ИМИ ГОРДИТСЯ СТОЛИЦА

---------------------------------------
ЭПИЗОД МЕСЯЦА: «Ne me quitte pas»

ИСТОРИЯЗАКОНЫЧАВОРОЛИ
ВНЕШНОСТИНУЖНЫЕ

АДМИНИСТРАЦИЯ:
Александра Кирилловна; Мария Александровна.


Николаевская эпоха; 1844 год;
эпизоды; рейтинг R.

Петербург. В саду геральдических роз

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Петербург. В саду геральдических роз » Библиотека » МИНИСТЕРСТВО ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИИ


МИНИСТЕРСТВО ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИИ

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

http://www.montreal.mid.ru/0img/dip_11_5.jpg

Структура Министерства в 1839-1846 гг.

К концу 30-х годов XIX в. в системе министерств Российской империи произошли изменения. В частности, к восьми уже существовавшим министерствам добавились два новых: в 1826 г. было создано Министерство императорского двора и уделов, а в 1837 г. - Министерство государственных имуществ* (* См. Н.М.Ерошкин. История государственных учреждений дореволюционной России. М.1983 г., с.158.01) Это министерство управляло государственными крестьянами, госу-дарственными имуществами и осуществляло “попечительство” об усовершен-ствованиях в области сельского хозяйства* (* Там же, с.165.). Чиновникам Министерства госу-дарственных имуществ были назначены повышенные оклады, поскольку счи-талось, что данное министерство приносит непосредственную пользу, умно-жая государственные богатства* (* ф.СПб.Главный архив, IV-34, оп.179, 1838 г., д.1, л.2об. Там же, д.5, л.503.) Вскоре министр народного просвещения обратился в Комитет министров с представлением об увеличении жалованья некоторым чиновникам вверенного ему министерства. При обсуждении этого вопроса в Комитете министров было объявлено о распоряжении Николая I принять меры к уравниванию окладов чиновников всех министерств с целью пресечь переход чиновников из одного министерства в другое “со вредом для службы”. Все необходимые распоряжения должны были быть закончены в те-чение 1838 г. с тем, чтобы в 1839 г. все министерства работали по новому штатному расписанию* (* ПСЗРИ, собр. II, т.XIV, 1839 г., с.54-58.).

29 октября/10 ноября 1838 г. вице-канцлер К.В.Нессельроде представил в Государственный совет проект новых штатов МИД, который был утвержден Николаем I одновременно со штатами всех других министерств 23 декабря 1838 г./5 января 1839 г. (см. таблицу №5).

Согласно штатному расписанию Министерство иностранных дел вновь претерпевало некоторые изменения. Прежде всего закреплялось отделение Канцелярии министра от Департамента внешних сношений. Департамент внешних сношений вместо пяти экспедиций имел теперь три (две цифирные и одну газетную), а из Департамента хозяйственных и счетных дел была выделена в самостоятельную единицу Внутренняя по Министерству хозяйственная часть* (* ПСЗРИ, собр. II, т.XIV, 1839 г., с.54-58.). По штатному расписанию 1839 г. в Министерстве числилось 535 чиновников.

Подробнее структура МИД выглядела следующим образом: во главе министерства стоял вице-канцлер К.В.Нессельроде, ставший 17/29 марта 1845 г. канцлером. Вице-канцлер (канцлер), он же министр иностранных дел, возглавлял Совет Министерства, состоявший из пяти членов. В Совет Министерства входили также директора департаментов МИД и правитель дел Совета. При вице-канцлере состояли четыре советника (два старших и два младших) и 10 чиновников для особых поручений, назначавшиеся вице-канцлером. В дру-гих министерствах существовали должности советников, должности старших и младших советников были учреждены только в МИДе. Старшим советникам было поручено производство важнейших политических и секретных дел под руководством вице-канцлера. “По важности возложенных на них обязанно-стей, требующих особенных знаний, способностей и трудов, - писал в своем проекте штатов вице-канцлер К.В.Нессельроде председателю Государствен-ного совета барону М.А.Корфу 29 октября/10 ноября 1838 г., - они по всей справедливости могут быть сравнены с директорами департаментов... Младшие советники определены им в помощь”* (* ф.СПб. Главный архив, IV-34, 1838 г., оп.179, д.1, л.28об.06. )

В Канцелярии вице-канцлера (министра иностранных дел) по штатам МИД числилось 13 сотрудников, включая директора и начальника архива.

С выделением Канцелярии в самостоятельную единицу Департамент внешних сношений по существу перестал соответствовать своему названию, поскольку в нем остались лишь две Цифирные и одна Газетная экспедиция. В трех экспедициях работали 19 сотрудников, кроме того при департаменте состояли 6 чиновников особых поручений.

Две Цифирные экспедиции и Цифирный комитет составляли Цифирную часть. “Для избежания гласности о существовании Цифирной части, - писал К.В.Нессельроде в докладе Николаю I от 30 апреля/22 мая 1838 г., - я считаю удобнейшим присоединить ее к Департаменту внешних сношений, с тем однако же, чтобы она действовала непосредственно под моим руководством”1107 Там же, I-I, 1838 -1914 гг., оп.781, д.565, л.4об.07. Первая экспедиция занималась разработкой новых шифров для Министерства, вторая - дешифровкой перехваченных иностранных депеш. Экспедиции возглавлялись управляющими, при которых были помощники. В каждой экспедиции работали по 4 чиновника. Члены Цифирного комитета изучали новые шифры и определяли их назначение. Все члены Комитета числились по штатам других подразделений МИДа. По мнению К.В.Нессельроде, шифровальная работа требовала “испытанной скромности, долговременного и тщательного упражнения, постоянного внимания и при том удаление от всякой почти развлеченности”. Поэтому было желательно, чтобы чиновники Цифирной части “оставались при ней навсегда, или, по крайней мере, сколь можно долее”. Вице-канцлер разработал ряд мер, направленных на поощрение чиновников шифровального подразделения. В частности, они получали повышенные оклады и им предоставлялись казенные квартиры* (* ф.СПб. Главный архив, I-I, 1838 -1914 гг., оп.781, д.565, л.5-5об. ПСЗРИ, собр. II, т.XIV, с.55-57. Там же, с.55.)

Департамент церемониальных дел по-прежнему занимал обособленное место в структуре Министерства. Даже название должностей были нетипичными для МИДа. Возглавлял Департамент обер-церемониймейстер, в подчинении у которого было 9 сотрудников.

Три других департамента МИД России - Азиатский, Внутренних сношений и Хозяйственных и счетных дел - как по своей структуре, так и по названию должностей основывались на общих началах учреждения министерств. Департаменты, возглавлявшиеся директорами, делились на отделения во главе с начальниками отделений. Отделения делились на столы во главе со столоначальниками, у которых были старшие и младшие помощники. В каждом департаменте имелись канцелярские чиновники. При каждом департаменте была регистратура, архив и библиотека, причем начальник архива одновременно был библиотекарем. Однако между этими департаментами были и определенные структурные различия.

Азиатский департамент состоял из трех отделений, которые делились на шесть столов. По штатам МИД в департаменте и состоявшем при нем Учебном отделении восточных языков числились 96 чиновников, из них - 25 драгоманов и переводчиков, а также 8 чиновников особых поручений110. В Учебном отделении восточных языков работали 6 преподавателей - 3 преподавателя арабского, персидского, турецкого языков и истории Азии, а также 3 преподавателя французского, английского и итальянского языков. При Учебном отделении была собственная библиотека и музей. На отделении обучались 10 студентов.

В Департаменте внутренних сношений, состоявшем из четырех отделений, насчитывалось 98 сотрудников, из них - 40 переводчиков* (* ПСЗРИ, собр.II, т.XIV, с.56. Там же, с.56-58.11.)

Департамент хозяйственных и счетных дел состоял из двух отделений - исполнительного и счетного. В счетном отделении, в отличие от всех других, работали контролеры и помощники контролеров. Кроме того, имелось особое подразделение - дела казначейские, находившиеся в ведении казначея, его помощника и канцелярского чиновника.

Внутренняя по МИД хозяйственная часть была отделена от Департамента хозяйственных и счетных дел. Она возглавлялась управляющим, который одновременно являлся инспектором зданий и служительской команды. Управляющему подчинялось хозяйственное отделение в обычном составе департаментских отделений, бухгалтер с помощником, экзекутор, он же - смотритель зданий МИД и начальник служительской команды. Служительскую команду составляли: фельдфебель, унтер-офицеры, курьеры, ездовые, сторожа, инвалиды, счетчики, переплетчик и его помощники, мебельмейстер, полотеры и ламповщик (он же - “надзиратель за ваттер-клосетами”). При “делах архитекторских” числились два архитектора, в лазарете Министерства - доктор, штаб-лекарь и два “подлекаря” или фельдшера. При церкви Министерства состояли священник и два “церковника”. В ведении Внутренней по МИД хозяйственной части была также литография.

В Департаменте хозяйственных и счетных дел, а также во Внутренней по МИД хозяйственной части числилось по штатам 245 человек* (* Там же, с.58.12. )

В составе С.-Петербургского Главного архива было два отделения. В архиве работали 23 чиновника, 8 из них - архивариусы, 4 - канцелярские чиновники. В Главном архиве кроме управляющего числились 4 архивариуса* (* Там же, с.58.12. ).

Штатное расписание Московского Главного архива и Комиссии печатания государственных грамот и договоров составлялось и утверждалось в 1833 г., а затем в 1849 г. По штатам 1849 г. в Московском архиве числилось 58 сотрудников, из них - 15 переводчиков, 4 архивариуса, 6 канцелярских чиновников* (* ПСЗРИ,собр.II, т.XXIV, №23228, с.256-257; штатное расписание – т.XXIV, отделение 2-е, приложения с. 79.).

“Учреждение Министерства иностранных дел” 1846 г.

Структура МИД в 1846-1856 гг.

Структура Министерства, принятая в 1839 г., не удовлетворяла полностью руководство МИД. Прежде всего, не соответствовал своему названию Департамент внешних сношений, в состав которого входила Цифирная часть и Газетная экспедиция. Не было оправдано и самостоятельное существование внутренней по Министерству хозяйственной части. Новые структурные изменения нашли свое отражение в “Учреждении Министерства иностранных дел”, утвержденном Николаем I 10/22 декабря 1846 г. В этом документе впервые были подытожены все предыдущие законодательные акты, определявшие структуру и штаты Министерства. Кроме того в “Учреждении МИД” был зафиксирован круг обязанностей каждого подразделения.

“Учреждение МИД” состояло из 10 глав и 52 статей. “Министерство иностранных дел, - говорилось в первой статье, - имеет предметом: политические сношения с иностранными государствами, ходатайство о законной защите российских подданных в чужих краях и содействие к удовлетворению справедливых домогательств иностранцев по делам их в России”* (* ф.ДЛС и ХД, оп.731, Реорганизация МИД, д.5, л. 3-3об.15.) Руководство Министерством оставалось прежним.

Возглавлял МИД государственный канцлер или вице-канцлер, при нем состояли советники Министерства и чиновники особых поручений. В “Учреждении МИД” указывалось, что канцлер или “заступающий его место” (управляющий Министерством) решает вопрос о том, какие дела должны рассматриваться в Совете Министерства* (*Там же, л.5.)

Структурные подразделения МИД претерпели незначительные изменения. В частности, Департамент внешний сношений был переименован в Особую канцелярию МИД. Это подразделение подчинялось непосредственно канцлеру. В его состав вошли две экспедиции Цифирной части, Газетная экспедиция и Церемониальная экспедиция (бывший Церемониальный департамент). При Газетной экспедиции появилась “ценсура политических статей, помещаемых в русских газетах, издаваемых в С.-Петербурге”.

Внутренняя по МИД хозяйственная часть вошла в состав Департамента хозяйственных и счетных дел. Должность ее управляющего была сокращена.

С учетом этих изменений Министерство с 1847 г. составляли: 1) Совет Министерства; 2) Канцелярия Министерства; 3) Особая канцелярия; 4) Азиатский департамент; 5) Департамент внутренних сношений; 6) Департамент хозяйственных и счетных дел; 7) Государственный архив; 8) С.-Петербургский Главный архив; 9) Московский Главный архив.

Согласно “Учреждению МИД”, в Канцелярии сосредоточивалась политическая переписка. В Азиатском департаменте - переписка по делам, “касающимся собственно до Азии, а также до областей турецких и Греции”. В сферу деятельности департамента входили не только политические и торговые отношения с этими странами, но и вопросы, связанные с пребыванием в них российских подданных и пребыванием в России подданных азиатских стран, Турции и Греции, а также деятельность российских миссий и консульств в этих регионах. Драгоманы и переводчики Азиатского департамента выполняли переводы с восточных языков на русский “по требованиям правительственных лиц и присутственных мест, а также по частным прошениям”* (* ф. ДЛС и ХД, оп. 731, Реорганизация МИД, д. 5, л. 8.). Кроме того, в “Учреждении МИД” было отмечено, что Азиатский департамент продолжает заниматься всеми делами, относящимися “до управления состоящими под главным заведыванием Министерства иностранных дел оренбургскими киргизами или киргизами, так называемой, Малой Орды, а также киргизами Большой Орды”. Следует отметить, что в 1847 г. прекратил свою деятельность Азиатский комитет.

В 29-ой статье “Учреждения МИД” подробно описывалась сфера деятельности Департамента внутренних сношений: “а) cоставление ответов на формальные грамоты и кабинетные письма, доставляемые от чужестранных владетельных особ к и. в-ву и к прочим членам императорской фамилии; б) сношения с Римским двором по текущим духовным делам; в) признание в России иностранных консулов и коммерческих агентов; г) переписка о торговых сношениях России с Европою и Америкою; д) дела, относящиеся к мореплаванию, также к военным и купеческим судам и их экипажам; е) собрание сведений о карантинах, существующих в Европе и Америке, и о заразительных болезнях, там оказывающихся; ж) переписка о иностранцах, приезжающих в Россию из Европы и Америки, и о колонистах, поселившихся в России; з) переписка о русских подданных, проживающих за границею; и) дела о наследствах, достающихся как русским подданным в чужих краях, так и иностранцам в России; к) дела по долговым и другим всякого рода требованиям тех и других; л) дела о наградах и орденах, жалуемых и. в-вом иностранцам, и получаемых российскими подданными от иностранных государей; м) собрание сведений по требованиям министерств и главных управлений об изобретениях, открытиях и усовершенствованиях по части наук, художеств, ремесел и проч.”* (* ф.ДЛС и ХД, оп.731, Реорганизация МИД, д.5, л.9-9об.18 )

Обязанности чиновников Департамента хозяйственных и счетных дел определялись следующим образом: “1) определение, увольнение, отпуски, представление к чинам и прочим награждениям и пенсиям чинов Министерства иностранных дел, состоящих внутри и вне империи, а также священно и церковнослужителей, находящихся за границею; 2) заведывание всем казенным имуществом, принадлежащим Министерству, как в России, так и за границею; содержание домов, занимаемых Министерством, постройки их, починки, освещение, отопление, содержание служительской команды и заготовление и расход канцелярских материалов и 3) составление сметы расходов Министерства, ревизия счетов по всем местам, ведомству оного подлежащим, и составление отчетов...”* (* Там же, л.10 об.19 )

Архивы Министерства оставались в прежнем виде. В 1853 г. наиболее ценные документы допетровской эпохи, хранившиеся в Московском главном архиве, были переданы в учрежденное при Московской Оружейной палате Государственное древлехранилище хартий, рукописей и печатей* (* СПб.Главный архив, IV-34, оп.179, 1851 г., д.1, л.51-52 об.20). Это хранилище должно было быть “выражением минувшей государственной жизни, духовного и умственного развития Русского царства, точно так, как Оружейная палата служит представителем вещественного богатства и блеска русского царского двора; а в совокупности оба хранилища будут памятником, свидетельствующим о могуществе древней и новой России”* (* Там же, л.47об.21). Государственное древлехранилище древних хартий, рукописей и печатей было поручено “непосредственному заведыванию” управляющего Московским главным архивом, однако “главное начальство” осуществлял президент Московской дворцовой конторы* (* ф.Спб.Главный архив, IV-34, оп.179, 1851 г., д.1, л.51.). Среди документов, хранившихся с этого момента в новом хранилище, можно назвать грамоту об избрании на царство Михаила Романова, грамоту о царском титуле Ивана IV; туда же поступили и государственные печати.

Описанная выше структура МИД оставалась неизменной вплоть до 1858 г., несколько менялся лишь штат Министерства. В декабре 1846 г. были учреждены две новые должности: вице-директоров Департамента внутренних сношений и Департамента хозяйственных и счетных дел. 6/18 апреля 1850 г. была восстановлена должность товарища министра иностранных дел. Это назначение получил член Совета МИД Л.Г.Сенявин* (* ф.ДЛС и ХД, оп.713, д.345, л.29. )

В 1851 г. в связи с общим сокращением штатов по различным ведомствам, были сокращены и штаты Министерства иностранных дел, утвержденные в 1838 г. В Министерстве было упразднено 32 должности: 28 второстепенных департаментских должностей, в том числе, должности младших помощников столоначальников и др.; должности двух особых членов Совета; должности вице-директоров Департамента внутренних сношений и хозяйственный и счетных дел. Должность вице-директора Департамента внутренних сношений была восстановлена в 1855 г.

Отставка К.В.Нессельроде и назначение министром иностранных дел А.М.Горчакова (1856 г.)

В течение 40 лет (с 1816 по 1856 гг.) МИД бессменно возглавлял граф К.В.Нессельроде. Однако, необходимо отметить, что в первой четверти XIX в. из всех ведомств России Министерство иностранных дел больше всего испытывало личное вмешательство императора Александра I. Николай I, также как и его предшественник, уделял особое внимание военному ведомству и министерству иностранных дел.

Внешняя политика Николая I и К.В.Нессельроде привела к тому, что в ходе Крымской войны, России пришлось противостоять мощной коалиции Англии, Франции и Турции, к которой позднее присоединилась Сардиния.

Ареной напряженной дипломатической борьбы стала Вена, именно здесь начались переговоры о возможности прекращения войны. В сложный для России период интересы страны в Вене отстаивал опытный дипломат князь А.М.Горчаков, прибывший в столицу Австрии в июле 1854 г. в качестве управляющего посольством. В июне 1855 г. он был назначен посланником в Вене.

Летом 1854 г. союзники предъявили России так называемые 4 пункта предварительных условий мира. Они включали в себя: замену русского протектората над Дунайскими княжествами общеевропейским; отказ России от исключительного права покровительства христианским подданным султана; коллективный контроль над устьем Дуная; пересмотр Лондонской конвенции о проливах, подписанной державами с Турцией в 1841 г.

А.М.Горчаков с самого начала настаивал на том, чтобы пойти на уступки, принять все 4 пункта и на этой основе начать переговоры. Император согласился на эти условия лишь в ноябре 1854 г. Через месяц в Вене состоялась первая неофициальная встреча представителей Австрии, Англии, Фран-ции и России. Официальная конференция с участием представителей Турции началась в Вене 3/15 марта 1855 г.

В ходе конференции союзники потребовали, чтобы Россия разоружила Севастополь, гарантировала целостность Турецкой империи и признала ограничение своего военного флота на Черном море. А.М.Горчаков заявил о том, что Россия соглашается только “уважать” целостность Турции, но не гаранти-ровать ее. Требование об ограничении суверенных прав России на Черном море было отклонено. Горчаков пытался смягчить жесткие требования про-тивников, однако это ему не удалось. Среди союзников возникли разногласия, и в июне 1855 г. Венская конференция была объявлена закрытой.

Кроме официальных протоколов заседаний конференции А.М.Горчаков направлял в С.-Петербург донесения с подробным изложением переговоров с представителями европейских держав. С донесениями знакомился не только канцлер К.В.Нессельроде, но и император Александр II.

Несмотря на неудачное завершение, работа конференции не была напрасной. Она позволила прояснить позиции сторон по вопросам мирного урегулирования, тем самым облегчив деятельность будущего мирного конгресса.

Деятельность А.М.Горчакова в Вене была направлена также на ослабление антирусской коалиции. В частности, он предпринял усилия по сближению с Францией и вступил в секретные переговоры с доверенным лицом Наполеона III Ш.О.Морни.

Парижский мирный конгресс, завершивший Крымскую войну, проходил с 13/25 февраля по 18/30 марта 1856 г. А.М.Горчаков не участвовал в работе конгресса. Россию представляли в Париже видные дипломаты – А.Ф.Орлов* (* Орлов Алексей Федорович (1786-1861), князь - русский военный и государственный деятель. В 1801 г. поступил на службу в КИД. В 1804 г. перешел на военную службу, участвовал в Отечественной войне 1812 г. В 1829 г. принимал участие в переговорах с Турцией, приведших к подписанию Адрианопольского мирного договора; затем назначен послом в Турцию, где пробыл менее года. В 1833 г. провел с Портой переговоры Ункяр-Искелесийского договора. В 1833 г. участвовал в выработке и подписании Мюнхенгрецких конвенций с Австрией. В 1844-1856 гг. был назначен первым уполномоченным России на Парижском конгрессе 1856 г. В 1856-1860 гг. – председатель Государственного Совета и Комитета министров.) и Ф.И.Бруннов* (* Бруннов Филипп Иванович (1797-1875), барон, с 1871 – граф, русский дипломат. На дипломатической службе с 1818 по 1874 гг. Принимал участие в Лайбахском и Веронском конгрессах Священного союза. В 1839-1840 гг. – посланник в королевстве Вюртемберг и герцогстве Гессен – Дармштадтском. В 1840-1854 гг. – посланник в Великобритании. В 1855-1856 гг. – посланник при Германском Союзе и в герцогстве Гессенском. Был вторым уполномоченным России на Парижском конгрессе 1856 г. В 1856-1857 гг. – посланник во Франции, в 1857-1858 гг. – в Пруссии, в герцогствах Мекленбург – Шверинском и Мекленбург - Стрелицком. В 1860-1870 гг. – посол во Франции, в 1870-1874 гг. – в Великобритании. Был уполномоченным России на Лондонской конференции 1871 г., отменившей статьи Парижского мирного договора 1856 г. о нейтрализации Черного моря. )

. 18/30 марта был подписан мирный договор, согласно которому Россия теряла южную часть Бессарабии, присоединявшуюся к Молдове, лишалась права покровительства Дунайским княжествам. Кроме того договор предусматривал провозглашение свободы судоходства по Дунаю под контролем двух международный комиссий. Однако наиболее тяжелым условием Парижского мирного договора для России было объявление Черного моря нейтральным. Нейтрализация Черного моря означала запрещение всем черноморским державам иметь на Черном море военно-морские силы, военные арсеналы и крепости.

Ко времени завершения Парижского конгресса А.М.Горчаков уже находился в С.-Петербурге. Его твердая позиция по отстаиванию интересов России на переговорах в Вене в 1854-1855 гг. была по достоинству оценена императором и правительством. 15/27 апреля 1856 г. К.В.Нессельроде был уволен в отставку с оставлением звания государственного канцлера и члена Государственного Совета. В тот же день министром иностранных дел был назначен А.М.Горчаков. С именем Горчакова связаны важнейшие события во внешнеполитической жизни России второй половины XIX в. и глубокая реорганизация Министерства иностранных дел.

Дипломатические и консульские представители России за границей в первой половине XIX в.

Правовой статус российских дипломатических представителей с 1815 г. определялся принятым на Венском конгрессе “Положением относительно дипломатических агентов”. Этот документ являлся приложением к Заключительному акту конгресса от 7/19 марта 1815 г. и получил название Венский регламент.

Первоначально предполагалось, что специальная комиссия на Венском конгрессе будет заниматься определением ранга самих государств, каждое из которых должно было получить право на назначение представителей соответствующего ранга. Однако члены комиссии столкнулись с большими трудностями при попытке разделить государства на определенные классы в соответствии с их политическим влиянием и значением. В связи с этим на заседании 20 января 1815 г. было принято предложение князя Меттерниха ограничиться определением взаимных отношений дипломатических представителей, не затрагивая вопроса о ранге государств* (*126 Ф.Мартенс. Собрание трактатов и конвенций, заключенных Россией с иностранными державами. СПб. 1876. Т.3, с.531.).

Венский регламент установил деление дипломатических агентов на 3 класса: послы и папские легаты или нунции, представлявшие своих монархов; посланники, министры и “иные уполномоченные при государях”; поверенные в делах, “кои уполномочены при министрах, управляющих делами иностранными”* (*1127 Там же, с.532.27. Статья V Венского регламента предусматривала установление единого для всех государств порядка приема дипломатических агентов каждого класса.)

В 1818 г. на Аахенском конгрессе был подписан протокол о ранге министров-резидентов. Министры-резиденты составляли средний класс дипломатических представителей, занимая место между посланниками и поверенными в делах, и аккредитовывались при главе государства* (* Там же, т.7, с.327-328.).

Класс главы русского дипломатического представительства за границей в первой половине XIX в. часто определялся не столько важностью взаимоотношений России с тем или иным государством, сколько служебным положением назначавшегося представителя. Поэтому российские послы иногда сменялись посланниками и наоборот.

Специальные дипломатические миссии занимались вопросами, связанными с налаживанием, восстановлением или разрывом отношений между Россией и иностранными государствами. Так, в 1810 - начале 1811 гг. в Вене со специальной миссией находился генерал-лейтенант П.А.Шувалов, которому было поручено восстановление дипломатических отношений с Австрией (после окончания военных действий).

К началу 50-х годов XIX в.* (*1129 Данные приводятся на 1853 г. (до начала Крымской войны).) чрезвычайные министры и полномочные посланники представляли Россию в Берлине, Брюсселе, Вашингтоне, Вене, Гааге, Гамбурге (Ганзейские города), Дрездене, Копенгагене, Лиссабоне, Лондоне, Мюнхене, Неаполе, Париже, Риме, Рио-де-Жанейро, Стокгольме, Тегеране, Штутгарте. Посланникам в Берлине (Пруссия) поручалось представительство в великих герцогствах Мекленбург-Шверин, Мекленбург-Стрелиц и королевстве Ганновер; посланникам в Гамбурге (Ганзейские города) - в великом герцогстве Ольденбург; посланникам в Дрездене (Саксония) – в великом герцогстве Саксен-Веймар, герцогстве Саксен-Альтенбург; в Риме - в великом герцогстве Тосканском.

Посланник в Вюртемберге (А.М.Горчаков) в 1850 г. был по совместительству назначен посланником при Германском сейме, однако он оставался в Штутгарте, а во Франкфурте-на-Майне в 1850-1854 гг. находился поверенный в делах, аккредитованный также в герцогствах Гессен, Гессен-Кассель, Нассау. В Карлсруэ и Афинах работали российские дипломаты в ранге поверенных в делах. В первой половине XIX в. в Турции Россия была представлена посланниками, однако в феврале - мае 1853 г. в Константинополе со специальной миссией находился А.С.Меншиков.

Следует отметить, что с 1802 г. в Мадриде действовала российская миссия во главе с посланником, однако в 1834 г. посланник был отозван в связи с гражданской войной в Испании. Дипломатические отношения были прерваны вплоть до 1856 г. Российская миссия в Берне была учреждена в 1814 г., но в 1848 г. миссия выехала из Швейцарии в связи с гражданской войной и возобновила работу в 1855 г. Российская миссия в Турине (Сардинское королевство), начавшая свою работу в 1799 г., была отозвана в 1848 г. в связи с революционными событиями в королевстве. Российский посланник был назначен в Турин в 1856 г.

На протяжении XIX в. большую роль в русской дипломатии играли генерал-губернаторы и наместники приграничных губерний. Степной, Иркутский, Туркестанский, Приамурский генерал-губернаторы, а также наместники на Кавказе, Дальнем Востоке были прекрасно осведомлены о положении в соседних странах и получали от правительства широкие полномочия на ведение внешнеполитических дел вплоть до заключения территориальных соглашений. Особенностью дипломатической практики в странах Востока было ведение текущих дел с властями страны пребывания через драгоманов.

Депеши и инструкции российским дипломатическим представителям за границей отправлялись только после их утверждения императором. На проектах депеш и инструкций, составленных в Министерстве, император ставил свою резолюцию: “Быть по сему”. Утвержденные проекты (отпуски) оставались в МИДе, а в российские посольства и миссии направлялись заново переписанные инструкции и депеши за подписью министра иностранных дел, а в его отсутствие – управляющего Министерством. Императоры также знакомились с донесениями российских представителей за границей. На многих из них стоит знак рассмотрения императором или разнообразные пометы, а иногда и комментарии. Переписка велась на французском языке.

Сеть российских консульских учреждений в первой половине XIX в. значительно расширилась по сравнению с последними годами XVIII столетия. В 1802 г. за рубежом насчитывалось 14 генеральных консульств, 8 консульств и 2 вице-консульства. В 1825 г. действовало 24 российских генеральных консульства в Англии, Бразилии, Молдавии, Валахии, Венеции, Генуе (Сардинском королевстве), Дании, Египте, Ливорно, Морее, Нидерландах, Норвегии, Португалии, Персии, Пруссии, Рагузе, Сардинии, Сицилии, Смирне, Требизоне, Триесте, Филадельфии, Швеции, Штетине; 21 консульство; 11 вице-консульств. Кроме того, появилось 3 консульских агентства* (* Очерк истории МИД, с.97-98.). К 1854 г. Россия имела за границей 18 генеральных консульств, 20 консульств и 5 вице-консульств. В этот период российские консульские представители появились, например, в Ницце, Гавре, Адрианополе, Бейруте, Сербии. Следует отметить, что значительно увеличилось число нештатных консульских учреждений: в 1854 г. насчитывалось 86 нештатных консульских постов* (* Там же, с.132.).

Институт нештатных консулов появился в России во 2-ой половине XVIII в. В отличие от штатных консулов, нештатные не получали жалованья от российского правительства, избирались из местных жителей и могли быть как русскими, так и иностранными подданными. Кроме того, нештатные консулы не имели права совершать нотариальные действия.

Права и обязанности российских консульских представителей впервые были определены в Уставе для консулов в Европе и Америке от 1820 г.* (* ПСЗРИ, т. 37, №28444, с. 467-479). “Каждый российский генеральный консул, консул и вице-консул, в Европе и Америке пребывающий, - говорилось в I статье Устава, - имеет непременною своею обязанностью прилагать особенное попечение как в месте его пребывания, так и в округе его ведомства, о всем, что касаться может до соблюдения прав и выгод российского народа вообще по торговле и мореплаванию”* (* Там же, с. 468.). Консулы должны были оказывать российским купцам и мореплавателям “пособия в случае несчастья, заступления в случае притеснения, и во всех обстоятельствах помогать им советами и добрыми услугами, покровительствовать и защищать их самих, суда их, собственность, права и свободу”* (* ПСЗРИ, т. 37, № 28444, с. 470.).

источник:http://www.montreal.mid.ru/dip_11.html

+2

2

Британская разведка и русские цари

+1


Вы здесь » Петербург. В саду геральдических роз » Библиотека » МИНИСТЕРСТВО ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИИ


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно