Гатчинский парк
В 1765 году Екатерина II, купив у князей Куракиных гатчинскую мызу с приписанными к ней деревнями, дарит ее своему фавориту Г.Г. Орлову. В 1766 году в этих местах начинается строительство дворца и создание парка.
Во второй половине XVIII века затейливые сады русского барокко стали уступать место садам и паркам, подражающим естественной природе. Родиной пейзажного стиля была Англия. Именно в стилистике английского пейзажного парка начал формироваться гатчинский ландшафтный парк.
Во времена Г. Орлова работы велись под руководством Антонио Ринальди английским садовником Джоном Бушем (с 1771 г.). Из Петергофа были присланы садовые ученики Лев Иванов, Алексей Кряжев, Василий Колупаев, Иван Лебедев. На земляных работах трудились тысячи крестьян из приписанных к Гатчине деревень.
* * *
Основой преобразований окрестного пейзажа стали Белое и Серебряное озера. Необходимо было изменить очертания берегов и укрепить их. Для этого углубляли дно, рыли каналы, насыпали холмы, создавали искусственные острова на Белом озере за островом Любви вдоль береговой аллеи: Еловый, Сосновый, Березовый, Пихтовый (Круглый), Плавучий. С севера-запада на юго-восток Белое озеро рассекает Длинный остров, за ним, ближе к истоку речки Гатчинки (Теплой), – Захаров остров, а далее – Топкий.
На месте залива Белого озера устроили водный лабиринт, в котором насыпали четыре искусственных острова.
Родник на берегу Серебряного озера был взят в гранитную восьмигранную оправу («Восьмигранный колодец»). От Часовой башни дворца до Серебряного озера прорыли подземный ход, завершающийся гротом «Эхо». Ринальди принадлежат и такие первые парковые сооружения как колонна Орла и Чесменский обелиск из мрамора различных оттенков в честь победы русского флота над турецким при Чесме (брат хозяина Гатчины А.Г. Орлов командовал русскими кораблями на войне с турками).
Для псовой охоты благоустроили обширный парк Зверинец. В Большой зверинец, помимо собственно Зверинца (около 400 га), входила Орлова роща и территория будущего Приоратского парка (Малый Зверинец).
В создаваемом парке его авторы сохранили преобладающие в местном пейзаже хвойные деревья, в то же время тысячи других пород, которых не было раньше в этих местах, – липы, дубы, ясени, клены, вязы, лиственницы, серебристые ивы – завозились, преимущественно из Новгородской губернии и Москвы. Из них создавались необыкновенно красивые композиции, построенные на сочетании темных и светлых тонов зелени, переходов от более густых оттенков к нежно-салатовым и серебристым. Особенно красивы деревья осенью, когда все кругом расцвечено золотыми и багряными красками.
* * *
После смерти Г.Г.Орлова, в 1783 году, Екатерина II купила мызу у наследников и подарила поместье своему сыну Павлу Петровичу, будущему императору. Начался второй период благоустройства парка под руководством архитектора Винченцо Бренны. Некоторые ближайшие к дворцу участки оформлял в регулярном стиле садовый мастер Джеймс Гекет. Он же распланировал северо-западную часть дворцового парка (Сильвия).
Многое в Гатчине связано с талантом строителя-самородка К.А. Пластинина, артель которого построила обелиск Коннетабль, верстовые столбы, а в Дворцовом парке – Оранжерею, Большую Террасу, Сильвийские ворота.
В 90-х годах XVIII века в парке вырыли искусственные пруды необычной формы: Карпин пруд, напоминавший линиями берегов кувшин, Ковш у Адмиралтейства, Прямоугольный, Восьмигранный и Круглый в Ботанических садах, Овальный у Лесной оранжереи.
Постепенно складывается комплекс гатчинских парков, в который входят парки Дворцовый (на его территории находится императорский дворец и основные парковые сооружения), Зверинец (обширный лесопарк к северу от Дворцового), Сильвия, Приоратский, Орлова роща.
Павильон Венеры на Острове Любви.
ДВОРЦОВЫЙ ПАРК. Основой Дворцового парка является пейзажный Английский сад с Белым и Серебряным озерами. К нему примыкают регулярные сады: прямо у стен дворца – Собственный сад, затем Нижний и Верхний Голландские сады, Липовый, Нижний и Верхний Ботанические сады, сад Ботанической горки, Водный и Лесной лабиринты, сад на острове Любви.
Собственный сад В. Бренна устроил в 1797 году на насыпной террасе, поэтому для него пришлось соорудить каменную подпорную стену. Сад примыкает к Арсенальному каре и Часовой башне дворца, в него можно было попасть из личных комнат Павла I на первом этаже Главного корпуса. Сад нес на себе типичные черты регулярных садов: здесь были деревья с кронами правильной геометрической формы, боскеты, трельяжи, увитые цветами, система аллей; установили четырнадцать мраморных статуй, в центре – статуя Флоры работы итальянского мастера Фабио Медико, окруженная гермами (скульптурный бюст, венчающий четырехугольный столб, сатиров и вакханок. Возле центрального корпуса дворца соорудили (1794 г.) террасу, перед ней стояли два крылатых сфинкса, высеченных из местного пудостского камня.
Нижний сад распланировали по образцу голландских садов с цветочными партерами, окаймленными низко подстриженным кустарником, и тремя привезенными из Италии мраморными статуями (копия с «Амазонки» Поликлета, «Молодой сатир» и «Марс»). В конце XIX века партеры сада засадили кустами лиловой сирени, она росла еще в 1950-е годы, затем начались работы по восстановлению участка в первоначальном виде.
В Верхнем Голландском саду, куда ведет каменная лестница из Нижнего, на круглой площадке в центре стояла статуя Афины (итальянский мастер, XVIII век). Широкая каменная лестница спускается к Карпину пруду.
Липовый сад раскинулся вдоль Екатеринвердерского проспекта и отделяется от Голландских садов рвом. Здесь росли по краям дорожек аллейные липы, а также шпалерные (подстриженные, в ряду с кустарником) и штамбовые, стоящие отдельно на газонах.
Ботанический сад создавался под наблюдением мастера Ф. Гельмгольца. Он предполагался как питомник различных растений, там находились каменные оранжереи и теплицы, позднее разрушенные (на месте этих оранжерей сейчас находится типография), вдоль центральной аллеи были вырыты пруды – Круглый и Восьмигранный, землю использовали для насыпки Цветочной горки. На трех ее ярусах в XVIII веке выставлялись экзотические южные растения. Еще в 1950 годах на Цветочной горке выращивалась замечательная коллекция георгин и других цветов. На дорожках Ботанического сада были высажены деревья, необычные для северного климата, – вяз, тис, бук и другие, замененные потом липами и дубами.
* * *
Северо-западная часть дворцового парка получила название СИЛЬВИЯ. Считается, что Павел I пожелал воспроизвести в Гатчине черты планировки и облика парка в Шантильи. Сильвия создавалась в 1792-1800 годы, именно тогда здесь были высажены тысячи деревьев, проложены парковые аллеи и дорога в Большой Зверинец. От Зверинца Сильвию отделяет речка Колпанка. В XVIII веке ее называли Пильной речкой, т.к. на берегу находилась Пильная мельница (лесопилка), приводившаяся в движение водой.
Сильвийские ворота и ограда Сильвии возведены из пудостского камня. Планировка парка была в прошлом сложной, но остались лучи трех главных аллей. На берегу Колпанки сохранились две постройки конца XVIII века – Ферма и Птичник, или Фазанерия, где содержались фазаны для царской охоты. Ферму начали строить в 1797 году по замыслу А. Захарова, но она осталась недостроенной в связи со смертью Павла I. В 1844 году обветшавшее здание разобрали и вновь возвели по проекту А. Байкова, сохранив его прежний вид.
В 1968 году у Сильвийской стены, недалеко от того места, где в июне 1942 года были расстреляны фашистами 25 юношей и девушек – жителей Гатчины, открыт памятник молодым советским патриотам (скульптор А. Королюк и архитектор В. Иванов).
* * *
Имелся также регулярный парк на берегу Белого озера, отделенный каналом. Эта территория получила название Остров Любви. Здесь стояли декоративные скульптуры, устроены две террасы-балконы и находится деревянный павильон Храм любви, или Павильон Венеры (фото вверху), в 1790-х годах он назывался Трельяжем. Разрабатывая его проект, В. Бренна использовал изображения павильона, который Павел Петрович видел во время своего путешествия по Европе в парке Шантильи под Парижем.
Павильон с трех сторон окружен водой Белого озера. Он служил пристанью для судов Гатчинской флотилии; перед ним проводились морские маневры, театрализованные представления, фейерверки.
Внутри павильон оформлен панно с изображением цветов, пылающих сердец и колчанов со стрелами и орнаментальными композициями, исполненными в технике глизайль. Плафон «Триумф Венеры» написан в 1797 году художником Я. Меттенлейтером.
* * *
Березовый домик и портал «Маска».
В 1780-х годах вблизи острова Любви построили Березовый домик. Снаружи – это как бы штабель березовых дров, а внутри его отделали с роскошью дворцовых сооружений XVIII века. Против входа – альков с диваном, украшенный каннелированными пилястрами ионического ордера. Стены алькова обложены мелкими четырехугольными зеркалами, расписанными гирляндами цветов; пол был обит белой ковровой тканью с изображением гирлянд из зелени, деревьев, цветов, бабочек; занавеси, драпировка алькова, обивка мебели были сделаны из драгоценной голубой шелковой материи, где по голубому полю была вышивка серебром. Тема живописного плафона – «Зефир и времена года». Домик имел и другие комнаты, в т.ч. кухню с отдельным входом.
В годы Великой Отечественной войны Березовый домик был полностью разрушен. На основе сохранившихся обмерных чертежей архитектором А. Кедринским был разработан проект его восстановления и в 1975 году осуществлен специалистами Ленинградского объединения «Реставратор».
В 1794-1796 годах перед Березовым домиком из блоков пудостского камня возвели портал «Маска» (проект В. Бренны), который должен был прикрывать «штабель дров».
Адмиралтейские ворота.
» увеличить
На восточной границе Дворцового парка находятся облицованные местным известняком ворота, получившие, из-за близости к Березовому домику, название Березовых ворот. По проекту В. Бренны их построил в 1795-1798 годах каменный мастер Джованни Висконти. В нишах предполагалось установить статуи, сохранились даже постаменты для них.
* * *
Но это не главный вход в Дворцовый парк; главный – через Адмиралтейские ворота, сооруженные в 1794-1796 годах по проекту В. Бренны у Большой проезжей дороги (ныне проспект 25 Октября, или проспект Павла I). Название получили в связи с близостью к гавани, или Адмиралтейской верфи. Гатчинское Адмиралтейство появилось в парке в начале 1790-х годов. Это было крупное здание, основу которого составляли 16 массивных столбов из черницкого камня; между столбами закреплялись узкие доски, создававшие ребристую поверхность фасада. Первоначально при помощи системы блоков и канатов эти простенки поднимались и опускались, открывая стапеля со стоящими судами. Адмиралтейство было местом сборки, ремонта и хранения судов, вооружения и оснастки гатчинской эскадры.
Рядом с Адмиралтейством – круглый пруд Ковш. Построенные суда спускались со стапелей в Ковш, из него по протоке проходили в Белое озеро. Через протоку был перекинут подъемный деревянный мост на каменных устоях.
В конце XIX века Адмиралтейство было превращено в кладовые, затем – в музей старинных корабельных моделей, редких предметов матросского и офицерского оружия, рыболовных снастей, небольших парусников и весельных судов. После Великой Отечественной войны пострадавшее здание было восстановлено и использовалось, в частности, для проведения концертов, танцевальных вечеров, шахматных турниров и т.д. Впоследствии здание сгорело.
* * *
Парк украшали и другие сооружения.
Каменных дел мастер Кириан Пластинин, талантливый самородок, построил по проекту В. Бренны в 1792-1795 годах Террасу-пристань в виде подпорной стены на Длинном острове. Терраса, сложенная из плит пудостского камня, находится напротив фасада дворца; с противоположного берега Белого озера она кажется дворцовым пьедесталом. Но, на самом деле, и это видно с верхней площадки Террасы, между ней и дворцом находится Серебряное озеро. По краям Террасы – лестницы, их нижние площадки служили пристанями. По периметру верхней площадки шла мраморная балюстрада с четырьмя статуями скульптора И.П. Прокофьева – «Живопись», «Скульптура», «Архитектура» и «Поэзия» – и 18 вазами из пудостского камня. Лицом к дворцу находятся две каменные фигуры лежащих львов.
Терраса пострадала в годы Великой Отечественной войны. Балюстрада была разбита, две статуи – «Поэзия» и «Скульптура» сброшены в озеро; они находились на дне более четверти века, зарастали илом, но в конце 1960-х годов были найдены, и бригадой спортсменов-аквалангистов под руководством Ю. Юдицкого в 1971 году подняты из воды.
Павильон Орла.
На Длинном острове, также по проекту В. Бренны, возвели павильон Орла (Темпль-храм) в виде круглой ротонды, перекрытой полусферическим куполом (по преданию, на том месте, откуда Павел I сделал меткий выстрел в орла).
В 1794-1795 годах в придворцовой части парка создали Лесную оранжерею (остались только руины). В ней выращивали теплолюбивые растения, которые во время торжественных приемов украшали залы дворца.
У Топкого острова было начато сооружение по проекту А. Захарова бассейна для купания, или Холодной ванны; ее дно и спуск в воду сделали из камней, а каскады, устроенные плотинами, подпирающими Белое озеро, обеспечивали непрерывный водообмен. Рядом с Холодной ванной сохранились прямоугольные столбы Глухих ворот.
На берегу Белого озера, напротив Адмиралтейских ворот, родник – колодец Иордань, обрамленный четырьмя гранитными плитами.
Между Сильвией и Зверинцем, по течению Пильной речки, находился искусственный каскад и Каскадный мост (архитектор Н.А. Львов). Ключ, бивший здесь, использовали как источник наполнения миниатюрного бассейна – копии Наумахии в Сиракузах, – античного театра для представления морских сражений.
На границе Дворцового парка и Сильвии, недалеко от колонны Орла и Лесной оранжереи, по проекту архитектора Н. Львова в 1798 году построили Амфитеатр. Его арена, окруженная земляным валом, служила для проведения зрелищ, подобных рыцарским турнирам.
* * *
Особое украшение парка – каменные мосты (первоначально они были деревянными), возведенные в 90-х годах XVIII века. Это, прежде всего, Большой каменный мост, с тремя арочными пролетами, одноарочный Малый мост (оба построены под наблюдением каменного мастера Д. Висконти, возможно по проекту В. Бренны) на Круговой дороге, позволяющей обойти Белое озеро. На северной границе парка, недалеко от Большого каменного моста находятся Зверинские ворота. В XIX веке их называли Большими железными воротами. К ним примыкает ограда из пудостского камня, а в 1881 году по проекту Л. Шперера возле ворот поставили каменную «караулку» – небольшой дом для сторожа.
Карпин мост, отделяет Карпин пруд от Белого озера; под ним устроили плотину, декорированную валунами, через которую падал каскад из пруда в озеро.
Канал в Дворцовом парке.
Горбатый мост, единственный каменный мост, уцелевший в годы Великой Отечественной войны, соединяет части Длинного острова и ведет от Террасы-пристани к павильону Орла. Это создание архитектора А. Захарова. Береговые устои моста представляют собой террасы с балюстрадой и каменными скамьями, балюстрада и скамьи есть и на самом мосту.
По проекту А. Захарова построен и трехарочный мост через протоку из Приоратского парка в Карпин пруд. Это Карпичный, или Львиный мост (его арки украшены львиными масками на замковых камнях). Горбатый и Львиный мосты облицованы черницким камнем.
Мост, перекинутый через перемычку между Черным и Белым озерами, сооруженный в 1793 году, был разрушен фашистами, но старинные караульные будки (Кордегардии) сохранились. Рядом с этим мостом находится т.н. «Балкон на проспекте» («Терраса у Карпина пруда», «Терраса-балкон»). Эта терраса была устроена в 1792 году, позднее заменена каменной из парицкой плиты. Балкон был спроектирован архитектором Д. Висконти и возведен под наблюдением К. Висконти.
В конце XIX века инженер Людвиг Францевич Шперер заменил в парке восемь деревянных мостов железными с ажурными решетками. Он же автор красно-белых сторожек по границам парка.
* * *
В композицию гатчинского дворцово-паркового ансамбля органично включен ПРИОРАТСКИЙ ПАРК. Он отделен от Дворцового проспектом 25-го Октября, или Павла I и расположен вдоль берегов Черного озера на площади свыше 150 га. Название получил после того, как на территории Малого Зверинца было построено здание Приората.
Работы по перепланировке этой территории начал в 1798 году садовый мастер Джеймс Гекет: устраивались дороги и прогулочные дорожки, углублялось озеро, изменялись очертания берегов, создавались искусственные острова. На западном берегу образовался высокий насыпной холм, по откосам которого посадили ели и сосны.
Приоратский дворец со стороны Черного озера.
» увеличить
Приоратский дворец был построен в связи с учреждением в России великого приорства Мальтийского ордена (1797 г.). Католический рыцарский орден иоаннитов, основанный в XII веке, с 1530 года находился на острове Мальта. Когда крепость была захвачена наполеоновскими войсками, рыцари попросили покровительства у Павла I. 16 декабря 1798 года он был избран великим магистром этого ордена.
Замок, построенный в Гатчине, предназначался для размещения в нем приора (настоятеля) рыцарского ордена – французского эмигранта Конде, но никогда не использовался по прямому назначению.
Создателем Приоратского дворца является русский архитектор Н.А. Львов, который изобрел и применил оригинальный и дешевый способ землебитного строительства. Эту технологию он хотел распространить «для сбережения лесов российских». Приоратский дворец – первое и единственное в России монументальное сооружение «из умятой земли».
В XIX веке замок служил запасным дворцом, а с середины 1880-х годов и до Октябрьской революции в нем жили придворные певчие. В 1917 году здесь размещался Гатчинский комитет РСДРП(б), в советский период – Дворец пионеров, а затем краеведческий музей. В сентябре 2002 года завершилась реставрация здания. Сейчас в нем находится музей.
Ворота в Приоратский парк.
Рисунок художника А. Васильева, 1953 г.
Большой комплекс работ в Приоратском парке проводился с 1844 года, в ходе которых выровняли дорожки, осушили заболоченные места, создали искусственное Глухое (или Филькино) озеро. Вся территория Приоратского парка в середине XIX века была обнесена земляным валом, а в 1880-х у входов поставили сторожки из красного кирпича с декоративными деталями из пудостского камня. Для въезда в парк устроили пять ворот из такого же камня. Их пилоны служили пьедесталами для чугунных торшеров, к пилонам примыкали небольшие закругленные каменные стенки.
Так сложился основной облик гатчинского парка, который поддерживали последующие владельцы Гатчины. Работы по благоустройству продолжались особенно активно при Александре III, который любил Гатчину и постоянно жил здесь.
Основные черты парка сохранились до наших дней, хотя отдельные его части не воспринимаются сейчас обособленно и слились в единый парковый массив.