В русский язык понятие “этикет" стало входить в начале ХVIII века, хотя изложение правил поведения, принятых на Руси, можно найти и в “Поучении” Владимира Мономаха, и в “Домострое", литературном памятнике Х века. “Домострой представляет собой свод правил, которыми должен был руководствоваться горожанин в своем поведении и отношении к светской власти, церкви, семье, слугам и т.д.
Русский народ на протяжении всей своей истории руководствовался своими, неписаными, но очень крепкими, устойчивыми правилами жизненного поведения, которые веками складывались в быту и находи ли свое выражение я сказках, песнях, пословицах и поговорках.
К началу ХVII в. патриархальные требования “Домостроя” сковывали развитие культуры, перестав соответствовать потребностям прогресса. Петр 1 после путешествий за границу начал интенсивно проводить европеизацию русских патриархальных от ношений: в специальных указах формулировались предписания внешних форм поведения, и нарушение их сурово каралось.
Общество петровского времени представляло странную противоположность: совершенную непринужденность между мужчинами и самый строгий этикет в обращении с женщинами.
С течением времени старинные русские обычаи мало-помалу исчезали, уступая место господствующему французскому влиянию, и уже в царствование императрицы Анны они стали почти незаметны. Что касается манер, светской любезности и моды, то они были слепым подражанием французам. Знание французского языка в то время считалось основным признаком хорошего воспитания. Поэтому дворяне стали поручать своих детей французам, которые вместе с преподаванием языка прививали своим питомцам французские обычаи и нравы.
В 1717 г. вышел составленный по приказу Петра 1 учебник «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению». В книге да вались советы молодым дворянам, как держать себя в обществе, чтобы иметь успех при дворе и в свете.
В середине ХVIII столетия в России появились и другие издания, затрагивающие тему хороших манер. Таким, например, был журнал “Приятное с полезным”, который выпускали сотрудники Петербургского кадетского шляхетского корпуса. Журнал пропагандировал на своих страницах благопристойность, умеренность и имел явно воспитательный характер.
В 1804 г. вышел сборник «Нравственная энциклопедия», в котором были даны объяснения таких понятий, как доброта, зависть, гнев, печаль.
В 1813 г. появилась книга под названием “Об обращении женщин с мужчинами”. В Москве и Санкт-Петербурге издаются одно за другим пособия, такие как “Ловкий кавалер”, “Порядочный человек-джентельмен” и др.
В ХIХ вёке в России большой популярностью пользовалась книга ЛИ. Соколова «Светский человек, или Руководство к познанию светских приличий и правил общежития, принятых хорошим обществом». Она неоднократно переиздавалась в 1847-1 855 годы. Большой успех имела также книга “Китайский мудрец, или Наука жить благопристойно в обществе”.
Все эти издания были универсальными и давали советы на все случаи жизни: как вести хозяйство, имея не большой доход и не ущемляя при этом своего достоинства; что такое долг по отношению к близким окружающим; как вести себя вне стен своего лома, в гостях у знакомых или у чужих людей, не мешая окружающим и не унижая себя. Рациональность в поведении, разум, обдуманность поступков, забота и внимание к окружающим — вот лейтмотив этих наставлений. Каких же правил придерживалось русское общество в ХIХ веке?
Жизнь в свете
Большое внимание в пособиях по этикету того времени уделялось искусству нравиться и располагать к себе людей. Оно предполагало взаимную услужливость, внимательность, готовность пожертвовать не которыми удобствами ради окружающих, тактичность. Такт являлся од ним из важнейших условий пребывания я свете. Тактичный человек мог стать всеми любимым и уважаемым, не обладая при этом большим умом, поскольку такт и рассудительность во многих случаях способны были заменить для света образование и даже сердце. С другой стороны, человек, в котором высшие добродетели соединены с неприятными личными чертами: знания с гордостью, мужество — с дерзостью, нравственность с излишней суровостью, вряд ли бывал любим в обществе. Тем, кто
не обладал тонкой натурой, чувством такта, здравым смыслом и чувствительностью, рекомендовалось следовать установленным правилам.
От светского человека требовалось:
- Не стыдиться быть учтивым и внимательным по отношению к другим, потакать их наклонностям и вкусам - это льстит тщеславию каждого человека и гарантирует доброе к вам отношение, отсутствие же подобных качеств всегда порождает мстительность е недоброжелательность.
- Сострадать ближним и относиться к ним с добротой, как бы ставя себя на их место.
- Уважать заслуженных людей, сохраняя вежливость.
- Быть вежливым и деликатным людьми более низкого общественного положения.
- Быть почтительным и внимательным с женщинами, в разговоре с ними тонко льстить и не порицать их недостатки.
- Уметь прощать невольные прегрешения, совершенные по незнанию, и не презирать человека зато, что тот не знаком со всеми тонкостями этикета.
- Принимать тон того общества, в котором находишься, — быть веселым или серьезным в зависимости от настроений окружения.
- Всегда платить по своему счету, но угощать всех, — это один из немногих случаев, когда люди не хотят, чтобы им услуживали, каждый хочет показать, что способен заплатить сам.
- Не рассказывать слишком много историй, а к необходимой теме подходить без многословия,
- Не выставлять напоказ собственные успехи — истинные достоинства будут замечены и без вашего на них указания, кроме того, молчание о себе самом — верная гарантия избежать насмешек и осуждения.
- Не являться в общество я дурном настроении и не жаловаться неприятности.
- Уметь вовремя прощаться, чтобы не казаться навязчивым.
Поведение молодых девушек и молодых людей
Вступление в свет — большое событие в жизни молодой девушки. Подготовка к этому дню и обсуждение всего с ним связанного начинались задолго до его наступления. Двери светской жизни распахивались для барышни 16 лет она начинала с матерью “выезжать в свет” (в театры, на балы, на обеды, в гости). А до этого времени она, приезжая с родителями я гости, общалась обычно со сверстниками я детских комнатах и появлялась перед взрослыми в гостиной только тогда, когда ее звали; девочка могла также посещать детские концерты и вечеринки.
Для первого бала молодую девушку одевали в простое легкое белое платье с небольшим декольте. Драгоценности надевать было не принято, кроме нитки жемчуга. Прическа должна была быть как можно более простой, без взбитых локонов, я волосах - нежные цветы или бутоны. В зал девушку вводил под руку отец. Он представлял ее старым друзьям, а ему представлялись кавалеры, которые хотели бы танцевать с его дочерью.
С первого дня появления девушки в свете посетители оставляли для нее визитные карточки, также как для матери, ее упоминали в пригласительных записках на балы.
Первый выезд в свет молодого человека был также строго регламентирован. Появиться на балу в первый раз он мог во фраке или мундире. На балу он должен был быть внимательным к хозяевам лома и дамам, независимо от их возраста, привлекательности и богатства. Все это свидетельствовало о превосходном воспитании молодого человека и принадлежности его к избранному обществу.
До вступления в брак образ жизни девушки и молодого человека кардинально отличался. Молодой человек не подчинялся какому-либо контролю и был вполне свободен в своих знакомствах и развлечениях. Молодая девушка, наоборот, не имела права жить и выезжать в свет одна; обязана была жить с родителями и подчиняться их воле. После 25 лет, если девушка осталась незамужней, ей позволялось выезжать одной, но до 30 лет она не должна была принимать у себя мужчин и ездить вечером в театр без почтенной спутницы.
Если девушка рассчитывала найти себе жениха, она должна была придерживаться исключительно общества женщин. Покровительство муж чин, дозволенное для вдов, считалось неприемлемым для девушки. В разговоре ей следовало быть максимально сдержанной.
Брак
Молодой человек, избравший себе будущую жену, раньше чем сделать предложение, убеждался, что девушка и семья готовы породниться ним. А также наводил справки размере приданого, чтобы впоследствии невольным разочарованием оскорбить свою избранницу.
После принятия предложения обе семьи извещали родных, друзей и знакомых о предстоящем браке. Получив извещение, те, в свою очередь, должны были ответить поздравлениями. Помолвка совершалась в доме родителей невесты, причем без присутствия посторонних, приглашали лишь близких родственников обеих семей. На следующий день родители жениха приглашали к обеду невесту с ее семьей, затем помолвленные наносили визиты родственникам той и другой стороны.
Встречи жениха и невесты проходили в присутствии матери невесты или пожилой родственницы, оставлять молодую пару наедине было не принято. Никаких фамильярностей, кроме почтительного поцелуя руки или в лоб невеста не позволяла. При посещении жениха невеста не сидела в праздности, а занималась рукоделием.
Невеста могла подарить жениху золотой медальон со своим портретом. Жених обычно приносил в подарок цветы, конфеты и фрукты, но пенные вещи дарил нечасто, чтобы не обязывать девушку. Подарки жениха могли включать всевозможные предметы, кроме тех, что полагаются в качестве приданого. Не принято было в это время дарить белье, ткани, се ребро или посуду. Но можно мех, редкий фарфор, нарядную шаль и другие предметы роскоши.
Свадебная церемония угощения происходила обычно в семейном кругу, без приглашения посторонних. Туалет невесты был очень прост: обычно светлое платье и нарядная фата с короной из искусственных цветов.
Свадебные визиты новобрачная делала вместе с мужем, начиная с его семьи, затем ее семьи, а также бывших друзей и знакомых. Если муж был очень занят, молодая женщина делала часть визитов со свекровью, но никогда с матерью, даже к своим знакомым. День для приемов назначался через два месяца после свадьбы.
Если мужу необходимо было отлучиться после свадьбы, молодая переселялась к его родителям.
Вступая в новую полосу своей жизни, женщина соглашалась повиноваться во всем мужу, но стремилась при этом не терять собственной воли. Для этого ей необходимо было освоить науку взаимоотношений в семье — жить в согласии с мужем и его родственниками, достойно вести себя с его друзьями и знакомыми, уметь ра душно и любезно принимать гостей.
В отсутствие мужа молодая женщина воздерживалась от визитов и выездов, принимая у себя только родных или самых близких друзей, и не показывалась в свете.
Жених в период ухаживания проходил не меньше испытаний, чем молодая девушка. Бывая у будущей невесты, он обычно появлялся одетым во фрак или сюртук и проводил долгие часы за беседой с ней и должен был убедить ее в своей любви, не произнося при этом самого слова, выказывая хорошие манеры, изящество. Встречи проходили под наблюдением родных девушки, оценивающих потенциального жениха, и необходимо было иметь большой запас ума и такта, чтобы понравиться девушке и ее родителям и получить согласие на брак.
Мужчина после свадьбы сохранял за собой право руководить женой в ее светских отношениях. Для этого он должен был сопровождать ее и про водить с ней все свободное время, предостерегать жену от опрометчивых поступков, например, от тесной дружбы со свободными от брака женщинами, которые предаются кокетству и роскоши.
Правила поведения одинокой женщины
Женщина могла оказаться одинокой нескольким причинам: совсем не выйти замуж, стать вдовой или развестись с мужем. В каждом случае были свои общественные законы, и к соблюдению в свете относились очень строго.
Молодая вдова все время траура должна была жить в семье мужа, по крайней мере до тех пор, пока вторично не выйдет замуж. Если у нее уже быть дети, она могла жить одна. По окончании траура вдова, как бы молода она была и каким бы ни был срок ее замужества, могла жить, как ей нравилось, и выезжать куда угодно: на балы, театр, принимать гостей у себя и во всем остальном вести себя как замужняя женщина. Она могла принимать мужчин адвокатов, нотариусов и т.д., если вынуждена была сама заниматься делами; при таких посещениях не нужно было брать с собой пожилую родственницу или подругу.
Одинокая вдова не обязана давать ответные обеды или посещать другие дома по приглашению. В то же время ей не следовало жить слишком уединенно и рекомендовалось принимать у себя в доме тех, кого она сама намерена была посещать. На свои обеды и вечера она могла приглашать мужчин, которые посещали ее с визитами вежливости в ее приемные дни. Тем не менее, в течение 3-4 лет после смерти мужа вдова должна была воздерживаться от светских раз влечений, выездов и приемов у себя. Вдова, имевшая детей, которых по возрасту следовало вывозить в свет, могла нарушить этот срок.
Положение женщины, разошедшейся с мужем (что было редким явлением), было совершенно иным. Женщина могла остаться в доме мужа, если вина за развод лежала на нем и общество это признавало. Если же виновной стороной была жена, она возвращалась в свою семью, и ей не рекомендовалось показываться в обществе, в публичных местах и принимать у себя мужчин. Чтобы избежать осуждения в свете, она обязана была жить в совершенном уединении. Если у нее были дети (и при этом муж и его родственники доверяли ей их на воспитание), то она полностью посвящала себя им и нигде без них не появлялась.
Любая женщина, замужняя, вдова или незамужняя, если ей не исполни лось 60 лет, не могла показываться одна в увеселительных публичных местах, таких как кафе, ресторан, театр, скачки, казино, без сопровождения хотя бы пожилой женщины. Двум молодым женщинам также неприлично было появляться в подобных местах без сопровождения. Однако женщина смело могла посещать подобные места со своими детьми, которые в данном случае являлись ее покровителями.
Замужние женщины и вдовы могли ходить в церковь, в магазин, делать визиты, однако женщина, имеющая мужа, не должна была ездить без него на бал или обед. Если муж не любил выезжать, жена должна была делить с ним уединение, если у них не было дочери-невесты. В последнем случае мать обязана была выводить в свет дочь.
Поправить свое расстроенное здоровье или здоровье детей женщина могла на водах. Сопровождение мужа при этом не считалось обязательным.
Общество допускало, чтобы за мужнюю женщину, посещавшую свет или публичные места, сопровождал посторонний мужчина, но приличия требовали, чтобы она выбирала себе достойного спутника.
Что касается туалетов, то для каждого возраста существовали свои фасоны и цвета. Вне зависимости от молы девушкам не рекомендовались яркие, броские наряды. Желтый цвет был юным особам противопоказан всегда, лиловый — зимой. Женщины за сорок лет должны были избегать нежных тонов: голубого, розового, а так же белых нарядов, сшитых из легких воздушных тканей. Матери с дочерью и сестрами не следовало одеваться одинаково.
Общественные отношения
Светскими отношениями называли знакомства, заведенные в салонах с обоюдного согласия, при взаимной симпатии и равенстве сторон. При знакомстве обменивались карточка ми, визитами и всевозможными любезностями, следуя законам светских приличий. При встречах жали друг другу руки, салились рядом на диван и вели беседу.
Если после взаимного представления от какой-либо из сторон следовало приглашение, на него отвечали визитом, отказываться было неприлично. Если же приглашения не было, но хотелось завязать знакомство, через лень после знакомства (представления) посылали визитную карточку и ждали приглашения.
Если знакомство происходило между лицами, занимающими неравное положение, или в знакомстве была заинтересована лишь одна сторона, это не расценивалось как светские отношения: высшее лицо приглашает, но не может быть приглашено; ему наносят визит, но оно не обязано отвечать визитом.
Если положение просителя соответствовало положению высшего лица, то деловое или мимолетное знакомство могло перерасти в светскую связь.
Деловые отношения не требовали никаких любезностей. Вне кабинета, конторы или магазина знакомство прекращалось, каково бы ни было положение сторон в обществе. В дальнейшем при встречах обменивались только поклонами. Отношение подчиненного к начальнику основывалось на соблюдении приличий, если отсутствовали близкие связи. Подчиненный, даже если был выше своего начальника по состоянию и происхождению, не заговаривал с ним первый, разве только о дедах, и не старался сблизиться с ним, а оказывал при всех обстоятельствах почтен не.
Самый важный и титулованный начальник должен был быть всегда любезен и вежлив с подчиненными; подчиненный же в свою очередь должен быть почтительным, но не поло бесстрастным. Подобострастие и заискивание не поощрялись.
Правила приличия запрещали мужчине посещать лиц, которых он не считал достойным ввести в свой лом; исключение составляли лишь деловые партнеры.
Визиты
Визиты были необходимым элементом светского общения. Люди посещали друг друга или для того, чтобы завязать знакомство или для поддержания старого. Особы визиты наносились начальникам, доктору или адвокату.
Короткие визиты принято было наносить при отъезде. Уехать, не нанося знакомым визита и не сообщив об отъезде, противоречило правилам хорошего тона. Возвращаясь после долгого отсутствия, тоже нужно было посетить знакомых. Причем семейным людям супруги наносили визиты вместе, а холостяков или вдовцов, у которых не было взрослых дочерей, мужчина посещал один. В пятницу и субботу на Страстной неделе визитов не делали.
Для визитов не надевали только что купленное платье, так как оно стесняет. Визитный туалет должен быть простым и изящным. Собираясь в гости, всегда брали с собой визитные карточки.
Когда приходили с визитом, хозяйка сама шла навстречу, здоровалась, и, если в гостиной еще кто-нибудь находился, знакомила визитера со всеми. Хозяйка, встретив гостя — как женщину, так и мужчину, — салилась не раньше, чем сядет гость.
Муж с женой, приходя с визитом, не должны были входить пол руку, жена должна была пройти вперед. Если во время визита приходил еще кто нельзя было уходить тут же — это оскорбило бы вновь пришедших. Уходящих визитеров хозяйка вела в переднюю и ждала там, пока они не уйдут. По уходе дверь закрывали не сразу же, а ждали пока гости не отойдут немного, после этого дверь запирали по возможности бесшумно.
В то время существовало понятие первого, или вступительного, визита. Такие визиты совершались новобрачными, служащими, прибывшими в другую местность, а также молодым чело веком, который стал самостоятельным.
Гость должен был следить за тем, чтобы «не засидеться» больше 20 минут. Требуемое вежливостью приглашение хозяев остаться подольше всерьез не воспринималось. Во время первого визита угощение не подавалось. В начале разговора визитер благодарил за оказанную ему честь.
После первого визита было принято присылать ответное приглашение в течение недели, иначе считалось, что знакомство не будет иметь продолжения. Если ответный визит откладывался на неопределенное время, это означало, что знакомство нежелательно.
Мы рассмотрели основные правила гражданского этикета ХIX века, и в заключение можно отметить, что знание истории этикета позволяет нам многое понять о своем собствен ном поведении и об отношениях с окружающими.