До революции 1917 года в России (в разные периоды) издавалось порядка 300 журналов, альманахов и газет, посвященных театру. В Советское время количество театральной периодики значительно увеличилось – около 500 наименований. Однако же основная часть этого массива по нынешний день остается мало изученной. В учебниках по истории журналистики упоминается только несколько крупных журналов XIX или начала ХХ века – «Репертуар и Пантеон», «Театр и искусство», «Маски», «Рампа и жизнь». Из театральных журналов Советского периода наиболее известны разве что «Театр», «Театральная жизнь» и «Современная драматургия».
До сих пор в России нет ни одной монографии, рассматривающей историю русской театральной периодики, хотя она представляет собой чрезвычайно интересное явление. Целый пласт отечественной культуры отразился на ее страницах – начиная от спектаклей крепостных театров и заканчивая сведениями о русских актерах.
Причины такого беспамятства следует искать, видимо, в недавнем советском прошлом, когда в филологической науке господствовал принцип классовости и партийности в изучении прессы. Иначе говоря, на факультетах журналистики исследовать полагалось в первую очередь ту периодику, которая отражала либо становление советской журналистики, либо советского государства. Журналистика художественного направления оказалась на последнем месте. В советское время была защищена всего лишь одна диссертация по типологии советских театральных журналов, однако и по сей день работ по истории театральной периодики написано крайне мало.
Истоки русской театральной журналистики
Первая информация о драматических спектаклях и деятельности артистов появляется в газетах и журналах XVIII в. Характер и количество такой информации напрямую зависели от развития театра в России, его роли в обществе, однако специального периодического издания, освещавшего театральную жизнь, в XVIII веке еще не существовало. Первое театральное объявление было опубликовано в 1729 году в «Санкт-Петербургских ведомостях» – газете, издававшейся Академией наук.
В объявлении содержался краткий пересказ спектакля: «При сем чинится известно, что здешние Французские комедианты заутро, то есть в среду 17 дня сего месяца ради щастливого рождения тамошнего Принца безденежно играть будут, и к тому же всех охотников призывают. Во оной комедии будут представлены ле Педан скрупулез, или совестливый школьный мастер, а по комедии будет представлен обманутый охотник» [1].
Подобные сообщения о спектаклях иностранных трупп регулярно появлялись на страницах «Санкт-Петербургского вестника»; в 1730-е годы они представляли собой краткий анонс спектакля и перечень исполнителей.
Как пишет В.Н. Дмитриевский, «потребность в театре с начала XVIII века в известной степени провоцировалась самой установкой на театрализацию образа жизни и до некоторой степени удовлетворялась разного рода увеселениями, гуляньями, маскарадами, торжественными церемониалами и пр.» [2]. Иными словами, первая половина XVIII столетия дала мощный толчок развитию театра в России. Помимо придворного театра (который появился в России еще в 1672 году специальным указом Алексея Михайловича), появляются публичный театр на Красной площади; первые частные театры-балаганы; стремительно развивается школьный театр. Число их росло, театры действовали в Москве и С.-Петербурге.
К середине XVIII в. гастроли в России иностранных трупп становятся привычным явлением; столичные театры разделяются на придворные и городские; появляются также первые театры в провинции – в Ярославле, Казани, Иркутске, Пензе, Саратове, Воронеже и т.д. Интерес к театру подпитывали также преобразования в области культуры и науки: влияние реформ Петра I ощущалось и после его смерти.
30 августа 1756 года был издан царский указ о создании государственного «Императорского профессионального русского театра», деятельность которого с этого времени не прекращалась. Таким образом, увеличивалась потребность публики и в театральной информации. Помимо театральных анонсов в 1750-1780-е гг. в газетах публикуются и приглашения желающим поступить в труппу, трактаты и переводные статьи о культурно-просветительском значении театра [3].
В 1756 г. в Московском университете, всего через год после основания, был организован студенческий театр. Год спустя газета «Московские ведомости» публиковала объявление: «Женщинам и девицам, имеющим способность и желание представлять театральные действия, также петь и обучать этому других, явиться в канцелярии Московского Университета» [4]. Газета была основана в том же году, и в ней также с первых номеров публиковались сведения о театральных представлениях иностранных трупп и московских театров; упоминалось о придворном театре Петербурга, изредка помещались корреспонденции из провинции (например, о спектаклях в Туле и Вологде в 1780 г.).
Как приложение и своеобразный справочник издавались «Примечания на Ведомости». В 1733-1740 гг. на их страницах было опубликовано несколько работ по истории и практике театра. Первой появилась статья «О позорищных играх или комедиях и трагедиях» [5]. Статья говорила о театре как о средстве поучения и воспитания публики.
Во второй половине XVIII в. появляются первые публикации, дающие оценку спектаклям. Как отмечает Б.Н. Асеев, истоками русской театральной критики следует считать стихотворные послания и элегии, в которых авторы выражали свое отношение к тому или иному спектаклю (например, элегия Сумарокова «К г. Дмитриевскому на смерть Волкова»); критические замечания о драматургах и актерах, опубликованные в предисловиях к пьесам; пародийные афиши (шуточное объявление о постановке трагедии «Тамира») [6].
Первыми изданиями, ставшими местом борьбы литературно-театральных направлений, явились сатирические журналы И.А. Крылова и Н.И. Новикова. Например, «Трутень» помещает отзыв о «Бригадире» Фонвизина, критикует пьесы Лукина, обсуждает вопрос о сатирической комедии. Другой новиковский журнал «Пустомеля» откликается на игру Дмитриевского в «Синаве и Труворе» [7].
К концу XVIII в. театральная критика появляется в «Московском журнале» (1791–1792) и альманахе «Аглая» (1794-1795), которые издавал Н.М. Карамзин. Рецензиям он отводил основную часть этих изданий. Это были одни из первых текстов в русской журналистике, которые состояли из анализа пьесы и разбора игры актеров. В отличие от предшественников, Карамзин был первым в русской критике, кто подробно описывал образы, созданные исполнителями.
Таким образом, к концу XVIII века в театральной критике складываются первые каноны, а театральная жизнь обретает четкие черты, поход в театр (среди состоятельной публики) становится модным явлением.
Прообразы театральной периодики
Какое издание считать первым театральным журналом? На этот вопрос долго не было четкого ответа. Например, Е. Некрасова, а вслед за ней и С.М. Бабинцев предлагали вести отсчет с 1808 года – со дня выхода в С.-Петербурге первого номера «Драматического вестника».
Другие исследователи – А. Сиротинин [8], Р.Ю. Данилевский [9] и Э.М. Бескин [10] – в качестве первого журнала называют «Русский театрал» («Russische Theatralen»). Издание его предпринял в 1784 году артист петербургской немецкой труппы Р. Зауервейд для ознакомления Западной Европы с положением в русском театре. В журнале печатались тексты пьес, статьи по истории немецкого театра в России, отрывочные сведения о деятельности и составе артистов русской, французской, немецкой, итальянских трупп, выступавших в Петербурге и т. д. Из печати вышло три номера, и все же его нельзя назвать русским театральным журналом: издававшийся на немецком языке, он был рассчитан не столько на немецкую диаспору в России, сколько на читателя в Германии. Для этого предполагалось основную часть тиража пересылать за рубеж [11]. Однако из-за отсутствия прочных книготорговых связей между Россией и Германией, попытка оказалась неудачной, тираж раскупался плохо, поэтому номера выходили с задержкой [12].
Два года спустя (в 1786 году) в России по инициативе Екатерины II Императорская Академия наук приступила к изданию сборника «Российский феатр, или Полное собрание всех российских феатральных сочинений» (1786–1791, 1793–1794), цель которого заключалась в публикации как оригинальных, так и переводных пьес, шедших на Императорской сцене. Несмотря на то, что книги имели порядковую нумерацию (вышло 43 части) и издавались периодически, они не могут быть названы журналами, но, несомненно, являются прообразом сборника пьес – типа театрального журнала, который появится в XIX в. Также в этой связи может быть назван сборник «Собрание некоторых театральных сочинений, с успехом представленных на Московском Публичном театре», изданный в 3 частях в 1790 году
Еще одним прообразом для театральной периодики последующих эпох стали афиши, которые типография императорских театров, начиная с 1792 года, печатала и, сложенные вчетверо, рассылала подписчикам. Полного комплекта не сохранилось, но известно, что в 1818 году афиши рассылались почти ежедневно. Издание представляло собой листы газетного формата, заполненные только с лицевой стороны. В афишах содержались анонсы вечерних спектаклей и готовящихся премьер, указывались действующие лица и исполнители, время начала спектакля. Если сведений было мало, то формат афиш мог быть уменьшен. О подписке на рассылку этого издания сообщалось в «Уведомлении»: «Особы, желающие подписаться на афиши с февраля месяца 1818 года по январь месяц 1819 года, благоволят присылать для записки их жительства и приема билетов для получения афиш со взносом притом десяти рублей, следующих за годовую подписку, в театральную типографию <…>»
Первые театральные журналы
Развитие театра и театральной журналистики продолжилось в начале XIX века, однако в этот период в организации театрального дела внедряются бюрократические порядки. В «Уставе о цензуре» (1804) говорилось о строгой необходимости предъявлять в цензурный комитет пьесы, готовящиеся к постановке. В 1806 году московские театры также вошли в систему императорских и подчинялись единой дирекции, которая проводила политику, соответствующую установкам правительства.
Несмотря на бюрократические ограничения, число театральных зданий для разнообразных слоев публики в столицах увеличивается. На развитие театральной сети влияло и количество жителей. Например, в Петербурге по сравнению с 220 тысячами человек в 1800 году, в 1825 году проживало уже 420 тысяч. Почти вдвое увеличилось и население Москвы.
Как отмечал современник, «театральные зрелища уже и тем приносят важную пользу обществу, что привлекают к себе людей разных состояний, заставляют их проводить праздное время в забавах, невредных для общественного спокойствия. <…> Усовершение нашего театра нечувствительно переменило образ мыслей наших ремесленников: тот из них, который за несколько лет пред сим, имея излишние деньги, пошел бы в буйстве убивать и время и здоровье, идет теперь в театр. Оно же обращает на себя внимание людей большого света <…>» [14].
Цензурные ограничения, введенные в театре, мало касались периодической печати, поэтому театральная жизнь в начале XIX в. получает широкое освещение на страницах литературно-художественных журналов («Вестник Европы», «Северный вестник», «Сын Отечества», «Благонамеренный» и др.) и альманахов («Русская Талия», «Корифей» и др.).
В этот период в столицах складываются кружки театралов-завсегдатаев. Драматурги, переводчики, критики, общественные деятели регулярно встречаются, чтобы обсудить литературные и театральные темы. Среди кружковцев были А.А. Шаховской, Н.И. Гнедич, П.А. Катенин, А.А. Жандр, А.Н. Оленин и др. В частности, драматург князь Александр Шаховской стремился к публичной дискуссии о театре, что стало одной из причин организации в 1808 году журнала «Драматический вестник». Издатель отмечал в предисловии: «<…> Видя, что наш театр занимает своими успехами общество не только в одни часы представления, но даже на обедах и вечерних собраниях, где суждение об авторах и актерах бывает часто предметом разговора, мы решились быть издателями сего журнала» [15].
Другой причиной создания журнала явилось то, что первое десятилетие XIX в. отличалось активным ростом количества периодических изданий, в том числе и отраслевых. Поэтому замысел «Драматического вестника» был вполне в духе времени.
Журнал издавался в Петербурге и печатался в типографии Императорского театра небольшой тетрадкой. Изначально было объявлено, что «Драматический вестник» будет публиковаться объемом «по три полулиста в неделю» [16]. Однако редакция вскоре пересмотрела периодичность и объявила в первом номере, что «вместо прежних объявленных трех полулистов в неделю будут издавать каждую среду и субботу по одному полулисту, что составит в год 52 листа или 104 №; с исходом же каждого месяца господа подписавшиеся будут получать еще два листа под названием «Прибавления к “Драматическому вестнику”», кои посвятятся единственно наукам, словесности и художествам» [17].
Журнал распространялся в Петербурге, стоимость подписки составляла 12 рублей в год. Однако «Драматический вестник» был доступен и жителям других городов, о чем свидетельствует объявление о пересылке годового набора журнала за 15 рублей [18].
Свою задачу редакция «Драматического вестника» видела в «беспристрастном суждении о пьесах», обещая при этом «переводить и извлекать из лучших иностранных писателей драматические правила и историю великих людей, прославившихся своим искусством; изыскивать со тщанием в древних сочинениях все, касающееся до художеств, и, ежели возможно, будем сими средствами споспешествовать к отвращению дурного вкуса, который <…> угрожает заразить и нашу словесность» [19]. Как справедливо отмечает Е. Некрасова (первая исследовательница «Драматического вестника»), «”Прельщать” читателя собирались чередованием исторического повествования о древнем или новом театре с изложениями забавных происшествий, а также помещением чисто литературных материалов, которые в виде крыловских басен, стихов Державина, Дмитриева, Батюшкова, Жихарева, а также статей Шишкова, Шихматова и др. действительно украсили издание» [20].
Басни, стихи и статьи некоторых авторов были опубликованы под истинными фамилиями, однако основная часть материалов печаталась под псевдонимами или вовсе без подписей. Поэтому об авторском составе «Драматического вестника» не было известно современникам. Много позже выявлением сотрудников редакции занялся библиограф С.М. Бабинцев [21].
Ближайшими помощниками князя Шаховского в издании журнала выступили члены кружка историка и государственного деятеля А.Н. Оленина: Н.И. Гнедич (поэт и переводчик), И.А. Крылов (писатель), А.И. Ермолаев (археолог, библиограф), В.Ф. Рыкалов (артист, содержатель типографии), С.Н. Марин (поэт-сатирик), Д.И. Языков (переводчик, директор департамента Министерства народного просвещения).
Журнал был задуман по обширной программе, детали которой излагались в газетном объявлении: «В состав сего периодического издания войдут следующие предметы: 1. Объявление о пьесах, назначаемых к представлению на здешних театрах с кратким описанием содержания новых пьес. 2. Рассмотрение русских и иностранных драматических сочинений, а особливо новых с рассуждением об игре действовавших в оных. 3. Правила драматического искусства, избранные из лучших древних и новейших писателей. 4. О древних и новых театрах. 5. Рассуждение об одеяниях (костюмах) и вообще о всех театральных украшениях. 6. Известия и анекдоты, касающиеся до славнейших драматических писателей и актеров. Но как всякое однообразие утомительно, то под названием: 7. Смеси, будут помещены разные отборные мелкие сочинения в стихах и прозе. Под сею же статьею при случае объявляемо будет о вновь выходящих книгах, об открытиях в науках и художествах, словом обо всем, что достойно внимания просвещенного общества» [22].
Таким образом, организаторы журнала намеревались совместить в своем издании материалы трех типов: информационно-исторические, рецензионные и теоретические. Однако при небольшом объеме достичь этой цели было трудно. Каждый номер занимал не более 16 страниц и состоял в основном из двух публикаций. Например, в №2 была размещена статья без подписи «Король Леар, трагедия в пяти действиях» [23] (пересказ пьесы, содержащий информацию об история ее создания) и басни – «Дуб и трость» и «Лягушка и вол» за подписью К [24]. Следующий номер состоял из продолжения статьи «Король Леар <…>» [25] и закрывался «Надписью на освещение эрмитажного театра <…>» Г.Р. Державина [26].
Журнал перепечатывал много материалов по истории и практики театрального искусства. Большинство их принадлежало перу Вольтера: «Об игре актеров», «О комедии», «О правилах триединства: действия, места и времени» и т.д. За подписью И. под этими переводами скрывался А.И. Измайлов, частый автор литературно-художественных журналов начала XIX века.[27]. Содержание статей «Драматического вестника» позволяет говорить о том, что журнал был привержен неоклассицизму на русской сцене и выступал с критикой сентиментализма, ярким представителем которого являлся Н.М. Карамзин. Шаховской высмеивает пьесы, «где действие остановляется по получасу, чтобы дать время какому-нибудь низкорожденному благородному нравоучителю высказать все то, что автор затвердил из новых философов и чем он наполняет две трети драмы <…>» [28].
Журнал с интересом был принят публикой, однако его издание осложнял Цензурный комитет: дожидаясь подписания в печать, «Драматический вестник» регулярно задерживался с выходом. Например, №№ 100–104 за декабрь 1808 года увидели свет лишь в апреле 1809 года
В деятельности журнала были и другие проблемы. Например, сказывалось отсутствие в редакции штатного рецензента: при периодичности два раза в неделю театральные события освещались не столь часто, как это было бы возможно. Сотрудники журнала касались игры только нескольких, наиболее любимых, актеров. Также не получило развития предложение редакции публиковать анонимные статьи, написанные зрителями. Всё это привело к срывам редакционных планов и противоречиям внутри коллектива.
В 1811 году появился еще один журнал, посвященный сценическому искусству, – «Журнал драматический», редактором которого выступил этнограф и поклонник театра М.Н. Макаров.
«Каждая книжка моего журнала, – говорилось во вступительной статье, – будет содержать в себе непременно одну или две театральные пьесы, вновь переведенные или сочиненные, достойные внимания любителей театра, также <…> биографические отрывки о жизни знаменитейших в свете или достойных почему–либо уважения театральных писателей, актеров, авторов музыки для опер, суждение об успехе сочинений, правила театрального искусства, критические замечания на некоторые новые и старые театральные сочинения, иногда рассуждения об игре актеров и проч.» [29].
Издателем программа выполнялась, однако журнал не вышел за рамки рядового явления. Годовая подборка состояла из 12 книжек по 80-90 страниц и имела такой же формат, что и «Драматический вестник». Абсолютное большинство значимых материалов здесь были заимствованы или переведены с французского (равно как в «Драматическом вестнике») [30]. Критический отдел журнала не мог строго выполнять свою задачу, потому что редактор в нем часто помещал однообразные читательские отклики на игру Е.С. Семеновой, М.В. Воробьевой, А.С. Яковлевой и др. При этом, как подчеркивает издатель, он публикует письма, получив «личное позволение» тех, против кого направлена критика, поскольку показал им письма до выхода журнала в свет [31].
Материалы, присланные читателями, публиковались едва ли не в каждом номере. Очевидно, этому способствовало и обращение Маркова к публике с просьбой, «что если кому угодно будет помещать в драматическом журнале свои сочинения или переводы, как театральные, так и касающиеся до сего искусства, те соблаговолили бы доставлять оные в лавку пренумерации журнала прямо на имя издателя. Также с особенною благодарностью издатель примет, если кто сообщит ему биографии: Ф.Г.Волкова, первого основателя Российского театра, г-жи Троепольской, гг. Попова, Каллиграфа, Галаушева, Померанцева и других известнейших российских актеров» [32].
Обращение имело резонанс, поскольку эти биографии появились в следующих номерах [33]. Издатель журнала обещал «порадовать публику дельной полемикой» (в то время в театральной критике разгорался спор между «карамзинистами», на стороне которых был Макаров, и «шишковистами»). Однако дальше невнятных замечаний он не двинулся. Если «Драматический вестник» не только информировал читателя о новинках русской сцены, публиковал материалы о мастерстве актера и рецензии, то «Журнал драматический» проигрывал на этом фоне. Основным его содержанием были пьесы и биографии. Рецензии, как правило, принадлежали читателям, захотевшим поделиться впечатлениями от спектакля.
В конце 1811 года Макаров обратился к читателям: «”Драматический журнал” кончился. Издатель его благодарит читателей благосклонных; а у неблагосклонных просит извинения, если чем-нибудь (как и легко статься может) не угодил им» [34].
Отечественная война, а также усиление деятельности цензурных комитетов повлияли на то, что в издании театральной периодики последовал перерыв до 1839 года. Театральные отделы исчезли и в целом ряде литературно-художественных журналов, но сохранились в полуофициальных органах: в «Сыне отечества», «Северном наблюдателе», «Благонамеренном». Время от времени на литературном небосклоне появлялись книги в нескольких частях и альманахи, в которых публиковались пьесы. Среди них: «Детский театр, или Собрание пьес, представленных воспитанниками в Университетском благородном пансионе» (1802. ч.I–II), сборник драматических переводов Д.И. Вельяшева «Талия» (1810–1812), «Русская талия, подарок любителям и любительницам отечественного театра на 1825 год», «Драматический альбом для любителей театра и музыки на 1826 год», «Драматический альманах на 1828 год», «Российский феатр» (1829), «Театральный альманах на 1830 год», «Талия» (1833) и др. В 1834 году издание театральных альманахов было остановлено тем, что явилась «Библиотека для чтения» – журнал, печатавший помимо пьес, повести, рассказы, романы и стихотворения.
Театральные журналы второй трети XIX века
Публикаций в литературно-художественных журналах, разумеется, было недостаточно, чтобы удовлетворить вкусы любителей театра. К 1830-м годам назрела необходимость в возобновлении издания специального театрального журнала. О трудностях в его создании пишет Д.Г. Королев: «Осложняло дело то обстоятельство, что с 9 марта 1837 года фактически в течение 20 лет действовало решение, запрещающее «дозволение новых периодических изданий противу тех, какие уже существуют» [35]. Этот вопрос был на строгом контроле у императора. И все же литераторы ухищрялись издавать журналы под видом книг, как, например, были созданы «Отечественные записки» и «Русский вестник». По аналогичной схеме продвигали свое издание и организаторы «Репертуара русского театра» И.П. Песоцкий и В.С. Межевич.
С первых номеров издатели «Репертуара русского театра» стремились к удовлетворению разнообразных читательских вкусов. Журнал состоял из шести разделов: 1.Драмы и трагедии; 2. Комедии; 3. Водевили; 4. Музыкальная хроника; 5. Музыкальные пьесы; 6. Театральный репертуар [36].
В 1839 году в каждом номере публиковались две или три пьесы разных жанров и давались афиши московских и петербургских театров [37]. Таким образом, на первом этапе существования журнал предлагал преимущественно пьесы для чтения и не занимался анализом текущих театральных событий.
Но ко второму полугодию 1839 г. тематика журнала была расширена: появились рубрики «Биография и некрологи», «Театральная хроника», «Потрет». На следующий год издатель снова внес изменения в структуру журнала, дополнив его «Театральными анекдотами», «Картинками» и «Смесью» (театральные известия, слухи, отрывки из комедий, известия о приезжающих артистах и т.п.).
Театральную хронику в журнале вели В.С. Межевич и В.Н. Строев, с воспоминаниями о театре выступали драматурги Р.М. Зотов и А.А. Шаховской. Журнал имел успех с первых номеров. В последней книге 1839 г. приводились «Имена особ, подписавшихся на “Репертуар русского театра”». В Петербурге их было около 500, в Москве – 61, еще несколько сотен в других городах и населенных пунктах, среди которых Ахтырск, Астрахань, Таганрог, Белозерск, Бериславль, Бахмут, Вятка, Брянск, Вологда, Харьков, Уфа, Чернигов, Чухлома и т.д. Плюс к подписавшимся около 500 экземпляров взяли столичные книгопродавцы, таким образом журнал расходился тиражом порядка 2000 экземпляров.
Во втором полугодии 1840 г. в журнале добавляются еще два отдела: «Театральная мозаика» и «Провинциальные театры», содержавшие информацию о театрах Одессы, Воронежа, Казани и Нижнего Новгорода. В «Театральной мозаике» печатались слухи и любопытные истории из жизни зарубежного театра: «Лекен и Вольтер», «Импровизация Россини», «Вольтер и Фрерон», «Шиллеровы лошадки», «Откуда Шекспир заимствовал содержание своего Макбета» [38].
В 1840 году драматург-водевилист, историк театра Ф.А. Кони задумал журнал «Пантеон русского и всех европейских театров» как издание, конкурирующее с «Репертуаром…». Главное отличие – в нем должны были печататься не только русские, но и переводные пьесы. Такая программа, по утверждению Кони, была продиктована заметным отходом литературы 1830–1840-х годов от театра.
Конкурирующие издания недолго просуществовали параллельно и объединились в 1842 году. Хотя новый журнал часто менял названия [39], внутренняя его структура оставалась многогранной. В 1844 году появилась рубрика «Юмористика», где с помощью сатирических жанров описывались нравы столичной публики. Вплоть до 1856 года на страницах журнала появлялись свежие пьесы. При этом соблюдалось золотое правило: к печати дозволялась лишь та пьеса, которая недавно была поставлена на сцене (у театральной публики XIX столетия была замечательная традиция – перечитывать произведение после просмотра спектакля, а не наоборот). Кроме того, журнал опубликовал сотни ценных статей по истории и практике русского театра. Эти материалы по сей день представляют собой интересный и, увы, малоизученный источник по истории отечественного театрального искусства.

Двадцатилетнее непрерывное издание «Репертуара и Пантеона» положило основу традициям русской театральной журналистики. После «Репертуара…», начиная с середины XIX века, появится множество газет, журналов и альманахов, посвященных театру. Описать их все в рамках одной статьи невозможно, поэтому целесообразно ниже вести речь о развитии не каждого конкретного журнала или газеты, а о развитии их типов.
На основании целого ряда признаков можно классифицировать известные нам издания. «Репертуар и Пантеон» в этой классификации, несомненно, относится к типу толстого театрального журнала. Основные черты этого типа: установившаяся внутренняя структура в виде постоянных разделов; широкий тематический охват рубрик; книжный формат издания и большой объем каждого номера; высокий теоретический уровень оценки сценического искусства; значительная социальная роль издающих органов (издателей); сочетание материалов различных жанров при явном преобладании театрально-критических статей.
Толстый журнал – господствующий тип в российской периодике XIX века. На его создание повлияли, прежде всего, социальные условия: при недостаточном распространении книг и периодики в провинции, издатели стремились объединить в одном томе материалы разного характера: научные публикации, литературно-художественный сборник и политическую газету [40].
Библиограф Н.А. Ульянов так охарактеризовал главные преимущества журнала толстого типа: «За 7–10 рублей получает подписчик 12 толстых книжек, в которых опытная редакция преподносит читателю самый разнообразный материал для удовлетворения его любознательности. Журнал до некоторой степени удовлетворяет острую, особенно для провинции острую, потребность – следить за умственной жизнью всего человечества. Внес подписную плату и на целый год обеспечен в этом отношении статьями своего журнала» [41].

Пятая книжка «Репертуара и Пантеона», выпущенная в 1844 году, содержала в качестве приложения «Театральную летопись», состоявшую, в свою очередь, из двух разделов – обзора иностранных театров и обзора театров русских. При этом русская часть разделялась на обзор провинциальных театров, московских и петербургских. Также была рубрика «Разные известия». К «Театральной летописи» был приложен портрет певца Лабланша в роли Фигаро, «рисованный и литографированный в Париже» [42].
Осенью 1844 года редакция решила издавать «Театральную летопись» отдельно, в виде газеты такого же книжного формата. Это была первая в России театральная газета и изначально она планировалась как ежемесячное издание, однако это не устраивало подписчиков. В газете пропадала актуальность, поскольку на ее страницах публиковались материалы о событиях, которые давно прошли. Впрочем, редакция по-прежнему считала своим долгом сообщать обо всех событиях, о которых сообщить не успела: «<…> Статьи <…>, содержащие в себе обозрение последних спектаклей прошедшего театрального года, мы помещаем для полноты прежних наших отчетов. Мы остановились на 16-м феврале, как раз перед масленицей, и потому представляем теперь сначала статистику масленичных спектаклей, а потом общий взгляд на них» [43], – сообщал Межевич во вступительной статье мартовского выпуска.
Вскоре издатели пересмотрели концепцию, и газета, официально являясь ежемесячником, печатала дополнительные номера – по мере накопления материала. Газета развивалась в сторону еженедельника, что повлияло на увеличение подписки.
Первый номер «Летописи» вышел 1 января 1845 года Он содержал театральный дневник, отчеты о первых представлениях итальянской, французской и немецкой трупп, письма из Парижа и Берлина, мелкие известия и модную картинку [44]. На восьмом номере (19 февраля) под предлогом отсутствия в разрешенной программе издания такого приложения, «Театральная летопись» была запрещена. На самом деле, «наверху» оказался неприемлемым резкий критический тон, изначально взятый изданием. Власти больше устраивали любительщина и дилетантизм [45]. «Театральная летопись» вновь стала разделом «Репертуара и Пантеона». Как отмечалось в обзорной статье о редакционной деятельности, летопись представляет «подробные известия о петербургских, московских и обо всех провинциальных русских театрах, равно как и о театрах иностранных» [46]. Таким образом концепция газеты вернулась в прежние рамки рубрики, которая просуществовала до 1854 года.
http://nasledie-rus.ru/img/red_port/0017/bor_04.jpg
Журнал «Пантеон русского и всех европейских театров» в 1840 году выходил под редакцией Ф.А. Кони
http://nasledie-rus.ru/img/red_port/0017/bor_03.jpg
Первый русский театральный журнал – «Драматический вестник», 1808
http://nasledie-rus.ru/img/red_port/0017/bor_05.jpg
В начале XIX века театральные афиши распространялись по подписке

продолжениетут