карта Санкт-Петербурга 1834 год
план Санкт-Петербурга 1840 г.
http://www.aroundspb.ru/maps/spb1700_18 … 0_1849.php
Отредактировано Мария Романова (2013-02-05 11:31:44)
ИМИ ГОРДИТСЯ СТОЛИЦА |
❖ ИСТОРИЯ ❖ ЗАКОНЫ ❖ ЧАВО ❖ РОЛИ |
Петербург. В саду геральдических роз |
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » Петербург. В саду геральдических роз » Библиотека » Санкт-Петербург: история, география, быт.
карта Санкт-Петербурга 1834 год
план Санкт-Петербурга 1840 г.
http://www.aroundspb.ru/maps/spb1700_18 … 0_1849.php
Отредактировано Мария Романова (2013-02-05 11:31:44)
Виды Санкт-Петербурга. XIX век.
Петербург театральный: XIX век.
Петербург – аккуратный человек, совершенный немец,
на все глядит с расчетом и прежде,
нежели задумает дать вечеринку,
посмотрит в карман.
Н.В.Гоголь
Один из красивейших городов не только Европы, но и мира, был построен за короткий срок; мощный импульс, заложенный в него первым императором, во многом повлиял на дальнейшее формирование столицы.
Ускоренный рост и развитие во многом обусловлены тем, что город изначально строился как новый центр, причем не только политический и экономический, но и культурный.
Вероятно по этой причине уже в начале XIX века Санкт-Петербург оправдал ожидания и превратился в полноценную столицу огромного государства.
В начале XIX столетия начинается активное строительство города: граница отодвигается к Обводному каналу, расширяется центр, появляются новые жилые районы. Но о состоянии Петербурга лучше всего расскажут цифры.
В конце 1830-х годов в городе было 8300 домов, 117 мостов, тротуаров в общей сложности 270 километров, свыше 4000 уличных фонарей и 630 колоколов звонили по праздникам. При этом население Санкт-Петербурга 1 сентября 1832 года насчитывало 479 993 человека, 30 процентов от общего количества горожан составляло крестьянство, 9 процентов – дворянство, то есть на каждого дворянина приходилось по три крестьянина: статистика для всей остальной России удивительная. Причем стоит отметить еще один интересный факт, примерно каждый тысячный житель служил в полицейском отделении, а каждый сороковой был чиновником. При этом, по сравнению с другими городами России, Петербург был чрезвычайно разнороден по населению, конечно, не стоит забывать и о том, что в конце XIX века в молодую столицу перебралась почти вся знать страны.
Насколько разным было население Петербурга, настолько разными были его развлечения. Совершенно естественно, что простой ремесленник не ездил на балы, а великосветский аристократ не посещал балаганы и ярмарки, но и тот, и другой вечером могли отправиться в театр.
В то время в столице существовало три театра, если не считать Каменоостровского, которому «предназначалось служить летним развлечением великосветского общества». Действительно, открытый 1 июля 1827 года он частенько превращался в резиденцию императора, сезон обычно длился с мая по август, выступали все казенные труппы.
Центром театральной жизни являлся Большой Каменный Театр, расположенный на старейшей площади города, вблизи так называемой Коломны. Часто в нем можно было встретить Пушкина, Лермонтова, Грибоедова и многих других выдающихся деятелей той эпохи. В нем ставили и драматические спектакли, и оперу, и балет.
Самым доступным для городского населения был Малый Деревянный Театр, он располагался на месте нынешнего Екатерининского сада. В городе его часто называли «Театр Казасси», по имени антрепренера, благодаря которому и появилось это здание. Интересно, что русская труппа более всего играла на этой сцене, особенно после пожара в Большом.
Третий театр располагался у Симеоновского моста (ныне мост Белинского), и после перестройки в 1828 году получил название «Новый театр», на его сцене показывали и драматические и оперные спектакли, но отличительной его особенностью были цирковые представления.
Стоит упомянуть, что 1 января 1825 года был открыт театр у Чернышева моста (ныне мост Ломоносова), но он сгорел через несколько месяцев после открытия.
Идея строительства нового каменного театра витала в воздухе уже с начала XIX века, растущему городу было необходимо достойное здание в самом его центре. Реализация этой идеи состоялась только в 1828 году, когда началось строительство Александринского театра.
Решение о строительстве нового театра было принято еще в 1811 году, но Отечественная война 1812 года помещала этому, тем неменее конкурс проектов уже был начат.
Главным претендентом был Т. Томон, первой работой которого в России была перестройка Большого Каменного театра в 1805 году.
Вероятнее всего, использовали бы его проект, если бы Томон не скончался 23 августа 1813 года, а строительство театра без его проектировщика посчитали слишком рискованным делом.
«В 1816 году, работая в «Комитете строений и гидравлических работ», Росси и Модюи составили проекты реконструкции театральной площади и перепланировок окружающего района между Невским проспектом и Чернышевым переулком (ныне улица Ломоносова), Садовой улицей и набережной Фонтанки». (См.:Тарановская М.З. Карл Росси. СПб.,1978. С.164.) Первым требованием заказчика было соединить все эти улицы в единой композиции и главное, связать их с основной магистралью города – Невским проспектом.
Недостатком проекта Томона было то, что «театр решался изолированно от Невского проспекта и отделялся от него воротами», это же стало главной причиной по которой отвергли проекты Л. Руска и А. Модюи. Последний предлагал опираться на ось «театр – Малая Садовая улица», но это смещало градостроительные акценты, к тому же театр был слишком близко придвинут к Невскому проспекту. Тем неменее, Модюи не был оставлен без работы, именно он восстанавливал Большой Петербургский театр после злополучного пожара 1811 года.
Известно о двадцати пяти планировочных вариантах будущего театрального ансамбля, только в 1827 году был утвержден наиболее подходящий проект. В процессе дальнейшего строительства он несколько менялся и корректировался, но не уходил от изначальной схемы. Это был проект Карла Росси.
Урожденный Неаполя, Росси почти всю свою жизнь прожил в Санкт-Петербурге. В 1816 году он становится придворным архитектором, занимается реконструкцией усадьбы Аничкова дворца, составляет проект Дворцовой площади, зданий Сената и Синода – одним словом, к 1828 году он известный и признанный профессионал. Последняя работа его жизни – ансамбль Александринского театра, явилась апофеозом творческой судьбы художника, в ней он воплотил всю мощь и размах собственной натуры.
Любопытен один факт, Малый театр, разобранный в связи со строительством Александринского, был построен по проекту Винченцо Бренна, того самого, у которого Карл Росси обучался с 1795 года.
Итак, строительство ансамбля началось в 1828 году, одновременно с театром возводится библиотека и два симметричных корпуса, в одном из которых теперь расположена Государственная Театральная Библиотека. В 1830 году идет застройка у Чернышева моста, а к осени 1832 заканчивается планировка всего комплекса.
В нишах по сторонам лоджии установлены статуи Терпсихоры и Мельпомены, венчает фасад колесница бога Аполлона, символизирующая триумф русского искусства (скульптор С.С.Пименов).
Статуи Терпсихоры, Талии и Мельпомены были проектированы металлическими, но «вследствие экономии были сделаны из алебастра». Из-за сырого климата уже через несколько лет они требовали ремонта, и в 1836 году скульптор Франц Тибольт исправлял статуи, но когда в 1840 одна, на заднем фасаде упала с крыши, по приказанию Николая I все фигуры сняли.
Росси, проектируя ансамбль, задумывался не только о самих зданиях, но даже о мелочах, вплоть до рисунка ограды и количества фонарей. Все здания были построены из кирпича, изначально они были окрашены в светло-серый тон с белыми архитектурными деталями, и скульптурами, тонированными под бронзу.
Но позже Александринский театр был перекрашен в желтый цвет, что, конечно, разрушало целостность всей композиции. Более того, в 1849 году изменениям подвергли и интерьер театра, поменяв голубую окраску стен и обивку кресел на красную.
Декорации для театра изготовлял один из лучших мастеров своего времени – Карл Гропиус, он должен был сделать 19 комплектов декораций с двумя передними занавесами, при этом художнику не дали точных размеров сцены. Поэтому по приезду в Петербург (15 августа 1832г.) он был вынужден заниматься приспособлением своих декораций к Александринским реалиям.
В 1833 году на Михайловской площади (ныне площадь Искусств) был построен новый театр, названный в честь брата Николая I – Михайловским. Площадь была спроектирована Росси как единый ансамбль, и новый театр удачно вписался в созданную композицию (архитектор – А.П. Брюллов).
Театр был открыт 8 ноября 1833 года, представляли водевиль П.А.Каратыгина «Знакомые незнакомцы» и балет «Амур в деревне», сочиненный балетмейстером А.Блашем на музыку Соне. Машинерию для театра изготовлял Г.Тибо. Новый красивый театр стал излюбленным местом петербургского дворянства, в большей степени из-за того, что там преимущественно играла французская драматическая труппа.
В это же время для самой простой и демократичной публики работали передвижные театры-балаганы. Петербургские гуляния на площадях нисколько не уступали в размахе московским: «балаганы, качели, карусели, горы составляли, без сомнения, основу гуляний». Наиболее значительные празднества устраивались на Пасху, Троицу и в Масленицу. С Масленицой у жителей Петербурга и Москвы ассоциировался балаган Лемана, который появился в России в 1818 году и успешно выступал на протяжении нескольких десятилетий. Зрителями балаганов, в подавляющем большинстве, были мелкие служащие, крепостные и ремесленники.
Все государственные праздники не обходились без военных парадов, казенных гуляний для народа и придворных увеселений для дворянства. Вечером обязательно организовывали фейерверки. Это развлечение привил двору еще Петр I, который очень любил салюты.
В городе часто можно было встретить различные бродячие труппы, они выступали перед трактирами, а в праздничные дни – в балаганах. Огромную роль в организации городских праздников играло петербургское купечество. «Купцы возводили площадные театры и аттракционы (катальные горы и карусели) во время самых популярных ежегодных народных гуляний на масленичной и пасхальной неделях» (См.:Конечный А. Быт петербургского купечества// Петербургское купечество в 19 веке. СПб, 2003.С.35).
*********************************************************************************
Частыми гостями столицы были французская и итальянская труппы, гастролеры выступали на сцене Большого Каменного театра. Особенным спросом пользовались спектакли итальянцев, в основном исполняющих оперы Россини, рьяным поклонником их творчества был Ф.Булгарин, который не раз высказывался по этому поводу на страницах «Северной пчелы». Итальянская труппа в Москве уже прекратила свою работу в начале 30-х, многие ее участники перебрались в Петербург. Тем неменее, уровень русской труппы был на несколько голов выше, причем это касалось не только вокального исполнения, но и оркестрового.
Театральная жизнь новой столицы набирала обороты с каждым годом. Развитие национальной драматургии, музыки, актерского искусства, театральной критики - XIX век во многом сформировал русскую культуру. В 30-е годы произошло разделение русской труппы на музыкальную и драматическую, развитие профессионального образования. Именно в этот период русский театр начал искать собственные пути и осознавать своё национальное значение.
http://www.ipetersburg.ru/articles/znam … /spbteatr/
Отредактировано Мария Романова (2013-02-05 11:22:38)
Транспорт в Петербурге в 19 веке
В Петербурге начала XIX века движение в центре города было весьма оживленным. Один из путешественников, побывавший в то время в городе, записал в своих впечатлениях, что «извозчичьи экипажи в Санкт-Петербурге гораздо многочисленнее, чем в самых больших городах Европы, улицы заставлены ими». Чуть ли не на каждом углу бесчисленные «ваньки» в синих поддевках и высоких шапках зазывали по-господски одетых прохожих: «Барин! Куда изволите? Прикажите подавать!». В городе было более трехсот специальных стоянок - бирж, как они назывались тогда, для извозчиков.
По сохранившейся статистике в Петербурге в 1815 году было 8102 казенных, 7519 обывательских и 2476 извозчичьих лошадей. По улицам скакали верховые, неслись кареты, украшенные гербами, щегольские коляски и дрожки, английские возки с зонтами, дормезы, кабриолеты, фаэтоны, линейки, тарантайки. Тут же рядом с ними катились нагруженные верхом телеги и фуры. Зимой повсюду скрипели сани, саночки и салазки. Пешеходных дорожек не было, и поэтому, переходя улицу, нужно было быть очень осторожным - того гляди попадешь под колеса какого-нибудь лихача.
Извозчики были, как правило, из крепостных крестьян, приходивших в город, чтобы заработать денег на оброк. От извозчиков требовалось знание грамоты, чтобы они могли название улицы и номер дома прочитать. Но требование это соблюдалось с трудом - грамотных среди крестьян было мало. Проезд на извозчике стоил дорого - 80 копеек. Примерно столько же составлял дневной заработок мелкого чиновника. Поэтому горожане предпочитали ходить пешком.
С лета 1830 года в Петербурге появились «городские кареты, известные в Париже под названием омнибус, для доставления небогатой, то есть многочисленной части нашей публики», с помощью которых можно было «за небольшую плату посещать загородные места». Контора омнибусов открылась на Невском проспекте за Аничковым мостом в доме купца Миняева. Омнибусы ходили по трем маршрутам: от Казанского моста к Крестовскому острову, от Казанского моста к Старой деревне и от Думы до конца Новой деревни. Представляли собой омнибусы большие кареты, запряженные четверкой лошадей. В карете на сидячих местах помещались 6 человек, столько же помещались на империале.
Люди состоятельные, имея свой выезд, ни омнибусами, ни извозчиками не пользовались. Красота лошадей, экипажа и упряжи была предметом особой заботы, и часто лошади, карета, кучер, форейтор стоили немалых денег. Ездили в Петербурге очень быстро, что было подмечено Гоголем. Расстояния были большими, улицы были замощены булыжником, поэтому от кареты требовалась большая прочность... или постоянный надзор за ее состоянием (мы бы сейчас сказали «техосмотр»). Каретных дел мастера знали свое дело и зарабатывали состояния.
Не меньше, чем экипажей на улицах, в Петербурге на реках и каналах было самых разных лодок. Мостов в городе не хватало, наплавные мосты в бурную погоду снимали, и тогда сообщение между берегами прекращалось. В городе было больше 30 перевозных пристаней. За перевоз взималась плата по таксе. Военные, чиновники («госслужащие», сказали бы мы) и охтинские плотники от платы освобождались. Кроме перевозчичьих лодок по Неве под пение гребцов или роговую музыку плавно скользили прогулочные суда богатых горожан, то позолоченные, то обитые бархатом, то покрытые шелковыми палатками. У гребцов была особая одежда. Например, гребцы-«гондольеры» - князя Юсупова были одеты в вишневого цвета куртки и шляпы с перьями. Катание на лодках с поющими гребцами было одним из любимых развлечений петербуржцев.
Для жителей столицы весьма важными событиями было замерзание и вскрытие Невы, которые до некоторой степени меняли жизнь столицы. Во время замерзания Невы осенью, а также во время вскрытия реки весной на некоторое время - иногда на несколько дней, а порой и на несколько недель - прекращалось сообщение между левым берегом - Адмиралтейской стороной и правым - Васильевским островом, Петербургской и Выборгской стороной «к крайней досаде публики». Насчет сроков замерзания или вскрытия Невы всегда было много толков, споров, доходивших до «закладов» - пари. Но когда уже Нева «вставала», через нее переправлялись по льду на санках или пешком.
В 1815 году в Петербурге появился стимбот. Так назывались американские пароходные суда. Но в статье журнала «Сын Отечества» под названием «Стимбот на Неве» говорилось об испытаниях первого русского парового судна. Русский стимбот представлял собой «обыкновенную тихвинскую лодку», то есть баржу в 60 футов длиной, с установленным в трюме паровым двигателем.
В том же 1815 году Ч. Бердом в Петербурге было открыто первое пароходство. Первый русский пароход назывался «Елизавета». Пароходы Берда курсировали между Петербургом и Кронштадтом дважды в сутки. В Кронштадте жители столицы, желающие совершить далекое морское путешествие, могли пересесть с «Бердовой машины» на корабли, идущие в разные порты России и Европы.
Но вернемся на сушу. В 1820 году была учреждена первая в России Акционерная компания по устройству пассажирских рейсов между Петербургом и Москвой. Дилижансы представляли собой большие, удобные, многоместные кареты, запряженные четверкой лошадей. Дилижансы сразу стали популярными. Многие стали предпочитать поездку в дилижансе поездке в своем экипаже, так из-за плохих дорог экипажи сильно трясло, они часто ломались и к тому же требовали смены лошадей на почтовых станциях. Когда в 1833 году было закончено строительство шоссе между двумя столицами, этот вид транспорта стал обычным способом перемещения из одного города в другой. Вскоре уже дилижансы из Петербурга отправлялись в Ревель, Ригу, Царское Село.
В 1836 году началось строительство железной дороги из Петербурга в Павловск, торжественное открытие которой состоялось 30 октября 1837 года. Но до торжества была сделана первая пробная поездка от Царского Села до Павловска - 3,5 км. Паровозы к тому времени еще не были доставлены, поэтому на рельсы поставили два шарабана - открытые широкие повозки с шестью рядами скамеек и два вагона по тридцать мест в каждом. Их сцепили попарно и в каждый из экипажей впрягли по две лошади. Экипажи двинулись по рельсам со скоростью, не превышавшей обычную, но при этом лошади везли огромный груз - больше двухсот пудов, что, конечно, было удивительно. А 3 ноября 1836 года Франц фон Герстнер, которому было поручено строительство первой в России железной дороги, совершил по ней первый рейс на паровой тяге. Как он писал позднее,«в первые пять дней по пятиверстному расстоянию» он проехал 116 раз и перевез тысячи людей, желавших испробовать новый вид транспорта.
Торжественное открытие всей линии Царскосельской железной дороги состоялось, как мы уже говорили, 30 октября 1837 года в присутствии всех министров, дипломатического корпуса и массы народа. Первый поезд из восьми вагонов отправился из Петербурга, управляемыфц самим строителем Францем фон Герстнером. Пассажиров на поезде было 256 человек. Кроме пассажиров поезд вез платформы с рогатым скотом, бревнами и другими громоздкими вещами. Крыши вагонов были украшены разноцветными флагами. Зрителей было множество, они находились даже были на крышах домов. В целях безопасности до Обводного канала поезд шел медленно, но пройдя через мост, начал набирать скорость. Через 35 минут поезд подошел к платформе станции Царское Село. Здесь в двух больших залах были уже накрыты столы и состоялся торжественный банкет.
На обратном пути Ф. Герстнер развил неслыханную в то время скорость, покрыв весь путь в 21,5 версты за 27 мин.
Съем жилья в Санкт Петербурге 19 века: традиции и факты
В прошлом веке в Петербурге, на рынке недвижимости в том числе – все было по-другому... Да и рынок в его нынешнем понимании тоже отсутствовал. Достаточно заметить, что в Петербурге начала ХХ века не было продажи квартир. Возможна была либо покупка дома, либо участка под строительство.
Распространено было строительство многоквартирных домов, заключающийся в строительстве доходных домов под сдачу . В них, в основном, жили представители тогдашнего «среднего класса». Доходные дома с квартирами внаем стали начали строиться в Петербурге в 19 веке. Состав и уровень жизни обитателей доходных домов был очень разным. Это отслеживалось по распределению жильцов по периметру дома. Вдоль фасадов шли просторные квартиры состоятельных людей, а внутри обычно селились чиновники низших рангов, разночинцы и студенты. Комнаты чаще были вытянутыми, чем квадратной формы. Если в доме были мансарды, то там жили студенты или представители богемы. Многие жители доходного дома были приезжими, Санкт-Петербург тогда был городом мигрантов. Начиная с Петра Первого, большая часть приезжих была из-за границы, но позже зарубежных мигрантов сменили жители губернских городов. Но не все 13170 из них понимали, что в столице империи не только можно хорошо заработать, но и надо много тратить на жизнь. Для дополнительного заработка многие использовали субаренду. Например, типичная семья мелкого чиновника снимала 3-комнатную квартиру. Окна таких квартир обычно выходили во дворы-колодцы, и аренда там была дешевой. Наниматель такой комнаты (угла) за жилье и кипяток платил 10-15 рублей. Он мог найти компаньона, и тогда комната обходилась на двоих 18-25 рублей. Сколько стоило снять квартиру в Петербурге начала 20 века? Народ победнее снимал не квартиры, а комнаты. Квартирная плата взималась не по метражу, как сейчас, а с каждого человека. Плата была тоже весьма разнообразной: у Николаевского (Московского) вокзала комнату можно было снять за 80 рублей в год, в районе Сенной площади – за 45 рублей. Были комнаты и еще дешевле, например, на Выборгской стороне. Съем такой комнаты по стоимости был сопоставим с ведром водки. Много это или мало? В конце XIX века годовой оклад учителя гимназии составлял от 750 до 1500 рублей в год, а ежемесячный заработок рабочего – 40-50 рублей. Притом рабочие фабрик и заводов сильно различались по доходам: «фабричные» ценились существенно дешевле, а на заводы брали в основном квалифицированных рабочих, и оклады у них были побольше. Зарплата некоторых чиновников известна нам из истории литературы: к примеру, Акакий Акакиевич Башмачкин в 1839 году имел весьма скромное жалование в 400 рублей в год. Примерно столько же пообещал генерал Епанчин князю Мышкину «для начала». Рыночные цены в Санкт-Петербурге до революции Для сравнения возьмем также рыночные цены в Санкт-Петербурге на рубеже веков: пуд пшеницы – 97 коп., пуд сахара – 6 руб. 15 коп., ведро (12,3 л) спирта – 3-4 руб., ведро водки – 10-12 руб., пуд керосина – 1 руб. 08 коп. Дойную корову можно было купить за 20 рублей ассигнациями. Кстати, была в те времена в Санкт-Петербурге кратковременная (или посуточная) аренда – правда, довольно специфичная. Сдаваемое жилье называлось номерами и предполагало наличие «в комплекте услуг» пышногрудых гражданок в нижнем белье или без оного (как тогда говорили – дезабилье).
Источник: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-29535/
© Shkolazhizni.ru
Отредактировано Мария Романова (2013-03-09 19:31:58)
http://www.mirpeterburga.ru/online/hist … _72-83.pdf - Петергофские праздники на островах
По английским местам Петербурга
Из истории петербургских гостиниц.
Образ Петербурга в классической литературе 19 века
В дополнение к первому посту.
"Планы С.Петербурга"
въ 1700, 1705, 1725, 1738, 1756, 1777, 1799, 1840, 1849 годахъ,
съ приложенiемъ плановъ
13 частей столицы
1853 года.
Составлен Н.ЦыловымъКарты можно найти здесь.
Путеводитель по Санкт-Петербургу и окрестностям его.
Замечательный путеводитель по Петербургу, изданный в 1843 году. Ниже будет приведено оглавление, а в конце ссылка на книгу.
(в скобках даны страницы pdf-файла. Нужная страница находится по формуле: страница файла = страница книги +15)
Содержание
Указания
Достопримечательности зданий и разных заведений в каждой части города.
В 1-й Адмиралтейской части IX (10)
Собор
Памятники
Дворцы
Казенные и общественные здания
Казармы
2-я Адмиралтейская часть X (11)
Церкви
Памятники
Придворные здания
Казенные и общественные здания
3-я Адмиралтейская часть XI (12)
Церкви
Памятники
Дворцы и придворные здания
Казенные и общественные здания
4-я Адмиралтейская часть XII (13)
Церкви
Казенные и общественные здания
Нарвская часть XII (13)
Церкви
Казенные и общественные здания
Московская часть XII (13)
Церкви
Казенные и общественные здания
Казармы
Каретная часть XIII (14)
Церкви
Казенные и общественные здания
Рожественская часть XIII (14)
Церкви
Казенные и общественные здания
Литейная часть XIV (15)
Церкви
Придворные здания
Казенные и общественные здания
Казармы
Васильевская часть XIV (15)
Церкви
Казенные и общественные здания
Петербургская часть XV (16)
Церкви
Дворцы
Казенные и общественные здания
Выборгская часть XVI (17)
Церкви
Казенные и общественные здания
Охтенская часть XVI (17)
Церкви
Глава I
Летопись С.Петербурга
Местоположение 19
Острова 20
Реки и каналы 23
Наводнения 30
Климат 35 (50)
Народонаселение 39 (54)
Нравственно и медико-статистические замечания 51(66)
Медико-статические замечания 58 (73)
Плодородие 58
Болезнь 60
Смертность 66
Глава II 69
Части города 73
Улицы 78
Площади 86
Набережные 93
Мосты 95
По Большой Неве 97
По Малой Неве 98
По Фонтанке 99
По Екатерининскому каналу 100
По Мойке 101
Перевозные пристани 103
Памятники 105
Общее обозрение строений в столице 124
Глава III
Общие сведения 127
Описание монастырей и церквей Православного исповедания 130
Особенные духовные обряды 290
Описание иноверческих храмов:
Римско-Католических 292
Лютеранских 296
Реформатских 300
Братского Общества Армяно-Грегорианских 303
Глава IV
Описание дворцов и зданий Придворного ведомства
Дворцы, современные Петру Великому
Домик Его 305
Летний Дворец 308
Екатерингоф 312
Анненгоф 317
Елизаветгоф 318
Петровский 319
Итальянский 319
Лейб-Компанский Дом 319
Дворцы, основанные в царствование Анны Иоановны и Елизаветы Петровны
Зимний Дворец 321
Анчиковский 326
Дворцы, основанные в царствование Екатерины II
Эрмитаж 328
Мраморный 347
Таврический 349
Каменно-островский 354
Дворцы, основанные в царствование Павла I
Михайловский (Инженерный Замок) 355
Дворцы, основанные в царствование Александра I
Елагинский 362
Михайловский (в Инженерной улице) 363
Здания придворного ведомства
Императорского Кабинета 365
Придворного Певческого Корпуса 365
Придворных конюшен 365
Департамент Уделов 368
Бодурский дом 368
Прачешный дом 368
Придворно-служительский дом368
Экипажного заведение 369
Шпалерная мануфактура 369
Гофъ-Интендантская контора 369
Гофъ-Интендатских магазинов 369
Запасной дом 370
Глава V
Адреса присутственных мест, обществ, компаний и разных учреждений частных лиц
Места высшего управления 371
Государственные кредитные установления 377
Учреждения по предмету общественного благотворения 378
Учреждения по управлению учебными, воспитательными и некоторыми богоугодными заведениями 379
Представительные учреждения по духовному ведомству 380
Учреждения по строительной части в С.Петербурге 380
Губернское, городское и уездное управление 381
Общества, компании, конторы и учреждения частных лиц 382
Глава VI
Военно-сухопутные ведомство 384
Морское ведомство 388
Военно-сухопутное и морское управление в С.Петербурге 390
Глава VII
Описание учебных и воспитательных заведений 391
Глава VIII
Описание благотворительных и медицинских заведений
Городская Богадельня 418
Вдовий Дом 419
Чесменская Военная Богадельня 420
Демидовский Дом презрения трудящихся 420
Дом презрения убогих 421
Ивановская Богадельня 421
Богадельня Императорского Воспитательного Дома 421
Дом презрения престарелых и увечных граждан 421
Мариинская больница для бедных 422
Градская Обуховская больница 422
Калинкинская 423
Св.Марии Магдалины 424
Всех Скорбящих 424
Петропавловская 424
Военно-сухопутный госпиталь 425
Новый Военно-сухопутный госпиталь 425
Главный Придворный госпиталь 425
Морской Военный госпиталь 425
Морской госпиталь 425
Глазная лечебница 426
Детская больница 426
Глава IX
Описание ученых заведений, хранилищ редкостей и библиотек
Императорская Академия Наук 427
Главная обсерватория 437
Императорская Публичная библиотека 439
Румянцовский музей 443
Глава X
Места торговли и промышленности
Большой Гостиный двор 445
Известнейшие магазины 446
Глава XI
Заводы и фабрики 448
Известные ремесленники 451
Известные кондитерские, гостиницы и рестораны 452
Глава XII
Театры
Придворный театр 453
Большой театр 454
Александрийский театр 455
Михайловский театр 456
Каменноостровский театр 456
Заведения для общественных собраний в С.Петербурге
Дворянское собрание 457
Английский клуб 459
Бюгер-клуб/Большое Гражданское общество 460
Клуб Соединенного общества 461
Бюргер-клуб/Малое Мещанское собрание 461
Коммерческое общество 462
Места для летних прогулок публики
Летний сад 462
Ботанический Сад 463
Екатерингоф 464
Таврический сад 464
Места загородных гуляний
Елагин остров 465
Крестовский остров 466
Парголово 466
Токсово 466
Народные гулянья 467
Балаганы, горы, качели 468
Приложения
Алфавитные указатели:
№1
Проспекты 1 (484)
Улицы 4 (487)
Линии 16 (499)
Переулки 17 (500)
№2
Мосты 26 (509)
№3
Дополнения и исправления 514
p.s. Спасибо Ире Строгановой, поделившейся этой находкой)
Вы здесь » Петербург. В саду геральдических роз » Библиотека » Санкт-Петербург: история, география, быт.