В самом начале главы о цыганах России следует очертить некоторые принципиальные понятия.
В прошлом большинство авторов, разрабатывавших эту тему, считало понятия «русские цыгане» и «цыгане России» идентичными. Поэтому мы хотим сразу чётко разграничить данные термины.
Русска рома - одна из этнических групп цыган, проживающая с начала XVIII века на территории Российской империи. Остальные цыгане принадлежали к восточноевропейской ветви цыганского народа. Разумеется, у столь разных групп был разный образ жизни, и это нужно учитывать при описании. Итак, понятие «цыгане России» - широкое; оно включает в себя все этнические группы, живущие в России (такие как русска рома, сэрвы, кэлдэрары, ловари, влахи, крымы и другие)
Русские цыгане. Гравюра Пирабо по зарисовке Фукье. 1872 год.
Надо сказать, что в нашей стране к цыганам традиционно относились доброжелательно; антицыганских законов западноевропейского образца никогда не существовало. Это обусловлено рядом причин, в первую очередь, психологического характера.
Русские издавна считают себя народом добрым, простодушным и хлебосольным. Но, поскольку любой народ склонен оценивать себя лучше, чем кажется со стороны, интересно посмотреть, как выглядят русские глазами прочих народов. Если опираться на социологическое исследование 1990 года, выявится очень интересная картина, подтверждающая вывод об исключительном умении русских находить общий язык с любым народом. Были опрошены армяне, евреи, татары, эстонцы. Оказалось, что представители этих народов единодушно считают русских добрыми, чистоплотными, простодушными, трудолюбивыми, умными и миролюбивыми. Несколько отличной была оценка эстонцев, которые, соглашаясь в целом с общим мнением, усомнились в трудолюбии русских и заколебались, оценивая их интеллект. Интересно отметить, что, взаимно оценивая хитрость, опрошенные национальные группы признали простодушие лишь за русскими и чукчами, в то время как украинцы - ближайшие славянские родственники русских - считаются хитрым народом.1 Эти оценки являются результатом многовековых взаимных контактов. Естественно, взаимоотношения между русскими и цыганами складывались в том же ключе, тем более, что в психологическом складе этих народов есть немало общих черт и недоразумения между ними никогда не выходили за приемлемые рамки.
От русского человека часто можно услышать: «Мой прадедушка был цыган». Это ни что иное, как проявление симпатий на бытовом уровне. В большинстве случаев такое родство более чем сомнительно (говорится это в шутку, чтобы объяснить тёмный цвет волос). Но фраза весьма характерная. Родства с цыганами - действительного или мнимого - в России не стыдятся, причём началось это не сегодня: так же было и тридцать, и сто лет назад.
Для сравнения скажем, что в Соединённых Штатах бытовой расизм начал сдавать позиции только в последнее время. Признание: «Мой прадедушка был негром», - могло дорого обойтись американцу вплоть до шестидесятых годов XX века. И это не выдумка советской пропаганды - белые семьи старались скрыть примесь негритянской крови, поскольку «порочащая» информация нередко становилась основой шантажа. В России XIX века невозможно было шантажировать знатную семью известием о нерусских предках. Князья открыто женились на цыганках, в жилах многих дворянских родов текла татарская кровь, а величайший русский поэт Александр Сергеевич Пушкин демонстративно гордился «чёрным дедом» Ганнибалом. В такой духовной атмосфере расизм не мог стать для цыган главной бедой. Если что и препятствовало смешанным бракам, так это не предубеждения русских, а желание самих цыган сохранить чистоту крови, их подсознательное опасение раствориться в самой большой по территории стране мира.
Отсутствие в России антицыганских законов объясняется не только национальной терпимостью, присущей народу и властям. Ещё важнее то, что цыгане появились у нас сравнительно поздно. Пока в Западной Европе разворачивался антицыганский террор, в России о кочевом народе знали только понаслышке. А когда цыгане стали, наконец, российскими подданными, наметилась общемировая тенденция к гуманизации - просвещённые западные монархи стали отменять жестокие законы. Екатерина II и её наследники, дорожившие мнением Европы, не пожелали вводить драконовских мер, ведь это давало лишний повод прослыть азиатской тиранией; русские монархи использовали любую возможность показать, что идут с веком наравне. Империя обзаводилась университетами, академиями изящных искусств, театрами. К смертной казни правосудие прибегало только в исключительных случаях. В такой духовной атмосфере просто невозможно было начинать преследование по национальному признаку.
*****
Ранний этап истории цыган в России отражён прежде всего в официальных источниках. К сожалению, существует ошибочная традиция начинать перечисление документов с начала XVI столетия. Во всей зарубежной цыганологической литературе указана неточная дата прибытия цыган - 1501 год. Проникла эта датировка и в отечественные труды.
Истоки ошибки следующие: цыганологи подразумевали под Россией Российскую империю. Глядя на карту, они отмечали пункты, в которых появлялись цыгане, и не учитывали, что собственно русская территория не так уж велика. А ведь в 1501 году в состав Московского государства не входили ещё Крым, Кавказ, Средняя Азия, Прибалтика, Белоруссия, Украина, Бессарабия и Польша. Все эти земли были присоединены гораздо позднее - следовательно, географический принцип без учёта исторического ненаучен.
25 мая 1501 года - дата выдачи грамоты «войту цыганскому» Великим Князем литовско-белорусским Александром Казимировичем. Грамота сохранилась в Архиве Радзивиллов в Несвиже. Текст следующий: «Бил нам великому князю челом старший войт Василь и его цыгане, и просили нас, великого князя, чтобы мы их просьбу и прошение удовлетворили и чтоб того войта утвердили. Для чего этой грамотой нашей указанного Василя, войта цыганского утвердив и уполномочив, передаем ему полномочия и право судить цыган и разбирать всякие споры между ними. Войт Василь и его цыгане во всех землях наших Великого Княжества Литовского должны иметь полную свободу на основании старинных прав, обычаев и старинных княжеских грамот».2
Великое Княжество Литовское в указанный период не входило в состав Российского государства, оно обладало полной независимостью и вело свою политику по отношению к цыганам в точности так же, как государства Западной Европы. Первоначальная грамота о привилегиях и независимом судопроизводстве уже через восемьдесят семь лет сменилась антицыганским законом.
«Цыгане не приносят никакой пользы, а воруют и сбывают краденое, обманывают простых людей, и, кочуя по чужим землям, шпионами могут быть... Чтоб с этого момента нигде в Великом Княжестве Литовском и в землях, ему принадлежащих, и духу цыганского не было». (Литовский статус 1588 года §35, раздел XIV «О цыганах»).3
Было бы по меньшей мере странно и сейчас включать это заграничное законотворчество в общую канву российской юридической традиции. Отечественное законодательство по отношению к цыганам начинается не с XVI, а с XVIII столетия. Самый ранний документ - именные указы и резолюции Анны Иоановны - относится к 1733 году. Причина их появления - необходимость содержать армию. В те времена деньги на довольствие воинских частей собирались на определённой территории с конкретных групп населения. При создании Сумского, Ахтырского и Изюмского полков было решено обложить налогами и появившихся в России сравнительно недавно цыган:
«Вдобавок на содержание полков сих определить сборы с цыган, как в Малой России с них собирают, так и в Слободских полках и в Великороссийских городах и уездах, приписанных к Слободским полкам, и для этого сбора определить особого человека, так как цыганы в перепись не написаны. При сем случае докладе Генерал-лейтенанта князя Шаховского объяснено было, между прочим, что цыган в перепись писать было невозможно, потому что они дворами не живут.» Спустя несколько месяцев после появления этого документа, появляется сенатский указ, согласно которому цыганам дозволено было в Ингерманландии «жить и торговать лошадьми; а так как они показали себя здешними уроженцами, то предписано было включить их в подушную перепись там, где жить пожелают, и положить в раскладку на Конной Гвардии полк».4 В Ингерманландию, в частности, входили области вокруг Петербурга.
Отечественная цыганология традиционно рассматривает данные документы как подтверждение того, что цыгане обитают в России очень давно. Между тем, они свидетельствуют об обратном. Указы говорят именно о появившихся в последние десятилетия цыганах, поскольку при их налогообложении сенат ссылается на опыт Малороссии.
В Малороссии цыгане (этническая группа сэрвы) появились столетием раньше, следовательно там уже существовал опыт интеграции цыган в общество. Сам же вопрос включения Украины в состав России достаточно сложен. Советская историческая наука датирует присоединение Украины 1654 годом (Перяславльская Рада). Так или иначе, одновременно с присоединением Украины, Россия присоединила и живущих там цыган. Но, даже если считать этих людей первым цыганским населением России, то и тогда датировка их появления примерно та же, на которой мы настаиваем - конец XVII века.
С.Масловский. "Польская цыганка". Гравюра 1892 года.
В последующие времена это стало правилом - расширяясь территориально, империя получала новые этнические группы цыган (а заодно и местные, не всегда положительные традиции обращения с ними). Так, при разделе Польши в конце XVIII века, России достались земли, на которых проживали польска рома. Поскольку царство Польское обладало самоуправлением, Россия вплоть до польского восстания 1863 года не могла переломить антицыганскую направленность местных законов.
С присоединением Бессарабии в начале XIX века, в пределах Российской империи оказались крепостные молдавские цыгане. Рабство цыган удалось отменить только при общей отмене крепостного права. Однако, центральное правительство с самого начала смягчило положение цыган. С них не брали подушную подать, исходя из того, что двойное налогообложение (в пользу и владельцев, и государства) было бы слишком обременительным. Кроме того, беглые крепостные цыгане из Молдавии и Валахии достаточно быстро получали свободный статус. Формально признав право зарубежных помещиков требовать назад беглых рабов, российские власти ввели такую сложную процедуру поиска и опознания, что практически никто из господ не мог довести дело до конца.5
Две трети молдавских цыган жили оседло - это были землепашцы и дворовые крепостные. Существовали посёлки с цыганским населением, такие как Кырланы, Вылконешть, Долно, Лозово. Царским правительством предпринимались попытки форсированно превести кочевых бессарабских цыган на оседлость; с этой целью в 1836 году были выделены значительные ассигнования на создание двух поселений с характерными названиями Каир и Фараоновка. Кочевников снабжали сельхозинвентарём, тягловой силой; им дали земельные участки для обработки. Эти, хотя и мягкие, но всё же административные меры, не увенчались успехом - цыгане предпочли распродать всё движимое имущество и снова уйти в кочевье.
Лучше всего ситуация складывалась в Крыму. До присоединения к России там не существовало ни антицыганских законов (как в Польше), ни закрепощения (как в Бессарабии). Крымские цыгане занимались производительным трудом и музыкой, и по собственному желанию вели оседлый, либо полуоседлый образ жизни. Центральная власть продолжила ту же политику, тем более, что она практически совпадала с политикой, осуществлявшейся в центральной России.
Российская империя была сословным государством. Указ Екатерины II от 21 декабря 1783 года причислял цыган к крестьянскому сословию и предписывал взимать с них налоги и подати. Однако, никаких серьёзных мер по закрепощению российских цыган так и не проводилось. Напротив, им разрешили приписываться к любому сословию. Эта политика дала свои плоды. В сенатском указе 1800 года говорится, что в некоторых губерниях «цыгане вышли в купцы и мещане».6 Не только в Москве и крупных городах, но и в провинции появились оседлые цыгане, некоторые из которых были очень богаты. Так, например, в Уфе проживал цыган-купец Санко Арбузов, который успешно торговал лошадьми и имел добротный просторный дом. Его дочь Маша ходила в гимназию и обучалась французскому языку. Подобные случаи мы можем привести и по другим губерниям.7 Выделилась также прослойка артистов, о которой мы подробно писали в предыдущей главе.
Цыгане из города Новый Оскол. Фотография начала XX века.
Итак, к концу XIX века сложилась пёстрая картина, включающая разнообразные этнические группы цыган. Помимо украинских, молдавских, польских, русских, крымских цыган, в Российской империи проживали также люли, карачи и боша (как следствие присоединения Кавказа и Средней Азии). Наконец, уже в самом начале XX столетия из Румынии и Австро-Венгрии прикочевали кэлдэрары и ловари. Эта картина существует и сегодня.
продолжениездесь