окончания института любимые игрушки мало кого интересовали. Правда, из одних смолянок делали фрейлин, другие превращались в светских невест; но нередко окончившие Смольный институт бедные девушки становились чиновницами, воспитательницами или учительницами в женских учебных заведениях, а то и просто приживалками. Девять лет обучения разделялись на три ступени. Учение на первой ступени длилось три года. Учениц низшей ступени называли «кофейницами»: они носили платьица кофейного цвета с белыми коленкоровыми передниками. Жили они в дортуарах по девять человек; в каждом дортуаре проживала также приставленная к ним дама. Кроме того, имелась также классная дама — надзор был строгий, почти монастырский. Средняя группа — «голубые» — славилась своей отчаянностью. «Голубые» всегда безобразничали, дразнили учительниц, не делали уроков. Это — девочки переходного возраста, и сладу с ними не было никакого.

Девочек старшей группы называли «белые», хотя на занятиях они носили зеленые платья. Белые платья — бальные. Этим девушкам разрешалось уже в институте устраивать балы, где они танцевали «шерочка с машерочкой» и — только в особых случаях — с ограниченным числом придворных кавалеров (на такие «балы» приезжали и великие князья). Обучение в Смольном институте, несмотря на широкие замыслы, было поверхностным. Исключение составляли лишь языки. Здесь требования продолжали оставаться очень серьезными, и воспитанницы действительно достигали больших успехов. Из остальных же предметов значение фактически придавалось только танцам и рукоделию. Что же касалось изучения всех других наук, столь пышно объявленного в программе, то оно было весьма неглубоким.

Физика сводилась к забавным фокусам, математика — к самым элементарным знаниям. Только литературу преподавали немного лучше, особенно в XIX веке, в пушкинскую эпоху, когда профессорами в Смольном институте стали А. В. Никитенко, известный литератор и цензор, и П. А. Плетнев — приятель Пушкина, которому поэт посвятил «Евгения Онегина». Плетнев не был значительным литератором. Однако, тесно связанный с пушкинским кругом (например, в течение ряда лет являясь издателем Пушкина и заботливо руководя денежными делами поэта), Плетнев находился в центре литературной жизни эпохи. Составляя программу занятий, Плетнев смело ввел в нее творчество Пушкина, а также ряда других молодых поэтов*. Плетнев читал институткам «Евгения Онегина», а девицы краснели, слушая такие строки: «Но панталоны, фрак, жилет, / / Всех этих слов на русском нет». Они говорили: «Какой ваш Пушкин эн де са», то есть — непристойный: слово «панталоны» вызывало у них ассоциации с деталями женского белья. Отношение смолянок к занятиям во многом зависело от положения их семей. Девушки победнее учились, как правило, очень прилежно, потому что институтки, занявшие первое, второе и третье места, получали при выпуске «шифр» (так назывался украшенный бриллиантами вензель императрицы). Смолянки, окончившие с шифром (особенно хорошенькие девушки), могли надеяться стать фрейлинами, а это для бедной девушки было, конечно, очень важно.

Что же касается институток из семей знатных, то они хотели, окончив институт, выйти замуж и только. Учились они часто спустя рукава. Центральным событием институтской жизни был публичный экзамен, на котором, как правило, присутствовали члены царской семьи и сам император. Здесь вопросы давались заранее. Девушка получала накануне экзамена один билет, который она и должна была выучить, чтобы назавтра по нему ответить. Правда, воспоминания свидетельствуют, что и этот показной экзамен вызывал у институток достаточно волнений! Праздничная сторона жизни смолянок, связанная с придворными балами, во многом была показной. Впрочем, характер их будней и праздников менялся в зависимости от придворных веяний. При Екатерине дух института определялся вначале влиянием И. И. Бецкого и его утопических планов воспитания «идеального человека». Так, в 1770-е годы в институте с целью идеального воспитания был создан любительский театр. Воспитанницы ставили на школьной сцене пьесы, которые демонстрировались не только внутри института, но и делались составной частью придворных празднеств. Спектакли в Смольном институте начались в 1771 году. В этом же году смолянки поставили трагедию Вольтера «Заира»; на масленице 1772 года игралась трагедия А. П. Сумарокова «Семира» и т. д. Сам Сумароков высоко оценил театральные усилия смолянок.

Чтобы оценить этот шаг довольно осторожного Плетнева, следует учесть, что, начиная с 1830-го года вокруг оценки творчества Пушкина шла острая полемика и авторитет его был поколеблен даже в сознании наиболее близких к нему поэтов (например, Е. Баратынского). В официозных же кругах дискредитировать поэзию Пушкина сделалось в эти годы своего рода обычаем. В «Письме к девицам г. Нелидовой и г. Барщовой» (1774 ?) Сумароков, который в это время открыто переходил к критике программных установок правительства Екатерины II, обратился и к вопросу воспитания смолянок. В послании, обращенном к этим двум наиболее выдающимся воспитанницам института, Сумароков под предлогом одобрения театральных опытов смолянок развернул широкую и, по существу, расходящуюся с принятой программу женского воспитания в России. Позиция Сумарокова близка позиции Бецкого, но свободна от присущего последнему утопизма.

Сумароков, как уже говорилось, — убежденный сторонник женского образования. Однако, в отличие от Бецкого, он помещает русскую девушку не в условно конструируемую обстановку, а в мир образованной дворянской семьи. В воспитанницах он видит будущих культурных матерей, причастных развитию искусства и науки в России: Предвозвещания о вас мне слышны громки, От вас науке ждем и вкусу мы наград И просвещенных чад. Предвижу, каковы нам следуют потомки . В институтках Сумароков прославляет (разумеется, с присущей жанру гиперболической условностью) «возвышенных питомиц муз», «дщерей Талии и дщерей Мельпомены», а в создании институтского театра видит заслугу директрисы института Лафон («Блаженна часть твоя, начальница Лафон!») и Бецкого: Скажите Бецкому: сии его заслуги Чтут россы все и все наук и вкуса друга И что, трудясь о сем, блажен на свете он*. Однако праздничные дни были редкими. Каждодневная же жизнь институток не вызывала зависти. Обстановка в этом привилегированном учебном заведении была весьма тяжелой. Фактически дети оказывались полностью отданными на произвол надзирательниц. Состав надзирательниц не был одинаковым. О многих из них окончившие институт впоследствии вспоминали с благодарностью, но общая масса была иной. Надзирательницы часто набирались из числа женщин, чьи собственные судьбы сложились неудачно. Уже сама необходимость до старости лет пребывать на жалованье в ту эпоху считалась аномальной. И, как это часто бывает с людьми, для которых педагогическая деятельность не определяется призванием и интересом, а есть лишь следствие случайности или жизненных неудач, воспитательницы нередко использовали власть над детьми как возможность своего рода психологической компенсации.

Сумароков А. П. Избр. произведения. Л., 1957, с. 307. Обращение поэта к воспитанницам Смольного института напоминает, и видимо не случайно, известные строки М. Ломоносова: «О вы, которых ожидает // Отечество из недр своих...» Однако Ломоносов обращается к русскому юношеству без какого-либо указания на сословие, весь же смысл послания Сумарокова состоит в создании программы для воспитания русской дворянской девушки.

Особенно доставалось девочкам и девушкам из небогатых семей. В институте постоянно кипели страсти; интриги неизбежно затягивали и учениц. В мемуарах, посвященных этим годам, бывшие смолянки часто говорили об институте с горечью или насмешкой, называя своих воспитательниц «подлинными ведьмами». А поскольку родители к девочкам не приезжали, то деспотизм этих надзирательниц чувствовался особенно сильно. Но самой тяжелой для институток оказывалась суровость распорядка. Подъем — в шесть часов утра, уроков ежедневно — шесть или восемь (правда, на уроках зачастую мало что делали, но присутствие было обязательным).

Отведенное для игр время строго ограничивалось. Воспитательницы, от которых зависел реальный режим жизни в институте, как правило, не имели педагогического образования и образцом избирали уклад монастырского приюта или казарменный режим. Такой порядок мог восторжествовать только в условиях резкой отгороженности Смольного института от всего, что делалось за его стенами. Там уже были известны педагогические идеи просветителей и существовали воспитатели типа Жильбера Ромма. Не случайно Пушкин колебался в том, какое воспитание дать Онегину, и первоначально предполагал сделать его учителя последователем передовых педагогических идей. В черновом варианте «Евгения Онегина» читаем: «Monsieur, швейцарец очень умный...» В этом контексте слова: «Учил его всему шутя» — и: «Не докучал моралью строгой» — звучали как ссылки на требование Ж.-Ж. Руссо учить играя. На таком фоне особенно бросалась в глаза изолированность институток от внешнего мира и искусственность среды, в которой они проводили долгие годы. Девушки выходили из института, совершенно не имея представления о реальной жизни. Им казалось, что за стенами института их ожидает нескончаемый праздник, придворный бал. Плохим было и питание смолянок. Начальство, особенно экономы, злоупотребляли своим положением, наживаясь за счет воспитанниц. Однажды на маскарадном балу одна из бывших институток рассказала об этом Николаю I. Царь не поверил. Тогда она сказала, чтобы он приезжал с черного крыльца, прямо на кухню, без предупреждения. Николай I, на практике множа бюрократию, любил эффектные сцены непосредственного вмешательства царя, который наказует зло, чинит расправу с недостойным и награждает достойного. Он действительно нагрянул на кухню и лично попробовал бурду, наполнявшую котел. В котле кипело какое-то варево. «Что это?» — гневно вопросил Николай. Ему ответили: «Уха». В супе, действительно, плавало несколько маленьких рыбок... Однако эффектная сцена не изменила положения: эконом в конечном счете выпутался, и все окончилось для него благополучно. Чуть-чуть лучше было положение богатых девушек. Имеющие деньги, во-первых, могли, внеся специальную плату, пить утром чай в комнате воспитательниц, отдельно от других институток. Кроме того, они подкупали сторожа, и он бегал в лавочку и приносил в карманах (или даже за голенищами сапог) сладости, которые потихоньку съедались. Нравы институток также воспитывались атмосферой полной изоляции от жизни. Первым, что слышали девочки-«кофейницы», попадая в Смольный институт, были указания старших воспитанниц на обычай кого-нибудь «обожать».

Эта институтская манера состояла в том, что девочки должны были выбрать себе предмет любви и поклонения.

Как правило, это были девицы из «белой» группы. На вопрос одной простодушной девочки (которая потом рассказала об этом в мемуарах), что значит «обожать», ей объяснили: надо выбрать «предмет» обожания и, когда «предмет» проходит мимо, шептать: «Восхитительная!», «Обожаемая!», «Ангел», писать это на книгах и т. д. Только «голубых», как правило, никто не обожал: они дергали младших за волосы и дразнили их. В самой старшей группе «обожали», как правило, членов царской семьи — это культивировалось. «Обожали» императрицу, но особенно императора. При Николае I «обожание» приняло характер экстатического поклонения. Николай был, особенно смолоду, хорош собой: высокого роста, с правильным, хотя и неподвижным лицом (только в конце жизни у него вырос живот, что он тщательно скрывал мучительным перетягиванием). Истерическое поклонение государю многие смолянки переносили за стены учебного заведения, в придворную среду, особенно — в круг фрейлин. Л. Толстой придал эту характерную черту образу Анны Павловны Шерер в «Войне и мире». При Николае I традиция «обожания» государя часто становилась основой для мимолетных романов императора (это также нашло отражение у Л. Толстого — в повестях «Хаджи-Мурат» и «Отец Сергий»). Атмосфера, царившая вокруг двора Николая I, проницательно и с тонким психологическим проникновением отражена в романе Б. Окуджавы «Путешествие дилетантов». Атмосфера эта включала подчеркнутое соблюдение внешних приличий. Николаевский двор прощал «приличьем стянутые» похождения, но жестоко преследовал подлинные чувства. Это отражалось и на судьбах воспитанниц. Внимание двора распространялось не только на воспитанниц Смольного института, но и на дам-преподавательниц, и вообще на все окружение института. Строгости захватывали даже дочерей воспитательниц, от которых также требовалось соблюдение всех условностей петербургского общества. Пушкин не преувеличивал, когда он писал: ...Но свет...

Жестоких осуждений Не изменяет он своих: Он не карает заблуждений, Но тайны требует для них.(III (1), 205)

Жертвой узаконенного лицемерия сделался Ф. И. Тютчев. Великий поэт Ф. И. Тютчев, петербуржец, дипломат, человек уже немолодой (ему 50 лет) и женатый, отец двух дочерей, воспитывавшихся в Смольном институте, был охвачен глубоким, неподдельным чувством к двадцатилетней девушке Елене Александровне Денисьевой, которая недавно сама носила платье смолянки. Елена Александровна была племянницей Анны Денисьевой — одной из самых уважаемых классных дам Смольного института, выполнявшей также одно время обязанности директрисы. Если бы известный в Петербурге чиновник завел «прилично» обставленную незаконную связь с молодой гувернанткой, это никого бы не потревожило. Но (ситуация, очень похожая на изображенную позже в «Анне Карениной») чувство, связывавшее Тютчева и Денисьеву, было подлинным и глубоким. Петербургский свет всполошился. Трагическая любовь длилась четырнадцать лет и окончилась смертью Е. Денисьевой от чахотки. Особый придворный женский мир, выросший на нравах Смольного института, пронизанный интригами, экстатическими «обожаниями», погубил Денисьеву, подверг ее остракизму и довел до преждевременной смерти. Но этот же мир питал среду, чьи мысли и представления определяли сознание самой Денисьевой. Не случайно ее искренняя страсть окрашивалась в традиционные тона «обожания» («мой боженька», называла она Тютчева). «Институтская» атмосфера губила Денисьеву, но вместе с тем была единственной, в которой она могла жить и дышать. Положение Тютчева было безвыходным. Сохранилось свидетельство о сцене, разыгравшейся во время посещения Тютчевым и Вяземским известного в петербургских аристократических кругах князя Шереметева. Восемнадцатилетняя княгиня Шереметева, сама только недавно освободившаяся от положения воспитанницы, не пропустила случая открыто дать почувствовать немолодому поэту всю глубину своей оскорбленности присутствием столь безнравственного человека. Мемуаристке запомнилось, что Тютчев не только вынужден был терпеть унижение, но и безуспешно пытался завоевать расположение «оскорбленной» хозяйки.

Забота двора и воспитательниц о благополучии смолянок оказывалась, по сути, лицемерной игрой. Одна из бывших институток с горечью вспоминала, что после смерти одной из ее подруг, девушки из небогатой семьи, никто даже не позаботился приобрести крашеный гроб. Девушки должны были сами собрать деньги и каким-то образом организовать похороны. Сломанная игрушка оказалась никому не нужной. Смолянки еще в николаевскую эпоху славились особой «институтской» чувствительностью. Сентиментальная неподготовленность к жизни культивировалась и была свидетельством неиспорченности. «Невинность» сочеталась с повышенной экзальтацией, обязательной влюбленностью.

Такая чувствительность не была изобретением смолянок.

Просто в институте искусственно консервировались те нормы чувств, которые лет тридцать назад были принадлежностью общего дамского «модного» поведения. Чувства принадлежат не только природе, но и культуре. Дворянская женщина конца XVIII — начала XIX века соединяла в себе не только два воспитания, но и два психологических типа. Хотя они были противоположны и порождали полярные виды поведения, но оба были искренни. Воспитанная крепостной нянькой, выросшая в деревне или, по крайней мере, проводившая значительную часть года в поместье родителей, девушка усваивала определенные нормы выражения чувств и эмоционального поведения, принятые в народной среде. Этим нормам была свойственна определенная сдержанность, в которой Пушкин усматривал не только народность, но и проявление самых высоких черт дворянской культуры. Так, например, Татьяна, как бы ни была «изумлена, потрясена», сохранила «тот же тон, был так же тих ее поклон». Именно эта норма поведения позволила декабристкам в Сибири органично вписаться в народную среду. Однако в ином культурном контексте те же самые дворянки могли падать в обмороки или же заливаться слезами. Такое поведение воспринималось как «образованное» так вели себя европейские дамы, причем экзальтация эта была искренней, хотя иногда, конечно, и включала элементы наигранности. С. Н. Марин в письме к М. С. Воронцову сообщает о чрезвычайном событии, случившемся в одном петербургском театре. Во время спектакля маленькая девочка — дочь одной из известных французских актрис зацепилась ногой за подымающийся занавес, который подтащил ее к куполу сцены. Вот как Марин описывает это событие: Давали Les folies amoureuses et L'amour et la raison*. Вдруг выбегает женщина из-за кулис с страшным криком; никто не может догадаться причины; многие думают, что пожар; наконец, слова: 0m enleve un enfant avec la toile** Вместе с занавесом подняли ребенка(франц.). решили сомнения. Вообрази ты состояние Valvil: этот ребенок ее дочь! Страшная суматоха в ложах и в партере: дамы падают в обморок, мужчины бегают за водой и спиртами, Valvil и ее мать в жестоком обмороке, человек сто на сцене актеров; все кричат, но помочь невозможно». Марин с основанием противопоставляет спокойствие семилетнего ребенка, поведение которого, заметим, не подчинено законам моды, и общее поведение взрослых дам. Девочка из-под купола кричала, чтобы мать не пугалась — она держится крепко. «Но maman не могла сего слышать, быв без памяти»22.

Экзальтация поведения, например когда мы говорим об упавшей в обморок матери, конечно, не означает отсутствия искренности — каждое время имеет свой язык выражения чувств. Язык этот в равной мере может быть использован для выражения и правды, и лжи. Смольный институт был отнюдь не единственным женским учебным заведением в России. Возникали частные пансионы. К концу XVIII века по проверке их оказалось несколько десятков в Петербурге, десять с лишним — в Москве и ряд — в провинции. Пансионы были иностранные*. (Первое воспитательное заведение для девушек возникло в Дерпте, задолго до Смольного института, в 50-е годы XVIII века. Преподавание там велось на немецком языке.)

Уровень обучения зачастую оказывался весьма невысоким. Систематически учили лишь языку и танцам. Воспитательницами были, как правило, француженки или немки. Во французских пансионах (начиная с 1790-х годов часто заполнявшихся бежавшими от революции эмигрантками) учениц в грубой и упрощенной форме приобщали к манерам французского общества дореволюционной поры, в немецких — к навыкам бюргерского ведения хозяйства и воспитания. Первый случай нам знаком по образу помещицы Натальи Павловны из поэмы Пушкина «Граф Нулин»:...К несчастью, Наталья Павловна совсем Своей хозяйственною частью Не занималася: затем, Что не в отеческом законе Она воспитана была, А в благородном пансионеУ эмигрантки Фальбала.Она сидит перед окном. Пред ней открыт четвертый томСентиментального романа: Любовь Элизы и Армана, Иль Переписка двух семей. Вот так выглядит воспитанница французского пансиона в деревне. Один из мемуаристов — Н. Шипов — оставил довольно яркую картину воспитания харьковских девушек в пансионах начала XIX века: «Начальница встречала их в большом рекреационном зале и заставляла проделывать различные приемы из светской жизни.- Ну, милая, — говорила начальница, обращаясь к воспитаннице, — в вашем доме сидит гость — молодой человек. Вы должны выйти к нему, чтобы провести с ним время. Как вы это должны сделать? Затем девицы то будто провожали гостя, то будто давали согласие на мазурку, то садились играть, по просьбе кавалера, то встречали и видались с бабушкой или с дедушкой». Такой «театр на дому» составлял обязательный элемент обучения. У другой содержательницы пансиона, немки, девочек учили арифметике, и maman говорила: «Учите сложение и вычитание; без них вы будете плохие жены. Какими вы будете хозяйками, когда не сумеете сосчитать базара?»23

Таким образом, пансионская система оказывалась направленной на то самое, о чем когда-то заботился Петр, чтобы девушка вышла замуж, стала (по французским ли, по немецким ли представлениям) хорошей женой. Третий вид женского образования — домашнее. Домашнее воспитание молодой дворянки не очень сильно отличалось от воспитания мальчика: из рук крепостной нянюшки (заменявшей в этом случае крепостного дядьку), девочка поступала под надзор гувернантки — чаще всего француженки, иноща англичанки. В целом образование молодой дворянки было, как правило, более поверхностным и значительно чаще, чем для юношей, домашним. Оно ограничивалось обычно навыком бытового разговора на одном-двух иностранных языках (чаще всего — на французском или немецком; знание английского языка свидетельствовало о более высоком, чем средний, уровне образования), умением танцевать и держать себя в обществе, элементарными навыками рисования, пения и игры на каком-либо музыкальном инструменте и самыми начатками истории, географии и словесности. С началом выездов в свет обучение прекращалось. Конечно, бывали и исключения. Таково, например, обучение пятнадцатилетней Натальи Сергеевны Левашовой, провинциальной дворянской девушки из Уфы. Учитель ее, Г. С. Винский, свидетельствовал: «Скажу, не хвастаясь, что Наталья Сергеевна через два года понимала столько французский язык, что труднейших авторов, каковы: Гельвеций, Мерсье, Руссо, Мабли, переводила без словаря; писала письма со всею исправностию правописания; историю древнюю и новую, географию и мифологию знала также достаточно»24.Цели и качество обучения зависели не только от учителей, но и от состоятельности семьи, от ее духовной направленности (особенно — от устремлений матери). Так, соседка Пушкина по Михайловскому, Прасковья Осипова (дочь Вындомского, сотрудника журнала «Беседующий гражданин», ученика Н. И. Новикова и знакомого А. Н. Радищева), воспитывая своих дочерей в имении, в Псковской губернии, добилась того, что они выросли литературно образованными, владеющими французским и английским языками.Сама Осипова, нарушая сложившиеся обычаи, продолжала свое образование, будучи уже зрелой женщиной. Тип русской образованной женщины, особенно в столицах, стал складываться уже в 30-х годах XVIII века. Напомним хотя бы о вкладе в культуру Екатерины II и ее ревностной союзницы княгини Екатерины Дашковой. Однако в целом женское образование в России XVIII — начала XIX века не имело ни своего Лицея, ни своего Московского или Дерптского университетов. Тот тип высокодуховной русской женщины, о котором говорилось в предшествующей главе, сложился под воздействием русской литературы и культуры эпохи.

Источник:Лотман Ю. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII-начало XIX века)

0

2

РУССКОЕ ЖЕНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В XVIII — НАЧАЛЕ ХХ вв.: ПРИОБРЕТЕНИЯ И ПОТЕРИ

"Новая" европейская культура, утверждавшаяся в нашей стране с начала XVIII века, принесла с собой и новый тип современного человека. Во многом его олицетворял сам царь. Подвижный и открытый всему новому, Пётр Великий являлся образцом для многих современников. Работая всю жизнь, он сознательно подавал пример своим подданным.

"Новая" культура ориентировалась на мужской образец, но она не могла укрепиться без нового образа женщины. Он появился очень нескоро. Почти три четверти века, одна за другой, российские императрицы были, в сущности, женщинами, занятыми своей особой и троном. Все они были личностями незаурядными, но ни одна не была по-настоящему европейски образованной женщиной. Среда, взрастившая их, поощряла вкус лишь к внешнему блеску жизни — балам, пирам и нарядам. Ни одна из них так и не стала жизнеустроительницей.

Лишь честолюбивая немка, воспитанная в протестантской среде, смогла явить на российской земле образец современной европейской женщины. Укрепившись на российском престоле в 1763 году, Екатерина Великая хорошо знала, что ей предстоит. Она сознательно взваливала на свои плечи тяжесть, которая была по плечу лишь ей одной.

Среди задач, которые она ставила перед собой, было и воспитание подданных. Это был непомерно тяжёлый, непрестанный и не всегда благодарный труд. Екатерина Великая ежеминутно контролировала своё собственное поведение: видела себя со стороны и хорошо сознавала, как будут оценены её слова и поступки в каждый момент. Императрица великолепно разбиралась в людях. Невысоко оценивая человеческую натуру в целом, она строила реальную политику, зная, что "других слуг у неё нет". Старалась строго придерживаться правильного распорядка дня, вникала во все дела. Её достоинства - трудолюбие, мудрость, такт - вызывали глубочайшее уважение и любовь подданных, желание приблизиться к высоким стандартам.

А, между тем, женская среда традиционно была особенно консервативной. Считалось незыблемым, что место женщины - у домашнего очага, под покровительством отца или мужа, и образование может лишь испортить её характер. "Прадед не допускал мысли о воспитании детей; в те времена чада должны были удерживаться в чёрном теле в доме родителей, и он за порок считал, чтоб русские дворянки, его дочери, учились иностранным языкам", - вспоминала Е.А.Сабанеева в конце XVIII века 1. Императрице следовало преодолеть вековую традицию. Конечно, долгие годы женского правления в России меняли в какой-то степени взгляд на место женщины в обществе в целом. И всё же, перед императрицей лежала целина - справедливы были слова Екатерины Дашковой о том, что во всей Российской империи можно назвать лишь двух образованных женщин, читавших книги - её саму и Екатерину Великую.

Одного лишь собственного примера было, разумеется, недостаточно, и Екатерина учредила учебные заведения для девиц: прежде всего, Смольный институт с его дворянским и мещанским отделениями. Здесь девушки получали систематическое образование: их учили новым языкам, литературе, Закону Божьему, алгебре, геометрии, физике, географии, естественной истории, танцам, рукоделию и домоводству...

Именно "благодаря Екатерине II в русской семье впервые появилась образованная женщина и внесла в это последнее убежище дедовских предрассудков струю свежего воздуха и света" . Это были смолянки, которые "привносили в незнакомую и часто совершенно дикую жизнь высокий нравственный склад и живые умственные интересы" 2.

Екатерина Великая сумела к концу своего правления изменить дворянский быт, окружавшее человека пространство 3. А ведь одно неотделимо от другого: человек, изменяясь сам, изменял свою среду и, наоборот, сама среда диктовала определённый стиль бытового поведения.

Итак, образец был задан. Образованная современная русская женщина отныне - это особа, которая владеет одним-двумя иностранными языками, умеет прекрасно излагать свои мысли и в разговоре, и на бумаге. Она следит за новинками науки, литературы и искусства, читает журналы - российские и зарубежные. Она занимается самообразованием всю жизнь. Такая женщина умеет поддержать разговор на любую тему, и разговор этот будет приятен собеседнику. Она играет на музыкальных инструментах, танцует, может сделать портретный набросок и сочинить эпиграмму. Образованная женщина модно и всегда уместно одета. Её манеры безупречны. Она любит прогуляться в саду и, может быть, даже заняться физическими упражнениями. ...Минувшие эпохи, стремительно меняющаяся жизнь и по сей день вносит в этот образец лишь некоторые поправки.

В сущности, на что именно был направлен такой объём образования, воспитания и способ подготовки человека? На развитие его собственной личности, когда человек может проявить себя в разных областях жизни разумно, свободно и без неудобства для окружающих, а, во-вторых, для того, чтобы уметь общаться с другими людьми. Именно этот аспект - цивилизованное общение с другими людьми - был особенно важен.

Способ получения образования и объём его определял отныне в немалой степени и внутренний облик женщины, и её последующую жизнь в целом.

* * *

После кончины Екатерины II её невестка, жена нового императора Павла Мария Фёдоровна приняла на себя заботы о женском образовании.

Императрица Мария Фёдоровна была необыкновенной женщиной, и её роль в распространении женского образования в России неоценима. Она посвятила всю свою жизнь, весь её уклад работе в своем особом Ведомстве - ведомстве императрицы Марии. Она сама вела обширную переписку, писала тексты уставов, планы и инструкции по устройству отдельных учреждений, следила буквально за всем: за подбором кадров начальства и преподавателей, за приготовлением пищи, качеством белья, порядком приёма и выпуска воспитанниц, и - нередко - за их дальнейшей судьбой 4. Авторитет Марии Фёдоровны привлекал и пожертвования других членов царской семьи, дворянских и купеческих обществ, частные пожертвования.

Сам взгляд на женское образование у Марии Фёдоровны был принципиально иным, чем в екатерининскую эпоху: с одной стороны, был уже накоплен некоторый опыт, с другой - новая эпоха диктовала менее умозрительный и схематичный, но более реалистичный подход к делу.

Императрица, помимо уже существовавшего Смольного института, учредила Воспитательный дом (1797), Мещанское училище (1797), училище ордена св. Екатерины (1798) и др. Она продумала не только сам процесс воспитания девочек: практичная немка хорошо представляла себе, какое именно будущее ждёт взрослую девушку - выпускницу учебного заведения. В инструкциях начальнице Московского Екатерининского училища Мария Фёдоровна, заботившаяся об особом подходе к каждому, писала: "надо стараться, чтобы воспитанницы привыкли к мысли о бедности.., многие из них будут жить в деревне, у некоторых есть родители, не получившие хорошего воспитания, но нужно приучаться жить с людьми всякого рода".

Главнейшей задачей Мария Фёдоровна считала воспитание матери.

Именно так: главной целью образования девочек провозглашалась необходимость воспитания "добрых супруг, хороших матерей и хороших хозяек" - вместо екатерининской книги "О должностях человека и гражданина" девочкам стали читать "Отеческие советы моей дочери" . В это время в общественном сознании утверждается представление о важности воспитания и образования детей, в котором главную роль играет семья, в особенности - мать. Ориентация на семью при получении образования в институте была основной темой воспитания и таковой она сохранялась на всё время существования института.

"Институтка" - устойчивый литературный образ, который долгое время царил в жизни и на страницах книг. Основной тип образованной женщины 30 - 40 годов XIX века - это рачительная хозяйка, воспитывающая своих детей, а не просто светская красавица. Пусть таких женщин и было совсем немного, но фактом жизни становится то, что женщина встаёт наравне с образованным мужчиной, являясь его собеседницей, соучастницей духовной жизни.

* * *

Крымская война, как это нередко бывает в истории, разом высветила стоявшие перед страной проблемы. В частности, общество осознало, как писали газеты, что вся суть современных проблем заключается и в образовании матери. Мать сама должна была стать другой, чтобы готовить своего ребенка к новым условиям жизни, новым условиям социализации, подготовить его к тому, чтобы оптимально вписаться в них 6. Начиналась новая эпоха в женском образовании.

Женщина начинает играть непривычные роли - и это означает гораздо больше, чем просто изменение статуса женщины в обществе: это означает изменение самого общества. Ведь не зря, к примеру, связывали образованность матерей и деятельность их сыновей-декабристов. Итак, начало эмансипации женщин - это начало подлинной эмансипации общества.

К середине XIX в. организация женского образования пришла в противоречие с насущными требованиями жизни. Закрытые и сословные институты благородных девиц просто не были в силах охватить всех желающих учиться. Кроме того, сословный характер женских учебных заведений, отрыв от реальной жизни, подвергались критике среди педагогов, общественных деятелей, в журналах и газетах.

А ведь женщины составляли более половины населения Российской империи. Эпоха Великих реформ настоятельно диктовала необходимость допустить женщин к непосредственному участию в жизни общества. Без этого и общество в целом не могло бы сделать следующий шаг в заданном реформами направлении.

Жизнь настоятельно диктовала изменение привычного внутреннего и внешнего облика женщины. Всё больше женщин оставалось вне семьи и было вынуждено работать. Разрушалась традиционная семья, крушился прежний устойчивый дворянский быт, происходила промышленная революция - жизнь кардинально менялась на глазах. Растущая промышленность предоставляла женщинам гораздо больше возможностей для активного участия в жизни общества. С одной стороны, это нарушало прежний уклад, столь привычный для многих и создавало психологические и иные неудобства, с другой - нередко задевало интересы работавших мужчин или создавало для них известные неудобства.

Во второй половине XIX в., как отмечают современные исследователи, "образ делового человека становится притягательным и для женщин, борющихся за свои права. Они стараются ни в чём не отставать от мужчин, несмотря на правовые ограничения, устремляются в сферу науки, образования, здравоохранения, искусства... В деловой женщине XIX в. нет и тени стяжательства, тем не менее она шокировала публику самим фактом участия в общественной жизни, а также иногда и экстравагантностью поведения" 7.

В воздухе витало ожидание перемен, предчувствие крушения устоявшегося, хорошо ощущавшееся современниками. Показательны в этом отношении воспоминания Е.А.Андреевой-Бальмонт о своей матери: " Занимаясь в те годы, годы моего отрочества, так пристально торговыми делами, мать в то же время уделяла не меньше внимания и нашему учению. Она требовала от нас именно теперь, когда мы подросли, особенно серьёзного отношения к занятиям. Когда она вручала нам деньги в маленьком конвертике (50 рублей за 10 уроков для оплаты учителей), то говорила нам всегда, что не жалеет денег на преподавателей, что нам, по всей вероятности, придётся всем зарабатывать на свою жизнь, и поэтому необходимо приобрести знания. Она была очень довольна, когда Маша, подготовленная дома, успешно сдала экзамены на домашнюю учительницу при Министерстве народного просвещения и получила диплом, дававший ей право преподавать не только в начальных школах, но и в гимназиях" 8. А ведь речь идет о матери, давшей каждой из своих дочерей приданое в 100 тыс. рублей. Сравним эту ситуацию с началом XIX века, когда и мысли не было о профессии гувернантки для обеспеченных выпускницах институтов. Ещё недавно русский дворянин заявлял: "Мои дочери не пойдут в гувернантки, они не бесприданницы; придёт время, повезу их в Москву, найдутся женихи для них" 9.

"Мысль о новом роде женских училищ как бы витала в воздухе", - писал современник 10. Инициатива в создании открытых и бессословных женских училищ, как известно, принадлежала Николаю Вышнеградскому, профессору педагогики Главного педагогического института, инспектору Павловского института. Именно он разработал и осуществил проект открытых женских училищ "для приходящих девиц".

Новая школа строилась на принципах всесословности и открытости для детей разных вероисповеданий. Вводился семилетний курс обучения. Учебная программа была практически такой же, как и в мужских гимназиях (за исключением древних языков). Это был большой шаг вперед и, как это всегда бывает, нашлось немало противников нововведений. И всё же, гимназии стали открываться - открытые и всесословные.

Вся деятельность женских учебных заведений уже традиционно освящалась авторитетом императрицы - на этот раз жены Александра II Марии Александровны. Однако, женские гимназии содержались почти исключительно на общественные и частные средства. Теперь уже не высочайшее покровительство, а общественные силы во многом определяют судьбы женского образования.

Предметы преподавания делились на обязательные и необязательные. К обязательным в трёхклассных прогимназиях относились: Закон Божий, русский язык, русская история и география, арифметика, чистописание, рукоделие. В курсе женских гимназий, кроме вышеперечисленных предметов, обязательны были основания геометрии, география, история, а также "главнейшие понятия по естественной истории и физике с присовокуплением сведений, относящихся к домашнему хозяйстве и гигиене" , чистописание, рукоделие, гимнастика.

Девушки, награждённые при окончании гимназического курса общего учения золотыми или серебряными медалями, и сверх того выслушавшие особый специальный курс дополнительного класса, приобретали звание домашних наставниц. Те же, кто не удостоился медалей, получал "одобрительный аттестат" об окончании полного общего курса в гимназии и прослушал специальный курс в дополнительном классе, пользовались правами домашних учительниц.

Лучшие частные гимназии имели такой же курс обучения, как и мужские. В 70-х годах существовало 23 частных гимназии, причём больше всего их было в Петербурге (семь), и среди них - аристократическое заведение княжны Оболенской, где учились дети высокопоставленных и богатых родителей. Впрочем, диплом об окончании женских гимназий давали только казённые учебные заведения, и именно там ученицы частных должны были сдавать выпускные экзамены.

В целом, оценка, которую давали гимназиям современники - педагоги, публицисты, общественные деятели, сами выпускницы и их родители, - была высокой. Образование, которое получали гимназистки, было всесторонним, глубоким и по-настоящему современным. Кроме того, важнейшей стороной работы здесь было воспитание, нравственность. "Наше нравственное воспитание зиждилось на религиозном так сильно, что говорить о них раздельно не приходится", - вспоминала Вера Харузина 11. Так было повсюду - начиная с начальной школы, заканчивая институтом благородных девиц. День повсюду начинался с молитвы, расписание занятий соответствовало религиозным праздникам. Воспитание девушек велось в соответствии с христианскими заповедями.

Выпускницы гимназий были европейски образованными людьми. Полученный багаж давал им возможность прекрасно ориентироваться в современном мире, заниматься дальнейшим самообразованием, следить за образованием своих детей. Знания, которые давали гимназии, были по-настоящему прочными - и в старости, уже бабушками, бывшие гимназистки помнили назубок выученное в юности. В отличие от институтов, которые ставили задачей подготовить воспитанниц именно к семейной жизни, гимназии давали более широкую и разностороннюю подготовку к жизни повседневной, учили опираться прежде всего на самих себя и свои знания. Образованная современная женщина того времени - это выпускница гимназии.

* * *

И сами девушки, и их видение мира менялись, как менялось и время: они становились всё более активными, больше размышляли об окружающем. Их мир давно не ограничивался домом; рамки семьи сделались тесными для них. Но в борьбе за своё равноправие, за право учиться и работать, женщины, как уже говорилось, поневоле заходили много дальше, чем, пожалуй, хотели сами. Во-первых, само русское общество второй половины XIX века было явно нездорово, его мировоззрение искажалось ненормальностью государственного, экономического и социального развития Во-вторых, стремление женщин к свободе встречало столь ожесточённое неприятие и отпор большей части общества, что логика борьбы заставляла их действовать много резче и грубее, чем позволяло их воспитание и первоначальные установки. А ведь женщины лишь откликались на требования времени.

Делая обзор гимназических журналов, издаваемых девушками-гимназистками, современница пишет: "Почти все произведения проникнуты каким-то пессимизмом, но зато отрадно отметить идейность, какою отличалось всё, написанное в журнале, видно, как они стремятся к "кипучей полезной деятельности" 12. Эта самая "идейность" порой заводила девушек очень далеко.

Вот красноречивое свидетельство той путаницы, которая царила порой в юных головах: "Мне всегда хотелось того, чего не было в окружающей жизни: чего-нибудь необычайного... я чувствовала очень глубоко, где-то внутри себя силы для свершения подвига во имя какой-нибудь великой идеи. Но какая идея великая? В детстве, обожая государя Александра II, я мечтала отдать за него жизнь. В юности я хотела участвовать в заговоре против государя Александра III" 13. А вот цитата из рассказа об убийстве императора с, так сказать, "зеркальным" смыслом: "Преобладающим, по-моему, вокруг меня было чувство ужаса. Преступление казалось святотатством. Так было, думаю, не только в нашем доме... цареубийцы внушали мне ужас" 14.

Молоденькая девушка вдруг узнавала, "что замужество для девушки вовсе не обязательно, что быть старой девой не смешно и не позорно. Позорно быть "самкой" и ограничиваться интересами кухни, детской и спальней. Я узнала.., что для женщины теперь открывается много путей деятельности. Главное в жизни - учиться, приобретать знания, только это даёт самостоятельность и равноправие. Маргарита приводила мне в пример математика Софью Ковалевскую, с которой она недавно познакомилась., её друга химика Юлию Всеволодовну Лермонтову, математика и физика Елизавету Фёдоровну Литвинову, юриста Анну Михайловну Евреинову. Маргарита рассказывала мне, как все они боролись, чтобы получить высшее женское образование, хотя все они были привилегированного дворянского сословия, дочери богатых культурных помещиков. Анна Михайловна Евреинова бежала из родительского дома тайком и, так как отец не дал ей паспорта, она перешла пешком границу по болотам в прюнелевых туфельках. Софье Ковалевской пришлось фиктивно выйти замуж, чтобы с мужем уехать учиться за границу. Свою сестру Анну Васильевну она выписала к себе за границу якобы погостить, чтобы та могла писать, развивать свой литературный талант, общаться с литераторами, чего ей нельзя было сделать у себя дома в Петербурге, так как отец её считал, что писательство не для молодой девушки из хорошей семьи, что знакомство с литераторами её компрометирует" 15.

Путь, предполагавший разрыв со своей семьёй, становился всё более приемлемым. Но какой-нибудь десяток лет назад принятие подобного решения было почти невозможным - выбор новых путей в жизни, отличных от традиционных, давался очень и очень нелегко. Для начала 60-х уход из семьи дворянской девушки был шагом настолько решительным, даже авантюрным, что решались на него лишь одиночки. Минуло десятилетие, и таким путём пошло немало девушек, не хотевших повторять жизнь своих матерей.

По воспоминаниям Т.Кузминской, ещё в 60- х гг. мать запрещала дочерям подавать мужчинам руку при встрече - следовало делать реверанс, хотя рукопожатие в обществе начинало уже распространяться, велись речи о равенстве полов и т. п. У неё с матерью состоялся такой диалог: "А я с удовольствием поступила бы в университет" . - " Зачем образование? Оно не нужно. Назначение женщины - семья" 16.

Образование теперь осознавалось женщинами, прежде всего, как средство почувствовать себя свободной - и в бытовом, внешнем, и в духовном, внутреннем, смысле: "Воспитание для меня представляется значительным и дорогим, потому что оно велось в духе свободы. Свободу эту могла давать только самостоятельность, а её надо было развивать в себе" 17.

Однако, в целом женское образование коснулось лишь малого числа женщин. В большинстве своём им оставалось жить в рамках патриархальной культуры, где женщина была хранительницей домашнего очага. Лишь индустриализация смогла разорвать традиционные рамки. В России тогда только начинал складываться тип "работающей девушки" , столь распространённый в Соединённых Американских Штатах в это же время. Женщины, за редким исключением, работали лишь в области образования, воспитания и медицины (согласно правительственному постановлению 1871 г. они допускались также и в телеграфное ведомство сигналистками и телеграфистками и т. п.).

* * *

Борьба за права накладывала на женщин свой отпечаток. Возникал мужеподобный тип эмансипированной женщины - нездоровая атмосфера той эпохи особенно губительна была именно для женского характера. Виден зазор между воспитанием и образованием - а ведь уже в XVIII веке хорошо понимали, что обучение жизненным ценностям и знаниям - неразрывное целое. Более того, культивировалось "воспитание наоборот": девушки, близкие к революционным кругам, одевались и вели себя так, чтобы отличаться от других, не столь радикальных, не столь "современных" барышень. Их "знаками" становились пледы, синие очки, папиросы в углу рта и короткие стрижки. Разумеется, облик, лишённый привычных признаков женственности, подвергался насмешкам окружающих. Газета "Весть" за 1864 года (№ 46) писала: "Большинство нигилисток лишены женской грации и не имеют нужды намеренно культивировать дурные манеры, они безвкусно и грязно одеты, редко моют руки и никогда не чистят ногти, часто носят очки, стригут и бреют волосы. Они читают почти исключительно Фейербаха и Бюхнера, презирают искусство, обращаются к молодым людям на "ты", не стесняются в выражениях, живут самостоятельно или в фаланстерах, и говорят более всего об эксплуатации труда, абсурдности институции семьи и брака и об анатомии". Подобные же рассуждения можно найти и у Н.Лескова, на что обращает внимание Р.Кирсанова: "Сидеть с вашими стрижеными, грязношеими барышнями и слушать их бесконечные сказки про белого бычка, да склонять от безделья слово "труд", мне наскучило" ("На ножах") 18. Вот, напрмер, Анна Михайловна Евреинова - первая русская женщина-юрист, в юности бежавшая из своей семьи за границу учиться. В 80-е годы "это была старая некрасивая женщина, с нарочито резкими движениями, стриженая, не выпускавшая папиросы изо рта, выкрикивавшая, о чем бы ни говорили, устаревшие лозунги шестидесятых годов. По существу она была безобидная старуха" 19.

Софья Ковалевская, первая русская женщина - профессор математики, славилась в молодости редкостной красотой. Но очень скоро она бесследно утратила её сознательно лишая женственности и свой облик, и поведение, и образ жизни. И в день своего триумфа, когда её избрали членом-корреспондентом Академии наук России (случай небывалый!) она ощутила острую горечь - особенно почувствовала своё одиночество, нереализованную женскую судьбу... Тема эта нередко поднималась на страницах публицистических статей, повестей и романов: "Жила-была барышня... Да на свою беду прочитала она повесть одного писателя, который ей сказал: отбрось это счастье и ищи большего, красивого!.. И стало барышне скучно, и показалось ей, что ей суждена иная доля, лучшая... Но барышня не знала, как ей подойти к этой лучшей доле. Она думала, что писатель, который разбудил в ней тоску по иной жизни, должен это знать... Ну, она написала ему трогательное письмо, где умоляла спасти ее от среды, от пошлости и т.д. и спрашивала "что делать?" А писатель... определил ее на акушерские курсы!... И всю молодость... была на побегушках у вашего общего блага... Все куда-то надо было сходить, отправить, встретить... и стыдно было думать о себе и стыдно было любить... и стыдно сказать, что любишь... А жизнь-то и утекла, как песок, меж пальцев!" 20.

Канун реформ вызывал настоящий подъём движения в пользу женского образования. Другой стороной движения было стремление к женской эмансипации. Часто и то, и другое сливались воедино, хотя в жизни мы встречаем разные примеры женских судеб. " В 50-е и 60-е годы обучение женщины приобрело социальную значимость. Расширение её умственных горизонтов для освобождения легло в основу тактики русского феминизма и было распространённым занятием молодёжи того времени. Один из современников вспоминал, что в конце 50-х годов "вся интеллигенция была охвачена эпидемией общего взаимного развития" 21. А литература того времени в избытке воссоздавала образы "передовых" женщин.

* * *

К последней четверти XIX века среднее и среднее специальное образование для женщин было уже рядовым фактом, и главный акцент был перенесён на борьбу за высшее образование. Вот характерное начало одной из статьей, вышедшей в 1885 г.: "Сейчас оспаривают не необходимость образования для женщин, а только цель, систему и метод его" 22.

Женщинам последней трети XIX века приходилось бороться теперь уже за высшее образование. Как и прежде, то была, прежде всего, частная инициатива. Так, усилиями А.П.Философовой, М.В.Трубниковой и Н.В.Стасовой были учреждены общеобразовательные курсы - Владимирские, Аларчинские в Петербурге, Лубянские в Москве. Позже подобные курсы были открыты в Киеве.

Можно сказать, что общественное мнение уже с гораздо большим сочувствием откликалось на требования женщин, стремившихся к получению высшего образования. Да и сами женщины были более подготовлены к нему к этому моменту. Открывались всё новые и новые высшие женские курсы: политехнические, агрономические, архитектурные, строительные, инженерные. В 1912 г. на высших женских курсах Российской империи обучалось уже 6500 человек.

И, тем не менее, высшее женское образование прокладывало себе путь с трудом: запреты и отмены запретов, ограничения, частичные разрешения и т. п. тормозили дело. Выпускницы высших курсов не обладали особыми правами. Так, только в 1897 г. женщина-врач получила равные права с мужчинами на врачебную деятельность и государственную службу (по-прежнему - кроме прав по чинопроизводству).В 1886 г. Министерство народного просвещения предписывало прекратить приём слушательниц на все женские курсы, объясняя эту меру необходимостью "кардинально решать" вопрос о женском образовании. Когда в 1889 г. приём на Петербургские курсы был возобновлен, организация их была уже иной - во главе курсов ставился директор, назначаемый министерством. Из учебной программы были исключены естественная история, гистология и физиология человека и животных. Оставалось лишь два отделения, а число слушательниц сокращалось до 400 человек. Всё это замедляло развитие женского образования, но не могло остановить его. В 1900 г. вновь открылись курсы в Москве, в 1906 - в Казани.

* * *

Последняя треть XIX века - это новая эпоха в истории женщины в России. В очередной раз сменился типаж современной, "передовой" женщины. Конечно, молодому существу вообще свойственно стремление к свободе, к утверждению своего права выбора модели поведения, отказа от предопределённости. "Ах, этот аргумент: "как всё". Моя душа хотела с ним примириться, - вспоминала Вера Харузина - ...свободна бесконечно была молодая моя мама, никого и никогда не боявшаяся в своём стремлении вперёд. Свободно тетя выбрала себе дорогу и шла по ней, и свободу проповедывала Анна Мартыновна, внушая детям 6 - 7 лет самостоятельно искать путей совершенствования. Это было уже такое время, наверное!" . Харузина рассказала в своих мемуарах о поддержке гувернанткой-немкой её тяги к свободе: "В этом стремлении освободиться от стеснений, которые налагало, особенно в то время, состояние женщины, я находила молчаливое покровительство со стороны Анны Мартыновны. И она не признавала себя связанной ни в стремлении искать просвещения, ни в своих поступках тем, что она женщина и должна сохранять "женственность". Она... старалась развить во мне самостоятельность, независимость от помощи мужчины" 23.

Однако в 80 - 90-е годы представление о свободе для женщин было иным, нежели раньше. Женщины добились уже многого из того, к чему стремились и, может быть, поэтому и их поведение, и их внешний облик не были такими вызывающими, как в 60- 70-е годы. Середине века была свойственна идеологизация женского образования, которая лишь постепенно уменьшалась. Если в 60-е годы сам внешний вид девушек бросал вызов окружающим (стриженые, небрежно одетые нигилистки), теперь в аудитории устремились девушки другого внешнего облика, других устремлений 24.

В соответствии с новыми условиями изменился и состав учащихся. "Стать даже просто вольнослушательницей далось мне не без труда, - вспоминала Е.Андреева-Бальмонт. - Мать переживала, но нигилизм отжил своё время, эти курсы посещаются девушками из хороших семей, там учатся, а не занимаются, как раньше, политикой и пропагандой... Приходила я чуть ли не за час до начала лекций и с любопытством рассматривала собирающихся студенток. Ни стриженых, ни курящих не было. Такая же публика, как на публичных лекциях, на концертах. Одеты, как я, кто победнее, кто побогаче, но все в прическах. Некоторые сидели на лекциях в шляпах и перчатках. Были там и пожилые, и молодые. После лекций и в антрактах, между сменяющимися профессорами, я прислушивалась к разговорам. Самые обыкновенные..." 25. Буквально теми же выражениями описывает своё впечатление о курсах Герье Вера Харузина: "Слишком пугали многих родителей того времени типы курсисток-нигилисток с остриженными короткими волосами, в синих очках и с пледом на плечах - полное отрицание женственности, по крайней мере, внешне".

Но облик курсисток был уже иным. Вот, например, курсистка Мария Николаевна Милашевич, "стройная, светски воспитанная, она пленяла изяществом и женственностью", и трудилась сестрой милосердия в русско-турецкую войну 26. Девушки совершенно иначе оценивали героинь недавнего прошлого. Вот свидетельство молодой, умной, образованной девушки: "Впоследствии в моей юности я встретила у моих старших сестёр всех этих умных и замечательных женщин (кроме С.Ковалевской, умершей в 1891 году). Все они были уже старые, некрасивые, стриженые, курили, одевались в какие-то серые балахоны. Я не хотела быть похожей на них" 27. Девушек уже не зачаровывала романтика общественной борьбы, нигилизм и мужеподобие.

Конец XIX - начала ХХ веков - это "серебряный век" , "декаданс" . Второй уже раз наша культура в европейской её форме достигает вершин. Литература и изобразительное искусство, архитектура, театр, книгоиздательство, учебные заведения, частная самодеятельность - предлагают совершенные в своём роде образцы, отлитые в привлекательные формы. И женщина того времени соответствует уровню - даже та женщина, которая стремиться эпатировать окружающих (какой была, к примеру, Зинаида Гиппиус). Красота снова становится лозунгом эпохи. Но женская красота того времени - "упадочная" , болезненная, утверждающая андрогенный, бисексуальный тип. И это тоже была - свобода.

* * *

Борьба за свои права, за женскую эмансипацию заводила далеко - настолько, что забывалась цель, ради которой эта борьба велась. Между тем, и теперь мы пользуемся своими правами во многом благодаря этим героическим женщинам, приносившим в жертву столь многое.

Женское образование - великое завоевание женщин XIX в. Именно образование давало женщинам возможность самим заработать свой хлеб, выбирать свою судьбу. Но, как заявила на Всероссийском съезде по женскому образованию, журналистка и общественный деятель А.В. Тыркова: "...Внутренний рост женского "я" требует нового сознания женственности. Ведь не утрачивать свою женственность, а только расширять и освобождать её хочет новая женщина"

источник

История Российской империи.Образование в XIX веке

+1


Вы здесь » Петербург. В саду геральдических роз » Библиотека » Женское образование


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно