Военно-морское учебное заведение в Санкт-Петербурге, правопреемник московской «навигацкой школы» (1701—1715) — старейшее в России.
Здание Морского кадетского корпуса в Санкт-Петербурге
Автор: Фёдор Иванович Волков
Годы жизни: (1754—1803)
Время создания: 1796–1799 годы
Местонахождение: Санкт-Петербург, набережная лейтенанта Шмидта, 17
http://s5.uploads.ru/t/8xbd1.jpg
Изображенное время: 1900-е годы
Изображенное место: Санкт-Петербург, набережная лейтенанта Шмидта, 17, Здание Морского кадетского корпуса
http://s5.uploads.ru/t/BsTXP.jpg
Проект нового здания Морского кадетского корпуса был разработан архитектором Ф. И. Волковым в 1796 году. Строительство сооружения, которое стало самой значительной работой архитектора, продолжалось до 1799 года. Основу конструкций нового здания составили стены находящихся здесь ранее домов. Флигель на 12-й линии Волковым был надстроен третьим этажом, где архитектор расположил Столовый зал. Столовый зал является одним из самых больших в Санкт-Петербурге. Он имеет размеры 70 на 21 метр. Впервые в строительной практике здесь были применены подвесные конструкции на вантах.
http://s4.uploads.ru/t/FXTjC.jpg
Отделку интерьеров Морского кадетского корпуса выполнил Луиджи (Алоизий Иванович) Руска, итал. Luigi Rusca, (1762— 1822).
В 1825 году въездная арка была заложена, на её месте устроили парадный вход. В 1840х и в 1890х годах производились капитальные ремонты, при которых частично изменялась планировка и отделка интерьеров, а Столовый зал был переоборудован в Актовый.

1. Из истории Морского Кадетского корпуса
Хронологическая таблица истории Морского корпуса
•1701 г. – Школа математических и навигацких наук
•1715 г. – Академия Морской Гвардии
•1752 г. – Морской Шляхетный Корпус
•1802 г. – Морской Кадетский Корпус
•1867 г. – Морское Училище
•1891 г. – Морской Кадетский Корпус
•1906 г. – Морской Корпус
•1914 г. – Морской Е.И.В. Наследника Цесаревича Корпус
•1916 г. – Морское Е.И.В. Наследника Цесаревича Училище

История создания Морского кадетского корпуса восходит к первым годам существования российского регулярного флота, основанного Петром I в 1969 г. Для комплектования флота национальными командными кадрами 14 января 1701 года последовал Высочайший Указ Петра Великого об учреждении в Москве школы «математических и навигацких, т.е. мореходных хитростно искусств учения». Школе повелено состоять в ведении Оружейной палаты, а в ученье набирать «добровольно хотящих, иных же паче и с принуждением». С июня 1701 г. школа размещалась в Москве, в Сретенской (Сухаревой) башне. Она насчитывала 200 учащихся и готовила специалистов не только для флота, но и для армии, а так же для гражданской государственной службы. На содержание школы с 1713 года положено было отпускать по 22456 руб. в год.
1-го октября 1715 г. Школа была переведена из Москвы в Санкт-Петербург, размещена, на берегу Невы в доме Кисина, где находился впоследствии Зимний Дворец и названа Академией Морской Гвардии. Петр Великий лично следил за ходом обучения своей «морской гвардии» и собственноручно написал перечень наук, чему должно было «учить детей». Первым директором был француз, барон Сент-Илер. С учреждением академии на содержание Московской навигационной школы было оставлено лишь 5600 рублей, а остальная сумма обращена на содержание академии. Школа просуществовала до 1752 года.
В 1752 г. Императрица Елизавета Петровна переименовала Академию в Морской Шляхетский корпус с тремя классами: старшим – гардемаринским (гардемарин – франц. – морская гвардия), и двумя кадетскими по образцу сухопутного корпуса, и более чем вдвое был увеличен отпуск денег на его содержание. Число воспитанников определено в 360 человек, в том числе и 120 гардемарин. После утверждения штата Морского корпуса, потребовалось дом Миниха расширить, к концу 1755 года главное здание с каменными флигелями было перестроено и построено вновь 7 деревянных флигелей, поварня и хлебная. Московскую Морскую Академию или Навигацкую Школу Адмиралтейств-коллегия решила в 1752 году закрыть, дворянских детей перевести в Морской Корпус, а детей разночинцев определить на обучение в портовые мастерские для комплектования штурманской роты.
В 1771 году все постройки корпуса сгорели, и он был переведен в Кронштадт, где оставался до 1796 года. Павел I, сохранивший и по вступлении на престол звание генерал-адмирала, в ноябре 1796 года выразил желание, чтобы колыбель флота Российского, Морской кадетский корпус, «была близко к генерал-адмиралу», и приказал перевести корпус в Санкт-Петербург.
В 1826 году число воспитанников корпуса было увеличено до 505, содержание до 341565 руб. Вообще царствование Императора Павла Петровича было для Морского Корпуса одним из самых счастливых годов его существования. В 1802 г. Император Александр I Морской Шляхетский корпус переформировал и назвал Морским Корпусом. В 1827 году при корпусе был учрежден офицерский класс.
В 1848 г. Император Николай I даровал корпусу Первого шефа Великого Князя генерала-адмирала Константина Николаевича и в числе кадет был поставлен в строй Великий Князь Александр Александрович.
В 1861 г. в Морском корпусе были установлены новые правила приема, которые впервые предусматривали конкурсные экзамены и так называемые пробные плавания – для предварительного знакомства с морским делом. В корпус принимались юноши в возрасте от 14 до 17 лет, при этом кроме дворянских детей правом поступления пользовались дети «потомственных почетных граждан», заслуженных армейских и флотских офицеров, гражданских чиновников.
2 июня 1867 г. При Императоре Александре II и общей реформе военно-учебных заведений Морской корпус переименован в Морское училище и получил новый Устав Согласно Уставу Морского училища отнесенного к разряду высших учебных заведений, в него принимались юноши в возрасте 16 лет.

2. Характеристика учительского и ученического состава
Петр I во время первого заграничного путешествия принял в Англии на русскую службу первых преподавателей: А.Д. Фарварсона, инструкторов по навигации – выпускников лондонской Королевской математической школы С. Гвина (1683–1720) и Р. Грейса (1681–1711). В 1701 в штат был принят Л.Ф. Магницкий, ведавший всеми административными делами школы. Старания Петра I и его последователей, привлекших к преподаванию в этом первом в России светском, учебном заведении лучших отечественных и зарубежных педагогов, очень скоро дали обильные всходы. Воспитанник Навигацкой школы, будущий вице – адмирал С. Лопухин одним из первых русских офицеров стал командиром корабля и отличился на своей шняве «Наталия» в Эзельоком бою 1719 г. Его однокашник Н. Головин, экзаменованный лично Петром I, уже в кампании 1743 года командовал Балтфлотом.
Командиры академии были люди широких державных взглядов, обычно неутомимые и предприимчивые труженики во благо русского флота. Вначале это были петровские вельможи Л.А. Матвеев, графы Ф.М. Апраксин, энергичный А.Л. Нарышкин, Д. Вильстер, князь В.А. Урусов, П.К. Пушкин, А.И. Чириков, А.И. Афросимов и А.И. Нагаев.
А.И. Нагаев принимал с самого начала деятельное участие в образовании Морского шляхетного корпуса и восемь лет был его директором. Собственно, директором Нагаев не был, а управлял на его правах восемь лет. Человек он был решительный, наводил порядки твердой рукой и даже вошел в столкновение с Адмиралтейств-коллегией, исключив «за неприлежностью» 60 учеников «неспособных к наукам» и дурного поведения, взамен их принимал новых, направленных из герольдий. Нагаев сформировал новый состав учителей и представил Адмиралтейств-коллегии список морских офицеров: Петр Чаплин, Григорий Спиридонов, Харитон Лаптев, Евстафий Бестужев, Иван Голенищев-Кутузов, Егор Ирецкий, Иван Шишков и другие.
Голенищев-Кутузов оказался недюжинным организатором. Он взялся организовать как теоретическое обучение, так и наладить практические навыки. Пригласил лучших преподавателей, очертил круг их обязанностей. В первую очередь определил обязанности профессора математики и навигации, от которого потребовал «обучать кадет высшим наукам», «учителям давать наставления», а «ученикам большой астрономии читать лекции в математических классах». Из учеников большой астрономии выросли будущие преподаватели, а из математических классов после различных перемен выросли офицерские классы при Морском корпусе (впоследствии Николаевская морская академия). Чего стоил один Григорий Андреевич Полетика, окончивший Киевскую духовную академию. Он отличался высокой эрудицией, настойчивостью, системностью в преподавании, изложении наук. Ведь именно он предложил расписание занятий, которое утвердил Кутузов. Воспитанники ходили в классы на занятия с «7 до 11 часов утра и с 2 до 6 после обеда». Математические и «морские» трудные науки преподавались утром, а словесные науки и более легкие «морские» – вечером, ибо, как говорил Полетика, «труднейшие науки, требующие большого умственного напряжения, лучше усваиваются утром». Кроме того, Полетика был блестящим, как сегодня бы сказали, методистом, добившимся, чтобы по всем преподаваемым предметам были печатные руководства, поднимал власть и авторитет учителя, умело поощрял прилежных и наказывал нерадивых. Да и сам он корпел над сочинениями, ему приписывали известную «Историю Русов».
Предметом восхищения для многих учеников Санкт-Петербурга были лекции по астрономии и математике профессора Котельникова, ученика знаменитого Эйлера, проводимые им нередко ночью в обсерватории, расположенной на здании корпуса. Об образованности Котельникова и бывшего начальника батальона профессора Н.Г. Курганова, преподававшего в корпусе, ходили легенды. Математические и морские науки он нередко читал на французском и немецком языках, которые знал в совершенстве, отсылая к английским и латинским книгам, прочитанным им самим. Усилия Кутузова, Адмиралтейств-коллегии привели к тому, что в 60 е годы Морской шляхетный кадетский корпус стал одним из лучших учебных заведений России, и из его стен в эти годы вышли офицеры, которые стали красой и гордостью державы, обеспечили ей самые яркие и выдающиеся морские победы в XVIII и начале XIX века, кто способствовал расцвету мореплавания. Прежде всего это замечательный русский флотоводец Федор Федорович Ушаков, поступивший в Морской корпус в 1761 году и выпущенный из него в 1766 году по получении звания мичмана. Учились в нем и прославленный герой Чесмы Дмитрий Ильин, и землепроходцы Севера Алексей Скуратов, Макар Ротманов, удалой капитан 1-го ранга Кожухов, бравший Бейрут в 1773 году, взорвавшийся, не сдавшийся врагу капитан Сакен, легендарный Дмитрий Сенявин и вдохновенный Иван Крузенштерн, Василий Михайлович Головнин и другие. Позднее к преподаванию стали широко привлекать гражданских преподавателей с университетским образованием или окончивших педагогический институт. Среди них было немало прогрессивно настроенных общественных деятелей, революционных демократов, выдающихся ученых, видных литераторов, писателей, поэтов. Так, в разное время читали лекции и проводили занятия с кадетами Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Е.П. Гребенка, Д.И. Менделеев. Преподавали русский язык М.И. Сухомлинов, впоследствии профессор и академик, математику – профессоры И.М. Вышеградский, С.Е. Гурьев, В.И. Висковатов.
Офицеры, проходящие службу в Морском Кадетском корпусе, имели ряд преимуществ: повышенное денежное содержание, сокращенный срок выслуги (25 лет вместо 35),ускоренное производство в чине до капитана 1 ранга включительно и др.
Директора Морского корпуса:
1701–1715 – Ф.М. Апраксин и Ф.Ф. Головин
1715–1716 – Генерал-лейтенант Сент-Илер
1716–1719 – Граф А.А. Матвеев
1719–1722 – Бомбардир-капитан Г.Г. Скорняков-Писарев
1722–1727 – Капитан А.Л. Нарышкин
1727–1728 – Вице-адмирал Д. Вильстер
1728–1730 – Капитан П.К. Пушкин
1730–1732 – Капитан В.А. Мятлев
1732–1733 – Капитан-лейтенант В.М. Арсеньев
1733–1739 – Генерал-лейтенант В.А. Урусов
1739–1744 – Капитан П.К. Пушкин
1744–1760 – Капитан 1 ранга А.И. Нагаев 1760-1762 – Капитан 1 ранга Ф.Ф. Милославский
1762 – Граф И.И. Шувалов
1762–1802 – Адмирал И.Л. Голенищев-Кутузов
1825–1826 – Вице-адмирал П.М. Рожнов
1826–1842 – Адмирал И.Ф. Крузенштерн
1842–1848 – Вице-адмирал Н.П. Римский-Корсаков

1848–1851 – Вице-адмирал Н.Г. Казин
1851–1856 – Контр-адмирал В.А. Глазенап
1855–1857 – Вице-адмирал А.К. Давыдов
1857–1861 – Контр-адмирал С.С. Нахимов
1861–1871 – Контр-адмирал В.А. Римский-Корсаков
1871–1882 – Контр-адмирал А.П. Епанчин
1882–1896 – Вице-адмирал Д.С. Арсеньев

3. Организация учебного процесса в Морском Кадетском Корпусе
На момент создания 1752 году Морского кадетского корпуса штат корпуса был определен в 360 воспитанников, которые в строевом отношении делились на три роты, а в учебном на три класса (соответственно в каждой роте и классе было по 120 человек). Воспитанники первого, или выпускного, класса назывались гардемаринами, а второго и третьего кадетами. Из второго класса планировалось выбирать около 30 человек в артиллерийские кадеты.
Окончившие удовлетворительно полный курс производятся осенью по окончании кампании в мичманы, а неспособные к военно-морской службе награждаются гражданскими чинами X или XII класса.
По штатам постоянного состава Морского Кадетского корпуса преподавание математических и навигационных наук вели профессор, два преподавателя и при них шесть подмастерьев, а также шесть так называемых «учеников большой астрономии» (из них впоследствии назначались подмастерья). Артиллерии и фортификации обучали два преподавателя и при них два подмастерья. Также предусматривались два преподавателя по «географии, генеалогии, истории, политике, морали, геральдике. Трудно сказать, как два преподавателя могли справляться с таким количеством учебных курсов. Было составлено расписание занятий, «в котором часы кадетам каких наук и у которого мастера обучаться». Первым классом считался третий, последним – первый. В третьем классе обучали языкам особенно русскому, английскому, немецкому и французскому, которые преподавались во всех трёх классах, а также в корпусе изучалось двадцать восемь наук, арифметика, геометрия, тригонометрия, алгебра, механика, политика, рисование, танцы, фехтование, чистописание, география и грамматика, во втором – фортификация, артиллерия, история, правильному в письме складу и стилю, генеалогия, риторика, мораль, геральдика, а также морская эволюция (тактическое маневрирование), морская практика, такелажное дело, «архитектура челнов и чертежей корабельных и галерных пропорций» и прочим воинским и политическим (гражданским) наукам. Первый класс посвящался более углубленному изучению тех наук, военных или гражданских, к которым каждый воспитанник больше склонности имел. Пребывание в каждом классе не ограничивалось определенным сроком. Определение кадета в первый класс производилось по особому решению командиров, профессоров и учителей. Переводы из класса в класс и производство гардемаринов в офицеры осуществлялись только на открывшиеся вакансии.
Уроки проходили утром с 7 до 11 и днем с 14 до 18 часов. Математические и специальные (морские) дисциплины, а также иностранные языки – предметы, которые требовали большого умственного напряжения, планировались на утреннее время, а после обеда проводились уроки по «словесным наукам». Причем по географии и истории домашних заданий не было, весь материал следовало выучивать на уроках «через затвержение при сказывании поочередно всех в классе». Как только кадет усваивал изучаемую им науку и заканчивал предложенную ему программу, он переходил к следующему предмету и изучал до тех пор, пока учителя не находили его знания достаточными. Кадет занимался одновременно двумя-тремя науками, посещая по расписанию классы и самостоятельно изучая заданный ему материал. Присутствующий преподаватель следил за тем, чтобы группа занималась, не мешали разговорами, смехом и хождением.

Вот, например, как сдавал экзамен некто сержант Петр Степанов – «от роду 25 лет, из дворян, в 1743 году определен из недорослей в Морскую академию в ученики; в 1745 году написан в гардемарины из науки сферики; в 1753 году пожалован в кадетский корпус сержантом из науки круглой навигации. Артиллерии, фортификации, рисованию корабельных членов, экзерции ружейной и пушечной обучался. На море служил восемь кампаний». Как видно из этих данных, выписанных в экзаменационную тетрадь из формулярного списка, сержант Петр Степанов был уже достаточно опытным моряком.
А вот какие вопросы ставились ему на экзамене:
1) О приливах и отливах.
2) Об исправлении румбов.
3) О дрейфе корабля при данной парусности.
4) Об определении течения моря на якоре и со шмонки.
5) Об определении скорости корабля.
6) О поверении склянок
7) Об определении склонения компаса на берегу и на море.
9) Об определении широты места (находил ее по меридиональной высоте Солнца, которую измерил квадрантом).
10) Задача: «1720 года мая 1 го дня ниже объявленные плаватели, будучи в разных местах, усмотрели высоту Солнца: первый – северный край Солнца, второй – южный край Солнца в своих зенитах, третий – нижний край Солнца в полночь, четвертый – верхний край Солнца в полдень, на своих меридианах в горизонтах. Желаю знать, в каких ширинах (широтах) плаватели находились?».
11) Пример определения широты места по меридиональной высоте Солнца.
12) По разности долготы, сделанной по параллели в известной широте, сыскать плавание.
13) Пример счисления и плавания по дуге великого круга, для которого вычислено 18 курсов.
14) Задача: «Когда звезда Сириус восходит и заходит в одно время с Солнцем на московском горизонте и в какой широте восходит вместе с звездой Капеллою?».
Из курса морской практики экзаменующемуся были заданы следующие вопросы:
1) Нагрузка, определение длины и толщины главных частей рангоута и такелажа; вес канатов и якорей.
2) Сняться с якоря.
3) С фордевинда привести в бейдевинд.
4) Поворотить овер-штаг.
5) Поворотить через фордевинд.
6) В бейдевинд под всеми парусами принять шквал.
7) Что делать, идя в бейдевинд под всеми парусами, если ветер свежеет?
8) Рыскливый корабль исправить нагрузкой.
9) Идя в фордевинд, стать на якорь.
10) Стоять на якоре в свежий ветер.
12) Что делать в случае потери мачт вдали от порта?
13) Как заменить потерянный в море руль?
14) При открывшейся сильной течи спасти корабль.
15) Приготовить военный корабль к походу.
16) В отдалении сравнить силу своего судна с неприятельским.
17) Сравнить скорость неприятельского судна со скоростью своего.
18) Узнать, свое или неприятельское судно при сближении выиграет ветер.
19) Если неприятель побежал на фордевинд, как его лучше обогнать?
20) Где место репетичного фрегата или брандера во время ходу и сражения?
21) Построиться в линию баталии.
22) Исправить линию баталии при перемене ветра»
При Голенищеве – Кутузове были образованы специальные «математические классы»» для наиболее способных гардемарин, имевших склонность к математическим наукам и астрономии. Впоследствии на их основе возникли офицерские классы при Морском корпусе, а потом – Николаевская морская академия.
Что касается практического обучения, то предписывалось всех гардемарин и артиллерийских кадет второго класса ежегодно направлять на боевые корабли различных эскадр. Изменения методики преподавания математических и навигационных наук позволили выпускать кадет, которые были в состоянии употребить в дело приобретенные ими знания. Деятельностью преподавателей, которых стало более сорока, руководил профессор.
Самое тяжелое время для комплектования офицерского состава флота настало при восшествии на престол Императрицы Анны Иоанновны. Право сухопутного корпуса производить своих кадет в офицеры «не быв в солдатах, матросах и других нижних чинах», не было распространено на Морскую Академию, и морская служба, конечно, по сравнение с военной еще больше проигрывала в глазах дворянства.
Очевидцы эпохи Императора Александра Павловича помнили то рвение, с каким воспитанники занимались. Каждый, имевший способности, старался из всех сил, чтобы опередить товарищей или, по крайней мере, не отстать от них. Первые ученики в классе пользовались глубоким уважением своих товарищей, которые даже называли их не иначе, как по имени и отечеству. Тесная связь возникла также между корпусными офицерами и воспитанниками.
Особенности учебного процесса:
1. Первый класс посвящался более углубленному изучению тех наук, военных или гражданских, к которым каждый воспитанник больше склонности имел. Определение кадета в первый класс производилось по особому решению командиров, профессоров и учителей,
2. Большое внимание уделялось изучению языков, особенно русского, английского, немецкого и французского, которые преподавались во всех трёх классах, а также рисованию, танцам, фехтованию.
3. Обязательность повторения пройденного материала с тем, чтобы кадеты не забывали его в следующих классах.
4. Методы обучения были несовершенные.
5. Пребывание в каждом классе не ограничивалось определенным сроком.
6. В зависимости от успехов каждый кадет в любое время мог быть переведен в следующий класс.
Недостатки учебного процесса:
1. Отсутствовала структурно-логическая схема учебной программы и связь одного предмета с другим.
2. Как только кадет усваивал изучаемую им науку и заканчивал предложенную ему программу, он переходил к следующему предмету и изучал до тех пор, пока учителя не находили его знания достаточными.
3. В Морском Кадетском корпусе создавалась индивидуально-типовая система обучения, при которой каждый ученик изучал тот или иной раздел учебного предмета. Во многих странах Запада обучение производилось тем же путем.
Руководителям Морского Кадетского корпуса в первые годы пришлось много потрудиться в организации учебного процесса.
Анализ учебного процесса подтверждает следующее:
1. Трудности возникали из-за неразработанности теории и практики обучения.
2. Многое проводилось ощупью и с неизбежными ошибками.
3. Было составлено расписание занятий, «в какие часы кадетам у которого мастера обучаться»
4. Преподаватели составляли списки учеников.
5. Был установлен порядок прохождения учебных предметов. Кадету определялось число предметов, которыми он должен заниматься, выдавались пособия, бумага и принадлежности.
6. Кадет занимался одновременно двумя-тремя науками, посещая по расписанию классы и самостоятельно изучая заданный ему общеобразовательный материал. Присутствующий преподаватель следил за тем, чтобы группа занималась, не мешали разговорами, смехом и хождением.
Положительным было следующее:
1. Военные дисциплины преподавали опытные закалённые в морских сражениях офицеры.
2. Преподаватели пытались оживить занятия показом картин или предметов. Вели личные беседы с кадетами.
3. Руководство старалось установить строгий контроль над учебным процессом военно-учебных заведений. Были введены экзамены. Учебный процесс продвигался вперед. Изменения методики преподавания математических и навигационных наук позволили выпускать кадет, которые были в состоянии употребить в дело приобретенные ими знания.
4. В планах учебного процесса предусматривалось время на посещение кораблей, участие в стрельбах и морских походах. При этом на учениях старшие кадеты обязаны были исполнять обязанности офицеров. С ними направлялись и малолетние кадеты, чтобы они присматривались к условиям службы, выполняли свои первейшие обязанности.
5. В Морском Кадетском корпусе практиковались командировки отлично успевающих кадетов в другие страны для ознакомления с ними и повышения своих знаний.
В первое десятилетие своего существования произошли изменения в учебном процессе:
1. Первые два класса обучения посвящались общеобразовательным предметам.
2. Обучение военным предметам начиналось со второго класса, особенно пристальное внимание этим предметам уделялось в первом классе.
3. Математические и специальные (морские) дисциплины, а также иностранные языки – предметы, которые требовали большого умственного напряжения, планировались на утреннее время, а после обеда проводились уроки по «словесным наукам». Данное распределение обучения в тот период можно считать целесообразным, хотя и имелись свои недостатки:
1) ошибка готовить гражданских и военных специалистов по одним и тем же учебным предметам;
2) многопредметность учебного процесса;
3) несовершенство организации учебного процесса;
4. Особенности воспитательной работы в Морском Кадетском Корпусе

Воспитание в кадетских корпусах, живо проникнутое духом христианского вероучения и строго согласованное с общими началами русского государственного устройства, имеет главной целью подготовление воспитывающихся юношей к будущей службе Государю и Отечеству – посредством постепенной, с детского возраста, выработки в кадетах тех верных понятий и стремлений, кои служат прочною основой искренней преданности Престолу, сознательного повиновения власти и закону и чувств чести, добра и правды.
Соответственно таковой цели корпусное воспитание должно в каждом из кадет всесторонне развить благочестие и верноподданнический долг и твердо упрочить задатки тех нравственных качеств, кои имеют первенствующие значение в воспитании будущего офицера.
Морские Кадетские корпуса, вне всякого сомнения, представляют собой уникальное явление в военной истории России. В них получили военное образование прославленные полководцы, известные военачальники, видные ученые, деятели культуры и искусства, общественные деятели.
Что же позволило подготовить в Кадетских корпусах высокообразованных и преданных Отечеству офицеров, прекрасно проявивших себя на военном и гражданском поприщах, оказавшихся в центре культурной и общественной жизни русского общества. Ответ на поставленный вопрос следует искать, на наш взгляд, прежде всего в организации учебно-воспитательного процесса.
Считается общепризнанным, что первые Кадетские корпуса в России были созданы по образцу и подобию западноевропейских, в первую очередь, прусских, французских и датских.
Хотелось бы высказать иную точку зрения. Созданный в 1752 Морской Шляхетный Кадетские корпус использовал в значительной степени опыт, накопленный их отечественными предшественниками – навигационной, артиллерийскими и инженерными дворянскими школами, Академии Морской Гвардии. Учебно-воспитательный процесс в них отличался большей гибкостью, демократичностью и был, более прогрессивным: кадеты в них занимались по индивидуальным расписаниям, допускающим досрочное освоение учебных программ, части из них разрешалось находиться на «своем коште» в течение длительного времени, при Морском Кадетском корпусе существовал экстернат. Что касается организации воспитательного процесса в Морском Кадетском корпусе то, прежде всего, следует отметить, что эффективность обучения и воспитания кадет зависела от полноты и глубины охвата воспитательным процессом всех сторон жизни кадет, т.е. их учебы, быта и отдыха. Анализ этого показателя на примере Морского Кадетского корпуса приводит к выводу, что он на всём этапе его существования и развития оставался высоким. И это является самым убедительным подтверждением действенности воспитательного процесса в Морском Кадетском корпусе.
Первым несомненным условием высокого уровня воспитательного процесса является тщательный подбор учителей и воспитателей для работы с подростками. По мнению одного из столпов военной педагогики прошлого Ивана Ивановича Бецкого, успех воспитательного заведения зависит преимущественно «от удачного выбора начальствующих и учителей, одаренных здравым разумом и благонравием, а не заразившихся надутым видом и угрюмостью». «Без хороших воспитателей тщетны все предписания», – подытоживает он. Прежде всего, считал И.И. Бецкий, – совершенно необходимо, чтобы все воспитатели и учителя «не только в науках были искусны, но и юношеству бы во всем примером служить могли». Того же мнения придерживался и М.И. Голенищев-Кутузов, считавший преподавателя центральной фигурой в процессе обучения и воспитания: «Без толковых учителей совершенного офицера никогда произвести не можно» – так четко и ясно сформулировал он свою точку зрения.
В отличие от Сухопутного, Морской Кадетский корпус с момента учреждения имел полный штат высококвалифицированных преподавателей, приобретших педагогический опыт еще в период работы в навигационной школе.
Многое в организации воспитательного процесса зависело от личности директора Кадетского корпуса. И.И. Бецкий так определил, каким он должен быть: «Во главе управления корпусом должен стоять человек в воинских трудах состарившийся и искусный как в этих делах, так и в правилах, к гражданскому житию принадлежащих, трудолюбивый, кроткий, ласковый и обходительный, но в важных воинских упражнениях вид строгости имеющий…». Традиционно значительная часть корпусных офицеров набиралась из числа выпускников Морского Кадетского корпуса с целью установления личных, более тесных контактов с кадетами.
Прогрессивно мыслящие директоры Кадетских корпусов решительно отказывались от физических наказаний кадет как средства воспитания. Сошлемся на директора Морского Кадетского корпуса М.И. Голеиищева-Кутузова: «Когда наказание становится частым и чрезвычайным, – говорил он, – худые поступки умножаются».
Основательным было религиозное воспитание кадет, что нашло отражение в учебных программах, распорядке дня, в котором отводилось специальное время для молитв.
Важным элементом воспитательного процесса оставалось активное использование корпусных музеев, художественных библиотек, драмкружков, выпусков литературных журналов, приобщение кадет к художественным ремеслам. Следует особо подчеркнуть важность установившейся традиции отслеживать судьбы воспитанников – георгиевских кавалеров, устанавливать мемориальные доски в честь особо отличившихся. И так называемые «черные доски» с фамилиями погибших в боях воспитанников и кратким описанием обстоятельств их гибели.
Такими были в Морских Кадетских корпусах основные направления достаточно действенной воспитательной работы. Конечно, их не следует идеализировать: на разных этапах развития Морских Кадетских корпусов в них были и деформации, и искажения, и педагогические недоработки. Но крупные достижения военной педагогики в Морских Кадетских корпусах несомненны, и они остаются актуальными и полезными сегодня. Не следует, впадать и в другую крайность, отвергая достижения в области военной педагогики, накопленные за годы существования суворовских, нахимовских училищ и отечественных спецшкол.

4. 1826–1842 – Адмирал И.Ф. Крузенштерн
И.Ф.Крузенштерн был директором Морского кадетского корпуса, создал Высшие Офицерские классы, впоследствии преобразованные в Военно-Морскую Академию. Он отменил в корпусе телесные наказания, ввел новые дисциплины, основал музей корпуса с моделями кораблей и обсерваторию. В память о деятельности Крузенштерна в Морском кадетском корпусе сохранен его кабинет, а выпускники, поддерживая традицию, в ночь перед выпуском надевают на бронзового адмирала тельняшку.

5. 1842–1848 – Вице-адмирал Н.П. Римский-Корсаков
В марте 1842 г. Николай Петрович был назначен помощником директора, а в 1843 г. – директором Морского кадетского корпуса, который он возглавлял до самой смерти (1 ноября 1848 г.).
Со свойственными его характеру пылкостью и деятельностью он принялся за все части корпусного управления.
Желая придать курсу Морского кадетского корпуса одно общее направление, соответствующее роду будущей службы воспитанников, Римский-Корсаков назначил комиссию, которой поручено было составление учебных руководств. При нем значительно была увеличена типография Корпуса и дана возможность не только содержать себя и печатать книги для Корпуса, но даже приносить и необходимый доход от исполнения частных заказов.

Для поощрения хороших и прилежных воспитанников и наказами ленивых и шалунов введены были разные правила относительно красных и черных досок, различные сроки отпусков и право ходить без провожатых.

Кроме того, Николай Петрович обратил особенное внимание на практическое преподавание наук. Личною его заботливостью музей Корпуса приведен был в превосходное состояние. Коллекции моделей, составленные Крузенштерном, значительно были пополнены и приведены в систему сообразную курсу, проходимому в классах. Для астрономических наблюдений, с Высочайшего разрешения, на Петергофской пристани была устроена палатка. В течение морских кампаний воспитанников занимали более практическим образом: кроме управления парусами, ученья у орудий и фронтового ученья на берегу, их учили грести, плавать, и в зимнее время – всех без исключения воспитанников – заниматься гимнастикой.

Здание Корпуса при Николае Петровиче получило отличный свой вид и изящную отделку. Император Николай Павлович, посещая Корпус, в главных чертах назначал, какие необходимо сделать перестройки, и потом рассматривал и утверждал подробные проекты. Кроме множества исправлений и починок по всему зданию, с 1842 по 1848 год сделано было следующее: выпрямлен и продолжен классный коридор вплоть до лазарета; устроен был круглый зал и соединение классов со второю и третьею ротами, лазаретом и кадетскою банею. При третьей (бывшей второй) роте, сделана была широкая теплая галерея, способная заменить рекреационный зал. В ротах отдельные дортуары соединены были арками, что значительно облегчило надзор за воспитанниками. Построено было новое каменное здание, в котором помещена паровая машина, прачечная со всеми принадлежностями, квасоварня и резервуар для воды. В верхнем этаже главного здания, где находились офицерские квартиры, проведена галерея и в столовом зале сделаны новые, более пропорциональные окна, новые печи и паркетный пол; отделаны роты; увеличена высота некоторых комнат лазарета; парадная лестница, аванзал, конференц-зал и все комнаты музея получили тот изящный вид, в котором находились до самого последнего времени существования Корпуса.

Все, сделанное в Корпусе при Римском-Корсакове, свидетельствует о том, что он имел чрезвычайно верный глаз, развитой вкус и врожденный архитектурный талант.

Вскоре после его назначения директором был утвержден новый герб Корпуса: черный двуглавый орел с распростертыми горизонтально крыльями, на главах орла – короны, над ними – большая Императорская корона; на груди орла прежний герб Корпуса: на красном щите вертикально стоящая золотая шпага с Императорской короной наверху, а под шпагой подложены крестообразно золотые руль и градшток; кругом щита – голубая лента, высочайше пожалованная на корпусное знамя; лапами орел держится за подложенные под ним якоря.

30-го августа 1848 года Е.И.В. Великий Князь Константин Николаевич, Августейший генерал-адмирал флота был назначен шефом Морского Кадетского Корпуса и с этого дня принял его в свое непосредственное командование.11 В том же году Н. П. Римский-Корсаков был произведен в вице-адмиралы.

Источник 1
Источник 2
Источник 3
Источник 4
Источник 5
Источник 6

Отредактировано Константин Сумароков (2013-08-10 01:51:12)