Ювелирное дело в России
| До Петра I богатство не выставляли напоказ. Украшения и дорогие костюмы берегли и передавали из поколения в поколение без переделок и изменений — за модой не гнались, да и незачем было. Заграничные гости бывали в России не часто, а сами русские много не путешествовали. Посему носили то же, что и предки. Драгоценные металлы и камни для ювелирных изделий до XVII века везли из Византии, Китая, Индии и других стран: своих приисков Россия тогда не имела, и тем удивительнее обилие украшений, которыми владели не только богатые и знатные люди. У всех царей были свои хранилища драгоценностей, которые они постоянно пополняли. В сундуках Ивана Грозного хранились украшения из бирюзы, кораллов, изумрудов, рубинов, жемчуга и сапфиров. Своей второй жене, Марии Темрюковне, Иван Васильевич преподнес трехкилограммовое золотое блюдо, на котором лежал головной убор замужней женщины — кика, украшенная драгоценными камнями и жемчугом. Славилась средневековая Русь и серебряными украшениями. И хотя в земле русской в то время было мало серебра, это не мешало серебряникам: в переделку шли монеты с Востока и Западной Европы, старые изделия и даже одежда, в ткань которой входила металлическая нить. В начале XVII века английским мастерам-серебряникам пришлось вернуться к себе на родину — местные умельцы справлялись с заказами сами. |
При Петре I в открытые между Россией и Европой ворота въезжали на Русь специалисты из разных областей, в том числе иностранные бриллиантщики, золотых и серебряных дел мастера. С 1714 по 1800 годы в Россию прибыли больше полутысячи ювелиров, чтобы поработать во славу Российской империи. В одной только Москве трудились 43 мастера золотых дел и 232 мастера по серебру. Петр Великий, в отличие от многих особ своего окружения, был равнодушен к роскоши в личной жизни: его подданные ели на золотой посуде, а он любил вилки и ножи с деревянными черенками. Но могущество, слава и величие империи для него были неотделимы от золотого блеска. Нет другого такого «раззолоченного » города, как Петербург. Ни один двор Европы не демонстрировал миру такое обилие национальных украшений, как русский. Для коронации своей супруги Екатерины Петр заказал корону, украшенную алмазами и крупным жемчугом, с огромным — больше голубиного яйца — рубином, венчающим этот символ власти. Порфира — золототканая мантия императрицы — была осыпана таким количеством золотых двуглавых орлов, что Екатерина склонялась под тяжестью своего наряда. |
|
«Государева шкатулка» постоянно пополнялась. Петр I установил государственный надзор за ювелирным производством, повелел построить в Петергофе шлифовальную фабрику «для обработки и полирования самоцветов и стекол», положил начало разработке месторождений.
Одним из самых знаменитых бриллиантщиков был придворный ювелир швейцарец Иероним Позье. Этот чрезвычайно деликатный и осторожный человек смог пережить несколько дворцовых переворотов и стать любимым ювелиром трех русских императриц — Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны и Екатерины II. Мог ли мечтать об этом маленький бедный мальчик, покидая в 1729 году Швейцарию в поисках лучшей жизни? Десятилетний Иероним и его отец пришли в Россию буквально пешком. На столь нелегкое путешествие решились они после приглашения родственника, который состоял при дворе Петра I хирургом. Он мог бы помочь небогатым Позье устроиться, и, вполне возможно, вскоре из маленького Иеронима получился бы хороший доктор. Но, добравшись до места, Позье обнаружили только пепелище — в 1729 году полМосквы выгорело. Тяжелое путешествие и навалившиеся одна за другой беды подорвали здоровье Позье-отца, и вскоре мальчик остался один в незнакомой стране. К счастью, ему впервые повезло: искусный гранильщик Граверо, родом из Парижа, согласился взять его на семь лет в обучение.Работать с камнями Иерониму очень понравилось, но постоянные оскорбления хозяина сделали годы учебы довольно трудными. Заняв денег, в 21 год молодой человек решил открыть собственную мастерскую. При Анне Иоанновне, Елизавете Петровне, и особенно при Екатерине Великой двор сверкал от изобилия бриллиантов. Правда, иногда придворным нечем было платить за заказанные драгоценности, но это их не останавливало.
шпильки. И.Позье
| Анна Иоанновна сама любила наблюдать, как режут и шлифуют камни. Она приказывала установить аппарат для обработки камней в комнате недалеко от ее покоев и несколько раз в день приходила смотреть на работу Позье. Елизавета Петровна технологией не интересовалась, зато была большой модницей и обожала театр, балы и подарки. Она запрещала являться во дворец с хрустальными украшениями вместо бриллиантовых, поэтому каждое воскресенье, когда проходил бал, во дворце просто слепило глаза от обилия бриллиантов. А значит, у ювелиров всегда находилась работа. По заказу Елизаветы Петровны Иероним Позье делал звезду, украшенную бриллиантами. Чтобы высокочтимая заказчица представляла, как будет выглядеть изделие, он смастерил модель из воска: разместил на ней камни так, как они будут в готовом изделии. До него никто так не делал, и это привело в восторг императрицу. |
При Петре III Позье делал заказы для принцесс голштинских, племянниц императора, которые были не так богаты. Поэтому мастер искусно использовал вперемешку с бриллиантами фальшивые камни. Никто и догадаться не мог, что изящные уборы принцесс наполовину состоят из ненастоящих камней. Настоящим произведением искусства стала большая императорская корона, изготовленная для коронации Екатерины II в 1762 году. Пять тысяч бриллиантов, семьдесят пять жемчужин и великолепная темно- красная шпинель, украшающая вершину, — равных среди европейских ценностей корона не имеет. Скопив достаточно денег за почти тридцать лет работы при дворе, в 1764 году Иероним Позье или, как его называли на русский манер, Еремей Петрович, отпросился у императрицы в отпуск в Швейцарию. Назад он не вернулся. Россия так и не стала для него родиной, хотя именно здесь он достиг всего, о чем только можно мечтать, кроме одного — спокойствия за собственную жизнь. | бант-склаваж
|
Екатерина II, истинная продолжательница петровских реформ, тоже считала, что великолепие императорского двора — это показатель успехов государства. Шубу она заказала себе из самой неудобной, тяжелой золотой парчи, чтобы все издалека видели: она императрица. Паруса для ее баржи сшили из парчи с золотыми кистями. На собственные дни рождения она сама делала подарки. И у нее получалось своим величием пробуждать патриотические чувства. Многие иностранцы, в том числе и мастера золотых и серебряных дел, почитали за честь служить ей. В XVIII веке на царский двор работали многие опытные иностранные ювелиры: Луи Давид Дюваль, Георг-Фридрих Якарт, Леопольд Пфистерер, Жан-Пьер Адор, Иоганн Готтлиб Шарф. Русские мастера учились у них изготовлению модных французских вещей. Особым спросом пользовались фермуары, шатлены, эгреты и букетики цветов. Стараясь сохранить национальные черты, русские мастера шли по тому же пути, что и западноевропейское ювелирное искусство. Сначала в изделиях использовалось много барочных элементов, камни сочетались с литьем и яркими эмалями. Затем в букетах, гирляндах цветов появляется изящество рококо, и, наконец, в моде снова строгий классицизм.
| Камни старались крепить так, чтобы совсем не было видно металла. Красочные, яркие самоцветы или строгие завораживающие алмазы были главными в ювелирном искусстве XVIII века. В Бриллиантовой комнате своей бабки провел детство Александр I, но это не сделало его поклонником алмаза. Александр I и его супруга Елизавета Алексеевна не ставили роскошь во главу угла. К счастью, это не остановило развитие ювелирного искусства. Выдающимся образцом мастерства была корона императрицы, сделанная в виде золотой древесной ветки. Листики к ветке крепились с помощью крупных бриллиантов, а завершали убор два огромных сапфира. Не зазорно стало использовать в украшениях стразы (имитация бриллиантов из свинцового стекла) и обыкновенное стекло с тонким слоем фольги на нижней стороне. Дамы распускали немодное золотое шитье, чтобы заказать украшения. В моду вошел романтизм, а с ним гребни, броши, фероньерки, парные браслеты. Во времена правления Николая I вернулось увлечение богатыми украшениями. «Украшения и драгоценные камни дам блистали волшебным светом среди всех сокровищ Азии, покрывающих стены храма, в котором царская роскошь, казалась, соперничала с величием Бога», — писал французский путешественник Астольф де Кюстин о свадьбе дочери Николая I. |
Царская фамилия любила преподносить богатые подарки. Устраивая в Ницце «народные обеды» на тысячи человек, императрица Александра Федоровна позволяла каждому унести с собой столовый прибор, включавший серебряный стаканчик с ее вензелем. Благодаря этому по Европе ходили рассказы о баснословном богатстве России. До «страшных пределов», как писал журнал мод того времени, дошла роскошь при Александре II, «уже более ничего не остается, как зашивать все платье драгоценными каменьями». Императрица Мария Александровна сгибалась под тяжестью бриллиантов, которыми была украшена с ног до головы. Большинство ювелирных украшений изготавливалось и покупалось за границей. |
|
Новые ювелирные предприятия открывались каждый год. Две из пяти фирм вскоре разорялись. Но кто смог наладить дело профессионально — процветал. В это время в Москве и Санкт- Петербурге существовала основанная в 1793 (?) году фирма Павла Сазикова.
Клейма
Клеймо фирмы "Сазиков"
| Клеймо Сазикова Павла Федоровича
|
Клеймо Сазикова Игнатия Павловича
| Клеймо Сазикова Игнатия Павловича
|
Работа на фабрике Павла Федоровича была налажена профессионально: над изделием работали несколько человек: тщательно выбирались образцы, талантливые художники старательно разрабатывали рисунок, затем приступали к работе чеканщики, гранильщики, скульпторы, при необходимости привлекались историки. Одними из первых Павел Федорович Сазиков и его сыновья использовали механические приспособления и паровой двигатель. На их образцовой фабрике серебряных изделий работало около 75 человек. Фирма «Сазиков и сыновья» была первой ювелирной фирмой, обратившейся к отечественной истории и фольклору. Медведь-плясун, молочница, казачок украшали кубки, молочники, кувшины. Чернильницы в виде деревенских избушек — все это было необычно для дорогого и высокого искусства. Мировое признание и золотая медаль пришли к фирме после первой Всемирной выставки, проходившей в Лондоне в 1851 году, где Сазиковы представили большой канделябр в виде скульптурной группы, посвященной победе на Куликовом поле.
О фирме
Основатели фирмы "Сазиков", согласно архивным документам, Федор Ермолаевич и его сын Павел Федорович, происходили из экономических крестьян «Московской губернии Богородского округа Вохонской волости». В настоящее время это место носит название Павловский посад. Прибыли в Москву и записались в купечество в 1796 году. Право "именоваться фамилиею Сазиков" официально получили от Московского магистрата в 1811 году. Как отмечает Волдаева В.Ю., самый ранний документ, точно характеризующий род деятельности Сазиковых, относится к 1804 году и свидетельствует о том, что они изготовляли и продавали серебряные изделия. Вопреки высказываниям современных исследователей, отмечает Волдаева, изделия раннего периода деятельности фирмы были не только церковного, но и светского назначения.
Точная дата законодательного решения Департамента мануфактур и внутренней торговли о придании мастерской Сазиковых статуса фабрики – 1836 год. А в 1837 году лично Игнатий Павлович Сазиков, сын основателя Павла Федоровича, получил «Высочайшее дозволение именоваться Придворным фабрикантом серебряных изделий». Клейма фирмы, содержащие в своем составе изображение двуглавого орла, согласно замечаниям автора исследования, появились на изделиях позднее - в 1842 году.
Открытие в 1845 году фабрики в Санкт-Петербурге и появление в 1846 году двух магазинов на Невском проспекте явились следствием многочисленных заказов, поступавших от Министерства Императорского двора и представителей столичной знати. В магазинах продавались предметы для людей с разным достатком, можно было встретить в них и изделия высочайшего художественного уровня, некоторые из которых, как отмечает автор, выполнялись для императорских и великокняжеских дворцов или для показа на всероссийских и международных выставках.
Мировое признание к фирме пришло в 1851 году на первой всемирной выставке в Лондоне, которая называлась Великая выставка промышленных работ всех народов. Фирма сумела показать богатство и многообразие языка «русского стиля», одним из основоположников которого она являлась.
Волдаева В.Ю. отмечает, что исследование сохранившихся изделий фирмы, имеющих высокий уровень исполнения, позволяет сделать вывод, что её художники и золото-серебряники являлись авторами оригинальных решений многих произведений. Это имеет уникальную художественную ценность, даёт возможность утверждать, что в Москве и Петербурге существовала ни одно десятилетие самостоятельная творческая школа этой фирмы.
Серебряная скульптура малых форм XIX в отличалась блестящей техникой литья, чеканки, а также разнообразием тематики, в которой нашли свое выражение принципы реалистического искусства, утверждавшегося во второй половине столетия. Отдельные фигуры или скульптурные группы, отлитые из серебра и тщательно прочеканенные, укрепленные на серебряных или каменных постаментах, служили главным образом декоративным целям. Одной из первых обращается к теме серебряной скульптуры фирма Сазикова середины XIX в., произведения которой не только высоко оценивались современниками, но не утратили своего значения и в наши дни. Характерным для ранних работ этой фирмы является наличие отдельных скульптурных украшений. Такие детали имеются на чайных сервизах 1847 и 1848 гг., с трехмерными скульптурными головками.
Начав с украшения серебряных изделий небольшими скульптурными деталями, фирма Сазикова постепенно переходит к скульптурным фигурам и группам. Скульптурные группы привлекают внимание динамикой движения и виртуозной с точки зрения техники передачей мельчайших деталей.
На первой Всемирной выставке, проходившей в Лондоне в 1851 году, Сазиков Игнатий Павлович, сын основателя, выдающийся ювелир середины XIX века, представил коллекцию из девятнадцати предметов, украшенных по мотивам крестьянской жизни, что было совершенно новым явлением для дорогого и элитарного вида искусства.
Простые и близкие к действительности, разнообразные по сюжетам изображения - медведь-плясун с поводырем (любимый персонаж народных ярмарок и балаганов); казачка, играющая на бандуре; охтянка-молочница около деревянной бочки с крадущейся кошечкой на ручке и другие, выполненные чеканкой, украшали серебряные кубки, молочники, кувшины, пресс-папье.
Но главным ее произведением, за которое фирма получила золотую медаль, было большое напольное украшение-канделябр в виде скульптурной группы, посвященное победе на Куликовом поле. В центре её - Дмитрий Донской, лежащий под елью в окружении бояр, военачальников, знаменосца и всадника, рассказывающих ему о победе. Канделябр создавался скульпторами И. Витали, П. Клодтом под наблюдением академика Ф.Солнцева для соблюдения исторических подробностей в одежде и вооружении.Новизна стиля, красота рисунка, блестящее качество исполнения принесли И.Сазикову европейскую известность. Скульптурная группа выдержала сравнение с работами лучших ювелиров Европы, впервые русская фирма получила заказы из-за границы, в частности из Англии.
На выставке 1861 года И.Сазиков представил чернильный прибор в виде деревенской избы в окружении хозяйственных построек с многочисленными подробностями крестьянского быта - колодцем, птицей и пр.Пресса называла Сазикова за высокое качество чеканной работы русским Бенвенуто Челлини, отмечала, что в его изделиях почти все русское - и идея, и рисунок, и модель; он первый дал своим произведениям национальный характер. Знатоки не ожидали встретить в России "значительного фабриканта, соединяющего в себе искусство художника с ремеслом промышленника".
Среди ювелирных техник, кроме чеканки и литья, которые были преобладающими, фирма использовала эмаль, гравировку, чернь. Широко занималась изготовлением церковных предметов.
|
|
Чайный сервиз, изготовленный в петербургском отделении фирмы "Сазиковъ" в период правления императора Александра II в 1878 году.
Сервиз состоит из пяти предметов: чайника, сахарницы, молочника, подноса и щипцов. Предметы выполнены в русском стиле, украшены узором, внутри покрыты позолотой, выполнены из серебра 84 пробы. На каждом изделии стоит развернутое клеймо мастерской, а также клеймо пробирной палаты. Помимо этого на всех предметах сервиза стоит французское ввозное клеймо, которое ставилось в период с 1864 по 1893 годы.
Размеры:
Высота чайника - 12,5 см.
Высота сахарница - 9,5 см.
Высота молочника - 7,5 см.
Диаметр подноса - 35 см.
Длина щипцов - 12 см.
Общий вес - 2341 грамм.
С 1837 года фирма Сазикова имела звание Поставщика Двора Его Императорского Величества. Для царского дома мастера, кроме изделий в национальном духе, часто изготавливали фрейлинские знаки, ордена. В Санкт-Петербурге с 1810 года процветала семейная фирма Болина. В 1839 году Болины получили право называться придворными ювелирами. Диадемы, жемчужные броши в виде веток, браслеты из бриллиантов и другие изделия, выполненные придворными ювелирами этой фамилии, как оценивали знатоки, превосходили совершенством украшения испанской королевы, изготовленные знаменитым парижским ювелиром Лемонье. В 1851 году, на первой Всемирной выставке в Лондоне, изделия Карла Болина покорили европейских ценителей. Любимыми изделиями фирмы были рубиновые серьги и браслеты, аметистовые броши, головные уборы из бриллиантов и жемчуга. От российского императора на выставке 1870 года в Петербурге за свою работу ювелир получил в награду золотую медаль «за совершенную чистоту ювелирной работы, искусный подбор камней и изящество рисунков при долговременном существовании фирмы». В начале XX века Болины были возведены в потомственное дворянское достоинство. Царский двор поручал фирме самые дорогие и ответственные заказы: панагии, ордена и табакерки.
Ваза. Москва, начало XX века. Серебро, бронза, цветные камни, эмаль по скани. Всероссийский музей декоративно - прикладного и народного искусства.
| Успешно существовала в Москве фирма Павла Акимовича Овчинникова. Крепостной Овчинников восемь лет был подмастерьем. За старание и успехи он получил вольную, женился и в 1850 году на тысячу рублей приданного жены открыл собственное дело. Вскоре его имя стало известно во всей России. В 1867 году на выставке в Париже Овчинников выставил необычный письменный прибор. «Достойный памятник великого дела освобождения крепостных», — написали об изделии современники. Прибор был украшен фигурой крестьянина, который, крестясь, готовится начать сев на собственной земле. |
Павел Акимович Овчинников
Достойным продолжателем дела Игнатия Павловича Сазикова стал Павел Акимович Овчинников. Известнейший ювелир, Почетный гражданин Москвы, Павел Акимович Овчинников по своему происхождению являлся крепостным князя Волконского. Судьба была к нему благосклонна: рано обнаруживший способности к рисованию, для их совершенствования Овчинников на восемь лет был отправлен подмастерьем в Москву в мастерскую золотых и серебряных дел, принадлежавшую его брату А. А. Овчинникову. Вероятно, оказавшись прекрасным учеником, П. А. Овчинников получил вольную, в 1850 году женился и на 1000 рублей приданого жены завел самостоятельное дело, которое впоследствии выросло в одно из ведущих ювелирных предприятий Москвы. Павел Акимович стоял у истоков развития эмалевого дела в России и впервые обратил на себя внимание на московской выставке 1865 года эмалевыми изделиями, отличавшимися высокой художественной оригинальностью рисунков и прекрасным качеством исполнения. Он был награжден золотой медалью выставки и от наследника цесаревича получил в награду звание придворного поставщика.
С этого времени фирма заняла достойное место среди участников как всероссийских, так и всемирных выставок, всегда вызывая восхищение современников. Многочисленные награды и ордена за прогрессивное усовершенствование золотого и серебряного дела, превосходное устройство и ведение организованной им школы — все это укрепляло ее положение в иерархии российских ювелиров. В отчете о Всероссийской выставке 1882 года, составленном экспертной комиссией, было написано: «…Имя г. Овчинникова известно чуть ли не всей России; известность эта приобретена им самим, его личной энергией, его трудом и дарованием».
П. А. Овчинников использовал в своих творениях модели известных скульпторов, архитекторов, художников и рисовальщиков В. Боровского, И. Борникова, Е. Лансере, А. Обера, Д. Чичагова, И. Монигетти, Г. Гартмана, А. Захарова, С. Комарова, Л. Даля и других.
В технике литья и чеканки им было создано большое количество изделий на исторические и жанровые сюжеты. В 1867 году на выставке в Париже пресса отметила представленный письменный прибор «как достойный памятник великого дела освобождения крепостных крестьян». Он был украшен скульптурой крестьянина, который, крестясь, начинает сев на собственной земле, и рельефными картинками, изображающими чтение манифеста об освобождении, а также главные события царствования Александра II. За изготовление этого прибора П. А. Овчинников получил серебряную медаль.
Павел Акимович много экспериментировал с фактурами: так, в 1873 году при посещении Александром II Русской избы Венской выставки участники встречи были удивлены поднесенными традиционными «хлебом-солью» на серебряном блюде. На блюде лежало выполненное из серебра полотенце, создающее иллюзию настоящего, расшитого шелком, и икона Спасителя филигранной работы. Цесаревне подарили выполненную в русском стиле серебряную чашку с блюдцем и узорчатым, покрытым эмалью полотенцем, также выполненным из серебра. На этой же выставке король Италии приобрел серебряную корзинку с наброшенной салфеткой, «исполненной так изящно, что салфетка кажется не из металла, а из полотна».
Особую славу фирме принесли произведения с эмалями: по скани (филигрань), перегородчатой, расписной, витражной. Эмалевые работы фирмы 1860–1890 годов показывают красоту традиционного русского узорочья. Орнаменты, взятые с рукописных заставок иллюстрированных изданий по древнерусскому искусству, украшали самые разные предметы: оклады евангелий, иконы, складни, литургические наборы, посуду, ларцы, коробочки и др. Такой расцвет эмалевого искусства стал возможен благодаря соединению усилий исследователей русской культуры, художников и таланту самого Павла Акимовича, сумевшего приобщить ученых и художников к золотому и серебряному делу и создать оригинальные произведения на основе национальных традиций.
На московской выставке 1882 года фирма представила напрестольное Евангелие в серебряной оправе с изображениями евангелистов и пророков, выполненных живописной эмалью по рисункам Л. Даля, изготовленное для храма Христа Спасителя в Москве и считавшееся современниками лучшим в художественном отношении украшением храма. В этом же Евангелии П. А. Овчинников применил перегородчатую эмаль, которая пришла из Византии в Киевскую Русь и была утрачена во времена монголо-татарского нашествия. Возрождение этого художественного приема не только у нас, но и в Европе связано в первую очередь с П. А. Овчинниковым.
Интерес к фактуре, разработка специальных приемов, столь характерные для искусства рубежа ХIХ–ХХ столетий, которые дали возможность поновому увидеть красоту драгоценного металла и эмали, видны в изделиях, покрытых тонким слоем прозрачного эмалевого лака. Впервые П. А. Овчин- ников показал кувшин, сделанный в этой технике, с «японским травяным рисунком» на выставке 1882 года в Москве.
В XIX — начале XX века в российском ювелирном искусстве образовались два направления. Петербургские ювелиры с фирмами Фаберже и Болина во главе делали украшения в западноевропейском стиле, а московские мастера отдавали предпочтения «русскому стилю». Москвичи активно использовали народные мотивы, орнамент, исторические сюжеты, виды городов и памятников. На вновь ставших популярными чарках, братинах и ковшах писались поговорки. Серебряные солонки делали в форме деревянных крестьянских солониц, металлические изделия имитировали бересту и холстину. Среди московских особо известными были фирмы Сазикова, Овчинникова, Хлебникова, Оловянишникова, Губкина, мастерские Курлюкова, Алексеева, Семеновой. Несмотря на разные направления, ювелиры двух столиц тесно сотрудничали и на равных участвовали во многих выставках, заслуженно получая медали.
Самой знаменитой московской ювелирной мастерской была основанная в 1815 году фирма Ивана Дмитриевича Чичелева. Она поставляла свои изделия из золота с бриллиантами, жемчугом и драгоценными камнями не только российскому императорскому двору, но и итальянскому королю Виктору Эммануилу, и австрийскому императору Францу Иосифу. Изящные ажурные диадемы, медальоны, браслеты, кресты в русском стиле с эмалью и драгоценными камнями выглядели очень торжественно и всегда пользовались спросом высокопоставленных особ. Фирма Ивана Семеновича Губкина прославилась после того, как в 1852 году ювелир пригласил для создания моделей художника-модельера, знатока русского орнамента Ивана Борникова. Одной из первых фирма продемонстрировала на выставках изделия из металла, имитирующего мех, дерево, мешковину. Серебряная позолоченная сахарница в виде плетеной корзинки, закрытой салфеткой, на которой сидела муха, поразила посетителей выставки в 1861 году и задала моду на изделия с салфеточками.
Братья Грачевы Михаил и Симеон Гавриловичи продолжили дело своего отца, Гаврила Петровича, и прославились эмалевыми и филигранными изделиями. И хотя ювелиры работали в Петербурге, их посуда, сервизы, вазы украшались в русском стиле, как у многих московских ювелиров. Важную роль ювелиры отводили скульптуре, которая нередко была частью вазы, письменных приборов или ваз. Например, одну из ваз украшала скульптурная фигурка крестьянки.
| Потир. Санкт - Петербург. Серебро, позолота, эмаль, перламутр. 1899 - 1908 гг.
|
Их фирма, основанная в 1866 году, через тридцать лет получила звание придворного поставщика.
Настоящей фабрикой было предприятие Ивана Петровича Хлебникова, основанное в 1871 (по другим данным, в 1869) году. Уже через несколько лет работы на Всемирной выставке в Вене витрина Хлебникова с украшенными эмалью с т в о р а м и складня и другими изделиями в русском стиле заслужила две медали.
Привлекли внимание публики и необычный самовар на петушиных лапах с ручками в виде петушиных голов, кружка с рельефным изображением Дмитрия Донского, братина с шестью чарками, украшенные эмалью и камнями. От изделий, как отмечали современники, «так и веяло стариной». Особенно славились чеканные работы Хлебникова на темы русской истории и литературы и эмаль всех видов.
Чайник. Серебро, золочение, эмаль. 1883 г.
| Портсигар. Серебро, эмаль. 1896 г.
|
И.П. Хлебников
В утверждении и развитии национального направления в золотом и серебряном деле много сделала фирма Ивана Петровича Хлебникова, которая выпускала изделия во всех существующих стилях второй половины ХIХ — начала ХХ века: русском историческом, новорусском, модерне. Фабрика бриллиантовых, золотых и серебряных изделий Ивана Петровича Хлебникова, прекрасно оснащенная новейшей техникой для всех видов работ, была основана в Москве в 1870–1871 годах. Помимо самой фабрики с «рисовальней и скульптурной», где было занято около 300 рабочих, существовали специальные мастерские. Впервые имя придворного поставщика И. П. Хлебникова прозвучало на Всемирной выставке в Вене в 1873 году, где его произведения обратили на себя внимание экспертов и заслужили две медали. На выставке И. П. Хлебников продемонстрировал удачно подобранную и разнообразную коллекцию изделий в русском стиле. Особо отмечали створы складня, украшенные эмалью, от которых «так и веяло стариной», и «разработку стиля родной старины».
Удивили всех необычностью форм самовар и чайный сервиз. Самовар стоял на петушиных лапах, а ручки были выполнены в виде петушиных голов. Среди других работ выделяли массивную братину с шестью эмалевыми чарками, украшенную драгоценными камнями, сделанную в подражание братине царя Алексея Михайловича, и кружку с рельефными изображениями Дмитрия Донского. Фирма И. П. Хлебникова славилась своими чеканными работами, камерной серебряной скульптурой, выполненными на народные темы. Темами его сюжетов стала не только русская история, но и литературные произведения. На выставке в Париже 1878 года фирма представила барельефные картинки и среди них накладную пластину на альбом со сценой из жизни Ивана Грозного, блюдо с зимним сельским пейзажем; в 1882 году — пластины с изображением Сергия Радонежского, пира из поэмы М. Ю. Лермонтова «Песнь о купце Калашникове». Большую известность И. П. Хлебникову принесло его искусство эмальера. Примером тому служит прибор для вина 1870-х годов, сделанный в виде графина-петуха и чарок-цыплят, украшенный выемчатой эмалью. Оригинальность замысла, любимый фольклорный мотив, а также орнаментальные формы, близкие к народному искусству, красочность палитры при совершенной технике исполнения делают это произведение Хлебникова уникальным памятником русского стиля. Фирма Хлебникова работала со всеми видами эмали, и пресса всегда отмечала богатство и своеобразие его работ. На выставке 1882 года по числу и разнообразию работ только И. П. Хлебников мог соперничать с П. А. Овчинниковым. Новостью выставки стали альбом в серебряной оправе с живописной эмалевой картиной «Соколиная охота» и Евангелие в русско-византийском стиле, украшенное перегородчатой эмалью по рисунку П. И. Балашова и, как писали современники, «замечательное по монтировке и сочетанию цветов».
Особого внимания заслуживают декоративные блюда, альбомы, бювары, которые, как правило, связаны с определенными историческими событиями. Разнообразию мотивов исторических, пейзажных, жанровых, взятых с рукописных заставок, соответствовало техническое мастерство, контрасты фактур, блестящих или матовых, с тончайшей чеканкой или резьбой, широко использовалась эмаль, тонировка цветной позолотой. Большое место в их украшении занимали сюжеты отечественной истории и искусства. Фирма Хлебникова создала прекрасные образцы подобных произведений.
Художественная обработка камня в России. Зарождение традиций
Первый российский император Петр I, создавая на берегах Невы новую великодержавную столицу, решил, что она ни в чем не должна уступать европейским. И, переводя туда двор, утверждал в новой столице европейские формы общения, для чего ввел знаменитые «ассамблеи» — общественные собрания, не только ставшие местом развлечений двора, но и позволявшие проводить на них деловые переговоры. Вот как описывает А. С. Пушкин тогдашние «ассамблеи»:
«В большой комнате, освещенной свечами, вельможи с голубыми лентами через плечо, посланники, иностранные купцы, офицеры гвардии в зеленых мундирах, корабельные мастера в куртках и полосатых панталонах толпой двигались взад и вперед при беспрерывном звуке духовой музыки. Дамы сидели около стены; молодые убраны были со всей роскошью моды. Золото и серебро сияло на их робах; из пышных фижм возвышалась, как стебель, их узкая талия; алмазы сверкали в ушах, в длинных локонах и около шеи»... Именно для того чтобы сломать старый московский обычай семейной замкнутости, приблизить свой двор к европейским образцам, дав возможность дамам блистать во всей красе, Петр переводит в Петербург всех мастеров из московской Оружейной палаты, в которую входили серебряных и золотых дел мастера. Среди переехавших в новую столицу мастеров были не только российские подданные, но и группа пленных шведов, которые в 1714 году образовали первый в России цех иностранных золотых и серебряных дел мастеров. Юридически этот цех был оформлен в 1721 году. А в 1722 году последовало создание цеха русских золотых и серебряных дел мастеров.
Значительное число художников и архитекторов, вызванных Петром I в Петербург из-за рубежа, и многочисленные пенсионеры, то есть наиболее даровитые молодые архитекторы, которых за государственный счет отправляли в Париж, Голландию и Италию для усовершенствования знаний и мастерства, возвращались на родину, обогащенные новыми навыками и знаниями. В результате в Петербурге образовалось новое направление в золотом и серебряном деле, внесшее западноевропейские черты в декоративное русское искусство. Особое внимание Петр I уделял развитию в России камнерезного дела. В 1721 году было принято решение построить в Петергофе «Пильную мельницу», основной задачей которой было «пиловать и полировать мраморовый и алебастр, и другой всякой мягкий камень, кроме дикого и крепкого» для строившихся в Петербурге и пригородах дворцов и особняков. В 1725 году мельница заработала, а в 1727-м была преобразована в Петергофскую гра- нильную фабрику. Кроме обработки камней на ней стали полировать стекла. | Мозаика Петергофской гранильной фабрики
|
АЛЕКСАНДР I. РАСЦВЕТ КАМНЕРЕЗНОГО ДЕЛА
Во времена царствования Александра I c 1800 по 1811 год Академию художеств, в ведении которой находились Петергофская и Екатеринбургская фабрики, возглавлял граф А. С. Строганов. Это время называют периодом«золотого расцвета» для обеих фабрик.
Чаша, изготовленная по рисунку архитектора А.Н. Воронихина, начало XIX века. Санкт - Петербург. Государственный Эрмитаж
| В 1801 году Якова Роде, руководившего Петергофской фабрикой с 1779 года, заменил Александр Боттом. Вместе с ним на фабрике началась новая эпоха: в 1804 году был утвержден новый штат фабрики численностью 86 человек, впервые введены разряды подмастерьев и мастеровых, утверждена отчетность. Работа активизировалась, ассортимент расширялся: выпускались табакерки, обелиски, блюда, подсвечники, коллекции камней, пьедесталы, столешницы, вазы, чаши… Для работы не хватало эскизов, и А. И. Боттом обратился к графу Строганову с просьбой прислать рисунки из Академии художеств. В 1800 году впервые упоминается имя архитектора графа Шуазель-Гуфье в качестве автора рисунка, семь эскизов которого использовались для изготовления камнерезных работ фабрики. Исполнялись вазы и по проектам Дж. Кваренги (1744–1817), но особую роль в развитии камнерезного дела все же сыграл архитектор А. Н. Воронихин (1759–1814). Зодчий проектировал декоры изделий из цветного камня, применив новацию, состоявшую в соединении в одной композиции цветного камня и объемной металлической пластики. В качестве примера можно привести настольное украшение из собрания Эрмитажа: обелиск из цветного камня в сочетании с четырьмя бронзовыми фигурами египтян с каменной чашей. По его же эскизу камнерезами Петергофской гранильной мануфактуры создана дарохранительница для главного престола Казанского собора. Она представляет собой вид храма, увенчана куполом и крестом. Купол поддерживают 16 колонн, в четыре стороны обращены портики, перед которыми по краям размещаются фигуры четырех евангелистов и четырех святителей. |
ЭПОХА ПРАВЛЕНИЯ НИКОЛАЯ I. УПАДОК И НОВОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ КАМНЕРЕЗНОГО ИСКУССТВА
Мебель из русского малахита на Всемирной выставке 1851 г. Акварель Генри Кларка Педжина. Лондон. Музей Виктории и Альберта
С первого десятилетия ХIX века русский камень стал высоко цениться за рубежом, и отечественные изделия часто заказывают иностранцы, они служат роскошными дипломатическими подарками. Несмотря на эти успехи, после смерти графа Строганова в 1811 году гранильная фабрика входит в полосу полнейшего бездействия. Период с 1816 по 1829 год стал временем тяжелейшего кризиса. Управляющий Кабинетом Ее Императорского Величества граф Д. А. Гурьев провел реорганизацию фабрики, которая стала теперь именоваться «Императорской гранильной». В результате перемен часть мастеровых была передана на бумажную фабрику, часть — на Императорский стеклянный завод.
Тридцатилетнее царствование Николая I — это время подавления свободолюбивых настроений в нашей стране. Вместе с тем это время — золотой век русской литературы, расцвета молодой российской науки, театра, искусства. В 1829 году бумажная и гранильная фабрики перешли в подчинение Департамента Уделов под начало графа Л. А. Перовского. Пост директора гранильной фабрики занял деятельный и рачительный хозяин Д. Н. Казин, руководивший фабрикой до 1848 года. Его приход вдохнул новую жизнь в работу фабрики: было установлено новое оборудование — механизмы для распиловки блоков, толчения наждака, резных работ. А в 1830 году при фабрике была открыта школа для детей мастеровых в которой кроме грамоты их учили лепке и рисованию и, таким образом, подготавливали к практической работе на фабрике. Еще одним новшеством стало разделение продукции на разряды: «изящные или художественные» для Императорского дома и «обыкновенные или мелочные» для остальных потребителей. Директор мог принимать заказы от частных лиц. «Мелочные» вещи продавались на территории фабрики, а также в магазинах Петербурга, а с 1832 года изделия стали отправлять на ярмарку в Нижний Новгород.
Помимо этого, с 1830 по 1847 год при фабрике действовала бронзовая мастерская. Руководил ею чеканных дел мастер Ф. И. Ковшенков (1785–1850), состоявший в Комиссии постройки Исаакиевского собора. Это нововведение позволило фабрике создать множество прекрасных композиций из камня и металла. В дальнейшем было введено разделение труда, и работы по металлу для композиций исполняла фирма «Английский магазин. Никольс и Плинке».
Принимали участие петергофские мастера и в восстановительных работах Зимнего дворца после разрушительного пожара 1837 года: по проекту архитектора А. Л. Брюллова (1798–1877) выполнен знаменитый Малахитовый зал. Нужно отметить, что кроме малахитовых и лазуритовых изделий в 1830–1840 годах крупных вещей из других твердых пород камня выпускалось немного. Новым видом продукции для фабрики стало производство сувенирных изделий. Так, на-пример, миниатюрные триумфальные Александровские колонны из гранита и бронзы производились в течение нескольких лет достаточно крупными тиражами. Возродились и наборные работы: художнику И. А. Сартори часто заказывали рисунки для флорентийских мозаик. Но изготовление работ в этой технике было сопряжено с дефицитом камней разных цветов. В связи с участившимся спросом на флорентийскую мозаику для глубокого изучения техники ее исполнения в 1847 году во Флоренцию сроком на два года отправили мастера И. В. Соколова. Он изучал наклейную (малахитовую и лазуритовую) и врезную мозаики, устройство станков, инструмента, технологию резки и огранки. Именно И. В. Соколов заложил профессиональные основы мозаичного производства. Приемы техники мозаики и подбора камней,привезенные им из Италии, подняли выполнение изделий в технике флорентийской мозаики на очень высокий уровень. Так, например, мозаичная столешница работы И. В. Соколова с бронзой от «Никольс и Плинке» в виде фигуры мальчика с пальмовой веткой экспонировалась в Хрустальном дворце на Первой всемирной выставке в Лондоне в 1851 году. За эту работу фабрика была награждена медалью 2-й степени. Сейчас столик находится в Малахитовом зале Эрмитажа.
В 1847 году был установлен новый штат гранильной фабрики — он увеличился до 99 человек. Кроме того, было введено и новое Положение о фабрике. Ей предоставлялось право на отыскание и добычу минералов, вначале в Пермской и Оренбургской губерниях, а с 1850 года — и в районах Сибири и Забайкалья. Ежегодное содержание из казны определялось в 30 000 рублей. Департамент Уделов определил следующие задачи фабрики: огранка алмазов и драгоценных камней; малахитовые и лазуритовые работы; выделка небольших вещей из твердых пород; мозаики по типу флорентийских, как гладкие, так и рельефные.
Директором фабрики с 1848 по 1858 год был Н. Е. Бухгольц. При нем на фабрике было организовано мраморное и паркетное отделение для исполнения мозаичных полов в «античном стиле» для Исаакиевского собора, Петергофа и Нового Эрмитажа. В Старом Эрмитаже были созданы два роскошных камина. Римские мозаики к ним исполнены по рисункам художника Императорского фарфорового завода Пьера Буде. В «мраморном заведении» производились работы и из шокшинского кварцита, добываемого близ Петрозаводска (Карелия).
РАСЦВЕТ ФАБРИКИ ПРИ АЛЕКСАНДРЕ II
Ваза с дельфинами. Петергофская гранильная фабрика. 1889 г. Агат. Москва. Минералогический музей им. А.Е. Ферсмана
Середина ХIX века — время наибольших достижений и яркого расцвета Петергофской гранильной фабрики. Созданные при строительстве Нового Эрмитажа изделия из отечественного камня: яшмы, порфира, орлеца, лазурита, авантюрина, малахита — украсили его парадные залы.
Особо ценные и дорогие изделия рабочие фабрики выполняли по утвержденным рисункам для Высочайшего двора. Фабрике разрешалось также брать частные заказы, но это разрешение не распространялось на гипсовые и мраморные работы. Причина заключалась в том, что российские скульпторы создавали мраморные статуи, по совершенству исполнения не просто не уступавшие итальянским, но и превосходившие их, и потому заказы на этот вид работ оставались исключительным приоритетом Императорского дома.
«Изящная» продукция фабрики с начала 1860-х годов связана с именем архитектора И. А. Монигетти (1819–1878), по проекту которого была отделана Лионская гостиная Екатерининского дворца в Царском Селе. Для оформления этого зала были выполнены многочисленные вещи из лазурита: столы, часы в стиле Людовика ХVI, ширма, экран, бра, люстра и др. Художественный эффект ансамбля Лионской гостиной основан на сопоставлении насыщенного по цвету лазурита, разнообразных вставок флорентийской мозаики и мажорной золоченой бронзы. Обильный тонкий прочеканенный декор, порой подчеркнуто дробный и измельченный, типичен для этого времени. И. А. Монтигетти использовал в нем самые разнообразные элементы орнаментики: растительные мотивы, свисающие цветочные гирлянды, розетки, банты, массивные ножки-лапы.
В период с 1860 до середины 1880 годов фабрика специализировалась на изготовлении врезных, наборных и рельефных мозаик. Это время расцвета многотрудного мозаичного ремесла. Приемы оформления каменных изделий приобретают новые черты: характерным становится соединение традиционных наборов в технике флорентийской мозаики прежних времен с доминированием лазурита, популярного в те годы самоцвета. Пример такого рода изделия — четырехстворчатая ширма, преподнесенная Высочайшему двору в 1881 году. Она признана современниками «в высшей степени художественной работы». В 1860-е годы входит в моду лазурит, который становится излюбленным материалом камнерезов. Добываемый с неимоверными трудностями в Прибайкалье и за большие деньги приобретаемый у бухарских купцов «лазурный камень» становится символом богатства и роскоши Императорского дома. Поражает разнообразие петергофских предметов того времени, выполненных из ляпис-лазури. Для украшения интерьеров городских и загородных дворцов, а также домовых церквей изготавливали вазы, чаши, пьедесталы, большие шкафы, столешницы, ящики, ларцы, шкафчики, бювары, портфолио, торшеры… Большой популярностью пользовались механические календари, корпуса для часов, барометры, подсвечники, цветочные горшки, экраны, письменные приборы с принадлежностями, кресты, пуговицы, пресс-папье, шары, яйца и многое другое. Зачастую предметы, выпускаемые фабрикой, продавали за границу. Так, в 1867 году французской императрицей Евгенией был приобретен шкаф с восемью мозаиками, обрамленными рельефной бронзой и лазуритом. А для наследной прусской принцессы закуплены две малахитовые вазы с бронзой. В 1875 году был торжественно отмечен 100-летний юбилей со дня закладки каменного здания фабрики. | Лионская гостиная в Екатерининском дворце Царского Села
|
К этому событию было перестроено трехэтажное здание флигеля, пустовавшее после закрытия в 1860 году мраморного отделения. Сюда были переведены мозаичные и гранильные мастерские, здесь же находились приемный зал и музей.
В день юбилея, 28 июля, императорской чете были преподнесены два подарка: для императрицы Марии Александровны изготовили роскошный альбом с фотографиями, украшенный лазуритом, мозаиками из твердых камней и серебром. Для императора Александра II — чернильный прибор из калканской яшмы в серебре. Он представляет собой фигуру сидящей в кресле Екатерины II, которая держит в руках план Петергофской фабрики. Высокий, сложного силуэта постамент украшен барельефами, в центре помещено мозаичное изображение нового здания фабрики. Модели фигур были сделаны скульптором М. А. Чижовым (1839–1919) по эскизам А. Л. Гуна. Именно с создания этих произведений начался творческий путь А. Л. Гуна, вначале в качестве архитектора фабрики, а затем и ее директора. Этот пост он занимал с 1886 по 1911 год. До начала XIX века продукцию фабрики отличало характерное для эпохи историзма стилевое разнообразие. Изделия изготовляли в греческом, романском, японском и китайском стилях. Популярен в те годы и стиль французского рококо, характерный для эпохи Людовика XV, а также французский классицизм последней четверти XVIII века, который носит специальное название «стиль Людовика ХVI».
XIX ВЕК. НОВАТОРСКИЕ СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ИДЕЙ.
Начало XIX века знаменуется мощным техническим прогрессом, изменением социального состава общества, новыми эстетическими идеалами. К середине ХIХ века значительно возросло количество ювелирных мастерских и фирм, что послужило толчком к дальнейшему бурному росту ювелирной промышленности. Развитие моды происходит очень интенсивно и затрагивает в основном женскую одежду. В это время в России завершился период русского классицизма, в котором нашли отражение идеалы красоты и образы античной классики. Вычурные, часто неправильной формы утварь и украшения ХVIII века сменились строгими и четкими формами, приближающимися к правильным геометрическим фигурам — прямоугольнику, кругу, овалу, шару или цилиндру. Чрезмерно насыщенная и причудливая орнаментация уступает место обычному блеску ровной, гладкой полированной поверхности с отдельными украшениями, выполненными механической штамповкой и в редких случаях чеканкой.
"Мозаичное яйцо". Фирма Карла Фаберже. Дизайн Альмы Пиль-Клее. 1914 . Собственность королевы Великобритании Елизаветы II Ювелирные мастера Петербурга с успехом применяли такие технологии, как эмаль, чернь, зернь, скань (филигрань), чеканка, резьба и позолота. Широко использовались бриллианты, сапфиры, рубины и изумруды. Высоко ценились желтые и розовые топазы, шпинели, аквамарины, кораллы, вошли в моду карнеолы и сердолики. Оригинальное использование в качестве исходного материала нефрита, родонита, лазурита, змеевика, малахита, яшмы, агата при создании ваз, шкатулок, столешниц принесло всемирную славу русским мастерам, многие достижения которых остаются непревзойденными и по сей день. Успехи камнерезного дела способствовали быстрому развитию такого направления, как скульптура малых форм, когда стали создаваться фигурки людей, животных, птиц и цветов, а также объемные жанровые сценки. |
Таким образом, вся история развития ювелирного дела в России привела к тому, что во второй половине ХIХ века создались благоприятные уникальные условия для резкого взлета этого вида деятельности. Кроме наличия в России высококлассных ювелиров, способных выполнить любой вид ювелирных технологий, техник и приемов, этому способствовала атмосфера демократизации общества и создание комфортных условий деятельности для предпринимателей в период реформ царя Александра II, а также мощнейшая русификация общества и отечественного искусства при Александре III. Немаловажную роль сыграло наличие в России достаточно обширной прослойки населения, способной покупать ювелирные изделия по высоким ценам и в большом количестве.
В XIX веке российское ювелирное искусство получает мировое признание. На 1-й Всемирной выставке промышленно-художественных товаров в Лондоне в 1851 году Россия поразила Европу. Эксперты с удивлением и восхищением отметили самобытность, высокое качество и «благородное изящество вкуса» русских изделий. Внимание публики, «которая толпами сбегалась смотреть на малахиты, яшмы, мозаики, серебро и бриллианты», дало основание русским ювелирам заявить о себе: «Мы не рабские подражатели французского стиля, наступила наконец для наших искусств новая эпоха русского стиля».
Выставки 1851–1900 годов, проходившие в Лондоне, Париже, Филадельфии, Чикаго, Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде, реально показали, что в России есть мастера-ювелиры высокого класса. В представленных изделиях поражал выбор прекрасных моделей, их изящная простота, чистота вкуса, блестящее исполнение. Особо отмечали тонкость русской закрепки драгоценных камней, которая, по мнению сотрудника фирмы К. Фаберже А. Хольстрема, ценилась выше парижской. Развитие золотого и серебряного дела шло такими быстрыми темпами, что в книге «Всемирные выставки и русские экспоненты» (1886) было отмечено: «Есть отрасли производства, усовершенствованные на русской почве и носящие отпечаток страны их создавшей, имитировать которые иностранцам положительно не возможно. К их числу относятся русские изящные серебряные изделия». Об украшениях на выставке 1882 года газеты писали, что русские уже могут не пользоваться рисунками и моделями иностранных художников, но «последние могли бы их позаимствовать».
Источник 1
Источник 2
Источник 3
Источник 4
Источник 5