Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен —
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
А.С.Пушкин.
19 октября 1825 года
Императорский Царскосельский лицей (с 1843 года — Александровский лицей) — высшее учебное заведение в дореволюционной России, действовавшее в Царском Селе с 1811 по 1843 годы. В русской истории известно, в первую очередь, как школа, воспитавшая А. С. Пушкина и воспетая им.
Царскосельский лицей, современный вид
И первую полней, друзья, полней!
И всю до дня в честь нашего союза!
Благослови, ликующая муза,
Благослови: да здравствует лицей!
А. С. Пушкин
Это был первый лицей в России. Название, данное учебному заведению, «поражало публику в России, не все тогда имели понятие о колоннадах и ротондах в Афинских садах, где греческие философы научно беседовали с своими учениками», заметил лицейский друг Пушкина Иван Пущин. Не всем было известно, что Ликеем (Лицеем) называлось в Афинах святилище бога солнца и поэзии Аполлона. И такое же название имела и древнегреческая философская школа, основанная Аристотелем в 335 году до нашей эры на окраине Афин у храма Аполлона .Ликейского. Здесь юноши обучались философии, искусствам, гимнастике. Часто занятия проводились в форме бесед во время прогулок по тенистым садам Лицея.
Подобно древней школе, пушкинский Лицей разместился в небольшом городке - Царском Селе, зеленом и нарядном, среди нескольких парков. "Прекрасные дубравы" позднее станут источником поэтического вдохновения Александра Пушкина и его друзей, неотъемлемой частью их шести летней жизни в Лицее.
Лицей был основан по распоряжению императора Александра I в 1810 году. Он предназначался для обучения дворянских детей. Программа была разработана М. М. Сперанским и ориентирована в первую очередь на подготовку государственных чиновников высших рангов. В лицей принимались дети 10-14 лет; прием осуществлялся каждые три года.
В Лицей принимали не только по предъявлению свидетельства о дворянском происхождении, но и по предварительному испытанию- вступительным экзаменам.
Лицей был открыт 19 (31) октября 1811 года. Первоначально находился в ведении Министерства народного просвещения, в 1822 году переподчинен военному ведомству.
Лицей, литография, 1820-е гг.
Царскосельский лицей (г. Пушкин). Гравюра Ж. Мойера (1822 г.).
Вид на Лицей и Придворную церковь с Садовой улицы. Литография К. Шульца по рис. И. Мейера. 1850-е гг.
Продолжительность обучения первоначально составляла шесть лет (два трехгодичных курса, с 1836 году — четыре класса по полтора года). За это время изучались следующие дисциплины:
* нравственные (Закон Божий, этика, логика, правоведение, политическая экономия);
* словесные (российская, латинская, французская, немецкая словесность и языки, риторика);
* исторические (российская и всеобщая история, физическая география);
* физические и математические (математика, начала физики и космографии, математическая география, статистика);
* изящные искусства и гимнастические упражнения (чистописание, рисование, танцы, фехтование, верховая езда, плавание).
Торжество в Царскосельском лицее
Неизвестный худ. 1830-е гг. Холст, масло. На картине изображены торжества 1836г. по поводу 25-летия лицея.
Учебный план лицея неоднократно изменялся, сохраняя при этом гуманитарно-юридическую направленность. Лицейское образование приравнивалось к университетскому, выпускники получали гражданские чины 14-го — 9-го классов. Для желавших поступить на военную службу проводилось дополнительное военное обучение, в этом случае выпускники получали права окончивших Пажеский корпус. В 1814—1829 г. при лицее действовал Благородный Пансион.
Отличительной чертой Царскосельского лицея был запрет телесных наказаний воспитанников, закрепленный в лицейском уставе.
В истории не только русской, но и мировой литературы не было случая, чтобы поэт, писатель в своем творчестве так много места уделил школе, воспитавшей его, как Александр Пушкин - Лицею.
Лицей. Рисунок А. С. Пушкина на рукописи романа «Евгений Онегин».
Императорский Александровский (бывший Царскосельский) Лицей. Середина XIX века. Литография неизвестного художника
Лицей - в его первых юношеских стихах, в посланиях друзьям, в романе в стихах «Евгений Онегин», в стихотворениях разных лет, посвященных лицейским годовщинам.
В те дни - во мгле дубравных сводов
Близ вод, текущих в тишине,
В углах лицейских переходов
Являться муза стала мне.
Моя студенческая келья,
Доселе чуждая веселья,
Вдруг озарилась! Муза вней
Открыла пир своих затей;
Простите, хладные науки!
Простите игры первых лет!
Я изменился, я поэт,
В душе моей едины звуки
Переливаются, живут,
В размеры сладкие бегут.
А.С.Пушкин. «Евгений Онегин». VIII глава (Беловая рукопись)
В начальный период обучения, согласно уставу Лицея, большое внимание уделялось изучению словесности русской, но особенно иностранной, а также наукам историческим; на старших - естественнонаучным дисциплинам. Знакомство с лицейским уставом позволяет заметить преобладание в учебной программе гуманитарных дисциплин. По мнению авторов проекта, многообразие учебных дисциплин позволяло подготовить воспитанника к дальнейшей службе, которую он мог избрать по своему вкусу, будь то военная или гражданская. По окончании Лицея выпускники, с учетом успеваемости, поступали на гражданскую службу с чинами от XIV до IX классов, в военную - на таком же положении, как и воспитанники Пажеского корпуса. Для нового учебного заведения был отведен 4-этажный флигель Екатерининского дворца, построенный в конце XVIII века архитектором И.В. Нееловым. Первоначально флигель, соединенный с дворцом перекинутой через улицу галереей, предназначался для внуков Екатерины II. Когда же местопребывание Лицея было выбрано Царское Село, молодой и талантливый архитектор В.П. Стасов получил задание подготовить здание под нужды учебного заведения. На должность директора Лицея, который по уставу "сверх примерной жизни, должен иметь обширные познания в науках и языках, в Лицее преподаваемых" был назначен чиновник архива коллегии Иностранных дел Василий Федорович Малиновский.
Василий Федорович Малиновский
Малиновский решал не только организационные вопросы, его волновал и педагогический штат Лицея. В подборе наставников нельзя было ошибиться: ведь Лицей - особое учебное заведение, ему покровительствует сам император. Нравственные качества преподавателей, их знание предмета, умение довести полезные сведения до воспитанников, наличие печатных трудов - все это принималось во внимание. Директор сумел сделать правильный выбор, пригласив не только опытных педагогов - Давида де Будри, Н.Ф. Кошанского, но и молодых - Я.И. Карцова, А.П. Куницына, И.К. Кайданова, для которых Лицей становится делом всей жизни.
Наконец все было подготовлено к открытию. Тридцать мальчиков, справившись с первым серьезным испытанием - экзаменами, стали воспитанниками Лицея. Среди тридцати - те, чьи имена впоследствии войдут в историю России: поэт и журналист Антон Дельвиг, дипломат, канцлер Александр Горчаков, поэт и декабрист Вильгельм Кюхельбекер, декабрист Иван Пущин, поэт Александр Пушкин. Лицей - это мир юности Пушкина, это место рождения его поэтического таланта, это место рождения той большой дружбы, воспоминания о которой не могли стереть ни время, ни испытания.
каждого лицеиста была своя комната — «келья», как называл её А.С.Пушкин. В комнате — железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул, стол для умывания.
Спальня А.С.Пушкина в Царскосельском лицее
Принятый в Лицее режим дня был тщательно продуман: ранний подъем, повторение уроков, учебные занятия, время для отдыха, прогулки, обязательные гимнастические упражнения, летом - купание, зимой, "окрылив ноги железом", по выражению А.Пушкина, катание на коньках. Одиннадцатимесячный учебный год прерывался на каникулы лишь в июле, но даже в каникулы воспитанники оставались в Царском Селе. Родным разрешалось посещать Лицей в праздничные и воскресные дни. Строгий надзор гувернеров не мешал "избранным сынам дворянства", как называл их Куницын, шалить, проказничать, и тогда в журнале поведения появлялись такие записи: "Малиновский, Пущин и Илличевский оставили без ужина за то, что во время прогулки по саду поссорились с Пушкиным и под видом шутки толкали его и били по спине прутом". В Лицее и наказывали не так, как в военных заведениях или частных пансионах. Здесь не пороли, не подвергали физическому унижению: провинившегося оставляли одного, чтобы он мог подумать о своем проступке, либо он занимал самое последнее место за обеденным столом.
Оторванные от своих родных, привычного образа жизни, лицейские воспитанники скоро "сжились, свыклись. Образовалась товарищеская семья, в этой семье - свои кружки; в этих кружках начали обозначаться больше или меньше, личности каждого", - вспоминает Иван Пущин.
Лицеисты в классе. Фото начала XX века
Актовый зал. В центре портрет Александра I. Фото 1889
Портрет попечителя Лицея принца П.Г.Ольденбургского (работы П.И.Пороховникова) в библиотеке Лицея. Фото 1889
Конференц-зал Лицея. Галерея портретов директоров Лицея. Фото конца XIX века
Лицейская церковь во имя святой царицы Александры. Фотография из альбома «Императорский Александровский Лицей» (СПб., 1906)
Герб Александровского Лицея на обложке одного из юбилейных изданий, выпущенных к 100-летию со дня основания этого учебного заведения
Спокойную, размеренную жизнь нарушили грозные события 1812 года. Мимо Лицея по старинной Садовой улице почти ежедневно шли войска. "... Мы всегда были тут, при их появлении, выходили даже во время классов, напутствовали воинов сердечною молитвою, обнимались с родными и знакомыми; усатые гренадеры из рядов благословляли нас крестом", - писал в своих воспоминаниях Иван Пущин. Трудно было вернуться к спокойной учебной жизни, прилежно и старательно заниматься. И Лицей не обошло печальное событие: в марте 1814 года умер директор Василий Федорович Малиновский. Его любили все. Он никогда не кричал, не бранил, не наказывал. Он всегда умел найти нужные и правильные слова, чтобы объяснить провинившемуся его проступок. Малиновский относился к мальчикам, как к членам своей семьи, не делая никаких различий, порой даже был излишне строг к сыну Ивану.
При переходе с младшего курса на старший, согласно уставу Лицея должны были проходить переводные экзамены. Война 1812 года, смерть директора, безначалие... Все эти события помешали провести экзамены в срок. Лишь зимой 1815 года в Лицее вновь соберутся гости, родные, знакомые на публичные испытания воспитанников. Экзамены станут значительным событием их жизни, а для Александра Пушкина - первым публичным поэтическим успехом. В присутствии маститого поэта - Державина Г.Р.
Репин Илья Ефимович. Александр Пушкин на акте в лицее, 8 января 1815 года. 1911
Картина Ильи Репина «Лицейский экзамен»
Евгений Демаков.А.С.Пушкин на экзамене в Царскосельском Лицее
Страницы героического прошлого России, недавние события оживали в поэтических строках юного поэта. "Читал Пушкин с большим оживлением. Слушая знакомые стихи мороз по коже пробегал у меня. Когда же патриарх наших певцов в восторге, со слезами на глазах бросился целовать его... мы все под каким-то неведомым влиянием, благоговейно молчали", - напишет в своих поздних записках Пущин, как бы снова переживая события юности.
Лицейские педагоги
Наставникам, хранившим юность нашу,
Всем честию, и мертвым, и живым,
К устам подъяв признательную чашу,
Не помня зла, за благо воздадим.
После смерти Василия Федоровича Малиновского, директором был назначен Егор Антонович Энгельгардт.
Энгельгардт Егор Антонович (1775-1862). Педагог, ученый, публицист.1862
Среди первых профессоров и преподавателей Лицея, оказавших непосредственное влияние на А. С. Пушкина и поколение декабристов были
Александр Петрович Куницын,1782-1840, (нравственные и политические науки);
Николай Федорович Кошанский, 1781—1831, (эстетика, российская и латинская словесность); Яков Иванович Карцев, 1785—1836, (физические и математические науки);
Теппер де Фергюсон,1768-после 1824, (музыка и хоровое пение)
Александр Иванович Галич, 1783—1848, (русская словесность);
Федор Богданович Эльснер, 1771—1832,(военные науки);
Давид Иванович де Будри, 1756—1821, (французская словесность);
Сергей Гаврилович Чириков, 1776—1853, (изящные искусства),
Евгений Александрович Белов (история и география).
В Лицее писал стихи не только Пушкин. Уже с первых дней жизни вместе с воспитанниками жила поэзия, увлечение стихосложением было всеобщим. Издавались лицейские рукописные журналы, а стихи и прозу Алексея Илличевского, Антона Дельвига, Вильгельма Кюхельбекера, Ивана Пущина можно было прочитать на страницах ведущих литературных журналов того времени.
Кюхельбекер Вильгельм Карлович
Сама обстановка Царского Села с его памятниками недавней старины, дворец, поражающий роскошью и великолепием, прекрасные парки, дышащие поэзией античного мира, заповедные уголки с серебристыми ивами, тенистые аллеи, прозрачная гладь Большого озера, пишущие преподаватели и директор - все это соединялось и создавало исключительно благоприятную поэтическую обстановку.
Сколько раз мечтали воспитанники о дне окончания Лицея, строили планы на будущую жизнь, считая себя взрослыми, но как-то незаметно приблизилось время выпускных экзаменов. В мае 1817 года в "Санкт-Петербургских ведомостях" было помещено сообщение о предстоящих испытаниях и расписание для родителей и гостей.
...Осталось позади шесть лет учебы. Каждый из первых 29 выпускников сделал свой выбор между военной и гражданской службой. Широкое общее образование, которым был так недоволен Модест Корф, считая его "поверхностным", "энциклопедическим", называя его "блестящем всезнанием", позволило выпускникам поступить на службу в Министерство просвещения, Министерство финансов, Министерство юстиции, в Государственную канцелярию, в Коллегию иностранных дел, на военную службу и даже во флот.
Памятник Пушкину в Царскосельском лицее
осле первого выпуска Лицей в Царском Селе просуществовал до 1843 года, затем он был переведен в Петербург и стал называться Александровским.
Списки выпускников Царскосельского лицея 1817-1842
Переезд в Петербург
6 сентября 1843 года учебное заведение было переведено в Санкт-Петербург, в здание Александровского сиротского дома по адресу Каменноостровский проспект, д. 21. По указанию императора Николая I после переезда лицей стал именоваться Императорским Александровским.
Здание Александровского Лицея несколько раз перестраивалось. К 50-летию учебного заведения (1861) к главному зданию со стороны сада пристроили двухэтажный корпус. В 1878 году по проекту Р. Я. Оссолануса над зданием надстроили четвёртый этаж. В 1881 году в новом флигеле по Большой Монетной улице разместился подготовительный класс. В 1902-1905 годах со стороны Лицейской улицы был построен угловой четырёхэтажный флигель для воспитателей, главное здание было расширено, к нему были пристроены крылья.
Пушкинский музей Александровского Лицея
Несмотря на то, что учебное заведение теперь находилось в Петербурге, традиции Царскосельского Лицея и особенно память о Пушкине и других первых воспитанниках бережно сохранялась студентами последующих курсов и передавалась из поколения в поколение. Памятные лицейские даты, такие как 19 октября - день открытия Лицея, и дни рождения и смерти Пушкина, обязательно отмечались. 19 октября 1889 года перед главным входом был установлен бронзовый бюст Александра I работы П. П. Забелло, а в саду — гипсовый памятник А. С. Пушкину, в 1899 году заменённый двухметровым бронзовым бюстом работы И. Н. Шредера (оба памятника не сохранились).
Первый в стране Пушкинский музей был создан в Александровском Лицее его воспитанниками.
29 мая 1918 года постановлением Совета Народных Комиссаров лицей был закрыт. Освободившееся здание занял Пролетарский политехникум.
Открыли музей-Лицей в г.Пушкине в 1974 году.
Из всех учебных заведений, существовавших в России до революции и закрытых в послереволюционное время как «учреждения вредные», пожалуй, наиболее известен Императорский Лицей, и прежде всего потому, что в Лицее учился Пушкин. Именно Пушкин «всю Россию сроднил с Лицеем». Однако история этого учебного заведения не исчерпывается судьбой прославленного пушкинского выпуска. Пушкин и его товарищи составили первый курс Императорского Лицея, однако за свою более чем столетнюю историю учебное заведение окончили 73 курса его питомцев. Созданный с целью «образования юношества, особенно предназначенного к важным частям службы государственной», Лицей блестяще справился со своей задачей. Многие государственные и общественные деятели Российской империи гордились своей принадлежностью к лицейской семье. Отличились его выпускники в науке и культуре. И сегодня мы все чаще и чаще говорим об Императорском Лицее как о школе с новейшими в ту пору методами образования и воспитания юношества, не утратившими своего значения и в наши дни.
Историю Императорского Лицея (1811–1918) принято делить на два периода: царскосельский и петербургский. В Царском Селе учебное заведение существовало с 1811 по 1843 год. 6 ноября 1843 года по приказу Николая I Лицей был переименован в Императорский Александровский Лицей в честь своего основателя Александра I и переведен в Петербург на Каменноостровский проспект в здание, занимаемое прежде Александринским сиротским домом (современный адрес: Каменноостровский проспект, дом 21).
В советское время считалось, что петербургский период Лицея не представляет интереса, так как учебное заведение утратило свою прогрессивную направленность, что Александровский Лицей не мог сравниться с Царскосельским обилием выдающихся выпускников, свобода суждений, которой так прежде дорожили, была уничтожена, в воспитании происходил полный регресс и т.п.
Подобное отношение к Александровскому Лицею по логике советской идеологии вполне объяснимо: большинство его питомцев находилось на государственной службе, верой и правдой служило царю и отечеству, не приняло революцию, оказалось в эмиграции. Между тем из стен Александровского Лицея вышло много выдающихся людей, оставивших заметный след в истории России. Среди них министры иностранных дел А.Б.Лобанов-Ростовский, А.П.Извольский, С.Д.Сазонов, министры народного просвещения А.А.Сабуров и П.М. фон Кауфман, министр земледелия и государственных имуществ А.С.Ермолов, министр торговли и промышленности С.И.Тимашев, министр финансов И.П.Шипов, министр финансов, председатель Совета министров В.Н.Коковцев; философы Г.Н.Вырубов и Е.В. де Роберти; ученые Е.И.Ламанский, В.П.Безобразов, В.В.Вельяминов-Зернов, художник В.Г.Шварц, композиторы П.И.Бларамберг и Ю.Н.Мельгунов; директор Московской консерватории В.И.Сафонов; крупнейший коллекционер дореволюционной России П.Я.Дашков; лицеисты, прославившиеся на литературном поприще, — М.Е.Салтыков-Щедрин, А.Н.Аксаков, В.П.Гаевский, Г.А.Кушелев-Безбородко, Д.П.Голицын-Муравлин.
Александровский Лицей отличало уважение к прошлому учебного заведения. Неразрывная связь с Царскосельским Лицеем подчеркивалась в его названии — Императорский Александровский (бывший Царскосельский) Лицей. На протяжении столетия оставались неизменными герб и девиз учебного заведения «Для Общей Пользы».
Александровский Лицей гордился, что среди его воспитанников был Александр Пушкин. Здесь 19 октября 1879 года был создан первый в России Пушкинский музей (днем его основания считается создание Пушкинского лицейского общества. Еще один музей носил название «Лицеана» и был посвящен истории учебного заведения и его знаменитым выпускникам.
Свято сохранялись в Лицее традиции, многие из которых были заложены Пушкиным и его товарищами. С пушкинских времен шло представление о лицеисте, как о человеке чести, долга, человеке порядочном. Воспитанники гордились, если про них говорили: «Что удивительного, что он порядочный человек, ведь он лицеист».
Традиции в Лицее играли громадную роль, и «неписаный закон был гораздо сильнее писаного», — вспоминал воспитанник Николай Флиге. Лев Любимов, известный журналист, автор воспоминаний «На чужбине» (учившийся в 1917 году в четвертом классе) рассказывает, что первый урок по соблюдению лицейских традиций был преподан ему и его товарищам на вступительном экзамене в Лицей. Во время письменного экзамена один из мальчиков поднял руку и объявил, что не может вовремя справиться с заданием, так как сосед запачкал чернилами его тетрадь. В ответ директор Лицея выгнал его из класса, но никакого замечания соседу не последовало. И сразу всеми было усвоено правило — жаловаться начальству на товарища не полагается ни при каких обстоятельствах.
Лицей во все времена своего существования был закрытым воспитательным учебным заведением. Считалось, что будущие государственные деятели должны развиваться в атмосфере школы. Первые питомцы Лицея не покидали его стен даже во время каникул. Только с 1832 года разрешено было проводить время «роздыха» в домашней обстановке. В Александровском Лицее воспитанников отпускали домой и на воскресные дни. И, конечно, в закрытом учебном заведении в деле воспитания учащихся, в сохранении лучших лицейских традиций большую роль играли лицейские наставники — преподаватели и воспитатели.
По уставу сама учеба в Лицее должна являться определяющим средством воспитания. Наряду с юридическими науками в учебном заведении всегда большое внимание уделялось изучению языков, истории и литературы. Н.А.Котляревский, профессор всеобщей литературы, впоследствии первый директор Пушкинского Дома, отмечал колоссальное значение литературы и истории в деле воспитания молодежи — не только в развитии умственных способностей и в расширении знаний, но и в их влиянии «на развитие чувств и характера».
Среди профессоров, преподававших в Лицее, такие знаменитости, как юристы А.Ф.Кони, Н.С.Таганцев, А.Д.Градовский; историки С.Ф.Платонов и В.И.Семевский; филологи Я.К.Грот, П.М.Перевлесский, Н.А.Котляревский.
Существовал ритуал: любимых профессоров в день окончания учебного заведения выпускники на креслах проносили по коридору Лицея в присутствии всех лицеистов. Признательные чувства к наставникам, добрые с ними отношения сохранялись навсегда. Они запечатлены в дружеской переписке, воспеты в стихах. Наиболее любимым посвящались самими лицеистами жизнеописания, как, например, В.Ф.Малиновскому, Е.А.Энгельгардту, К.О.Гису (Хису). Англичанин мистер Гис, воспитатель и преподаватель английского языка и литературы, отличался тем, что входил в близкое общение с воспитанниками, в индивидуальное знакомство с каждым учеником. Обращал серьезное внимание на степень развития и способности воспитанника. Как истый англичанин, придавал большое значение физическому развитию, учил лицеистов боксу, занимался с ними фехтованием, играл в крокет. Стремился развить в воспитанниках мужество и терпение в перенесении боли.
Как в любом учебном заведении, в Лицее были выдающиеся педагоги, талантливые профессора, но были и посредственные наставники, формально относившиеся к своим обязанностям. Этим последним воспитанники устраивали «бенефисы», проявляя неуважение и протест против их несправедливых, либо нетактичных действий в форме свиста, криков, напоминавших крики животных. Но не они сохранились в памяти, а те, кто действительно оставил в душе добрый след, оказал благотворное влияние. В дни лицейских праздников к маститым бывшим воспитателям считали долгом являться их питомцы различных возрастов, а также приглашать на свои товарищеские обеды. До слез был растроган директор Лицея В.А.Шильдер, когда в столетнюю годовщину Лицея несколько курсов, окончивших Лицей в бытность его инспектором, устроили ему обед, явившийся подтверждением общей благодарности к нему. Проникновенно выразил Пушкин отношение лицейских питомцев к своим наставникам, когда в уединении Михайловского слагал всем известные строки своего «19 октября» (1825 г.). Следуя завету «великого товарища», воспитанники в «дни соединения» с особым чувством повторяли:
Наставникам, хранившим юность нашу,
Всем честию, и мертвым, и живым,
К устам подъяв признательную чашу,
Не помня зла, за благо воздадим.
Директору в жизни учебного заведения отводилось особое место. Он — хозяин Лицея. В его обязанность входило личное наблюдение за учебным процессом, за воспитанием юношей и за всем лицейским хозяйством. Это должен быть в высшей степени высоконравственный человек, личным примером воспитывающий учащихся.
Подобно ректору университета, директор Лицея, если выше чина не имел, состоял в V классе, т.е. имел чин статского советника. После перевода Лицея в 1822 году в ведомство военных учебных заведений на должность директора Императорского Лицея стали назначаться лица, состоявшие на военной службе, как правило, уже имевшие генеральский чин.
Для того, чтобы воспитанники никогда не забывали тех, кто много сделал для их образования и нравственного воспитания, учебное заведение приняло решение поместить в одном из залов портреты его бывших директоров. 2 августа 1879 года после получения официального разрешения в зале Александровского Лицея были выставлены портреты В.Ф.Малиновского, Е.А.Энгельгардта, Ф.Г.Гольтгоера, Д.Б.Броневского и Н.И.Миллера.
Так появилась в Александровском Лицее галерея портретов директоров. Фотография, запечатлевшая конференц-зал учебного заведения, сделанная на рубеже XIX–XX столетий, позволяет увидеть эту галерею. Все портреты одного размера, в одинаковых рамах. Открывают галерею живописные портреты Василия Федоровича Малиновского и Егора Антоновича Энгельгардта — директоров Царскосельского Лицея в период ученичества Александра Пушкина. В.Ф.Малиновский — первый директор Лицея (1811–1814), философ, дипломат, писатель. Это был настоящий русский просветитель, поставивший цель «предметом жизни своей сделать что-нибудь полезное»1. Как следует из его высказываний, польза, приносимая человеком обществу, должна являться мерилом человеческой личности. Именно при Василии Федоровиче стали устанавливаться в учебном заведении традиции, которыми оно по праву гордилось на протяжении всех лет своего существования. Пришедший на смену Малиновскому Е.А.Энгельгардт (1816–1823) пользовался заслуженной славой настоящего педагога. Он считал, что «нет полезнее и выше призвания педагога, посвятившего себя всецело на образование отличных граждан для своего отечества»2. Не раз Е.А.Энгельгардт напоминал наставникам лицейских питомцев, что основой всякого воспитания должна быть любовь, что необходимо любить детей, которых мы хотим воспитать. Без любви невозможно добиться от них «добровольного повиновения, радушия и доверия, на которых утверждается всякое разумное воспитание»3. Он сумел снискать уважение и любовь воспитанников. Со многими из своих лицейских учеников сохранял дружеские отношения до конца своих дней.
Случилось так, что из всех портретов директоров, находившихся в галерее, сохранились именно эти два — портреты В.Ф.Малиновского и Е.А.Энгельгардта. В настоящее время они хранятся во Всероссийском музее А.С.Пушкина в Петербурге, куда поступили из Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН. В Пушкинский Дом были переданы после 1917 года.
Портреты широко известны. Без их воспроизведения не обходится ни одно издание, рассказывающее о Лицее, о юности Пушкина. Да и в музее они не «отдыхают» в запасниках. В настоящее время их можно увидеть в литературной экспозиции «Императорский Лицей. 1811–1918», развернутой в Мемориальном музее-Лицее в городе Пушкине (Царское Село), являющемся филиалом Всероссийского музея А.С.Пушкина.
Уже в Пушкинский Дом портреты В.Ф.Малиновского и Е.А.Энгельгардта поступили без указания имени автора. Как работы неизвестного художника хранятся они и во Всероссийском музее А.С.Пушкина. Таким образом, уже почти столетие имя автора портретов считается неизвестным. Неизвестна и дата их создания. Последнее обстоятельство привело к тому, что в различных изданиях, воспроизводящих портреты, время их написания указано самое разное — это и десятые годы, первая четверть, первая или вторая половина ХIХ века.
Однажды в Мемориальный музей-Лицей, где работает автор этих строк, обратился сотрудник Музея истории города Владимир Владимирович Воронов. Однако представился он не только как музейный работник, но, прежде всего, как потомок учителя рисования Александровского Лицея Павла Ивановича Пороховникова. Увлеченно рассказывая о своем предке и судьбах его потомков, Владимир Владимирович сообщил, что в «Словаре русских художников» Н.П.Собко, изданном в Петербурге в 1899 году, в статье, посвященной П.И.Пороховникову, есть упоминание, что последний по заказу директора Лицея Н.И.Миллера написал для Александровского Лицея портреты принца П.Г.Ольденбургского и Е.А.Энгельгардта, а для лицейской церкви во имя святой царицы Александры большую картину «Нагорная проповедь Спасителя». «Не хранятся ли эти работы в музее-Лицее?» — спрашивал Воронов. Ответ был отрицательным. Как вспоминает инспектор Александровского Лицея А.А.Повержо, в первые дни после революции все царские портреты были вынуты из рам, свернуты и спрятаны в музыкальной комнате. «Судьба их неизвестна. Вероятно, пропали», — считал Повержо. По его же словам, утварь лицейской церкви была перенесена в близлежащий Троицкий Собор, в самой же церкви большевики устроили чайную. Неизвестен и портрет Е.А.Энгельгардта, написанный П.И.Пороховниковым.
Однако информация, полученная от В.В.Воронова, показалась интересной. А вдруг портрет директора Лицея Е.А.Энгельгардта, хранящийся в музее, и есть тот самый портрет, который написал лицейский учитель рисования?
Книга «Наставникам, хранившим юность нашу», содержащая алфавитный список должностных лиц Императорского Александровского (бывшего Царскосельского) Лицея за 100 лет с указанием всех должностей, которые каждый занимал в Лицее, подтвердила факт преподавательской деятельности Павла Ивановича Пороховникова в Лицее: «Пороховников Павел Иванович, генерал-майор. 1875–1888 г. Учитель рисования; 1876–1881 г. Смотритель дома и эконом»4.
В Центральном государственном историческом архиве в Санкт-Петербурге хранится архив Лицея. Среди личных дел преподавателей, учащихся находится и личное дело П.И.Пороховникова5. Оно содержит сведения, что Павел Иванович действительно написал для лицейской церкви картину «Нагорная проповедь Спасителя». О других работах, исполненных художником, в личном деле не упоминается.
Имя Пороховникова неоднократно встречается на страницах лицейских документов — в журналах заседания Совета Лицея и в журналах хозяйственного правления. Однако речь в этих документах идет не о Пороховникове-живописце, а об учителе рисования, смотрителе здания и экономе.
Среди материалов лицейского фонда внимание автора привлекло дело «О посещении Лицея высочайшими особами, портреты высочайших особ, портреты директоров и лицеистов». Какие документы объединило это дело? По существовавшему в ту пору закону для того, чтобы поместить в учебном заведении портрет любого лица, независимо от его звания, занимаемой должности, требовалось высочайшее разрешение. Более того, несмотря на то что в обязанность каждого присутственного места входило иметь портрет царствующего государя императора, необходимо также было получить разрешение от вышестоящего начальства на изготовление копии портрета императора, так как именно начальство решало, с какого портрета делать копию. Черновые рапорты, ходатайства, письма по данному вопросу, отправленные Александровским Лицеем, и содержатся в вышеназванном деле.
Здесь и оказался черновик рапорта, поданного директором Александровского Лицея Николаем Николаевичем Гартманом «Его Императорскому Высочеству Главноуправляющему IV Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии и Попечителю Императорского Александровского Лицея» принцу Петру Георгиевичу Ольденбургскому. В рапорте говорится: «По примеру некоторых учебных заведений я полагал бы поставить в одной из лицейских зал портреты бывших директоров Императорского Лицея, чтобы таким образом упрочить в сердцах воспитанников память о тех лицах, которые посвящали свою жизнь и деятельность их научному и нравственному развитию. Если это Вашему Императорскому Высочеству угодно будет одобрить, в таком случае имею честь почтительнейше просить исходатайствовать у Государя императора Всемилостивейшее соизволение на приведение сказанного предложения в исполнение». Под этим рапортом писарским почерком сделана приписка о результате поданного прошения: «По воспоследовавшему на сие Всемилостивейшему соизволению Государя Императора помещены 2 августа 1879 г. в аванс-зале Лицея портреты господ бывших директоров Лицея: Василия Федоровича Малиновского, Егора Антоновича Энгельгардта, Федора Григорьевича Гольтгоера, Дмитрия Богдановича Броневского и Николая Ивановича Миллера.
Портреты писал учитель рисования Лицея Павел Иванович Пороховников, за что уплачено ему 615 рублей»6.
Подтверждение авторства Пороховникова, в частности портрета Е.А.Энгельгардта, находится еще в одном документе, датированном 17 ноября 1909 года и адресованном в канцелярию Государственного Совета. Данное письмо явилось ответом на запрос, сделанный по телефону из Канцелярии Госсовета, кто является автором портрета Е.А.Энгельгардта, находящегося в Лицее. В письме говорилось: «…портрет бывшего директора Лицея Егора Антоновича Энгельгардта, находящийся в Конференц-зале Лицея, писан, как видно из дел, учителем рисования Павлом Ивановичем Пороховниковым в 1879 г.». Письмо подписано правителем дел Лицея К.Правузиным7.
Приведенные документы не оставляют сомнения, что портреты бывших директоров Лицея, в том числе и интересующие нас портреты Василия Федоровича Малиновского и Егора Антоновича Энгельгардта, хранящиеся в настоящее время во Всероссийском музее А.С.Пушкина, были написаны учителем рисования Павлом Ивановичем Пороховниковым.
Благодаря этим же архивным документам стало возможным установить и точную дату написания портретов. Первый документ — рапорт Н.Н.Гартмана принцу П.Е.Ольденбургскому датирован январем 1879 года. Разрешение на помещение портретов директоров в зале Лицея было получено 20 февраля 1879 года. И, как уже упоминалось, 2 августа 1879 года эти портреты уже были установлены в Лицее. Таким образом, создавались портреты в период с марта по июль 1879 года.
Сложность написания портретов лицейских директоров заключалась в том, что к этому времени никого из них, кроме Н.И.Миллера, уже не было в живых. Писать портреты необходимо было с сохранившихся изображений. По всей вероятности, изображения Н.И.Миллера и Д.Б.Броневского, бывших директорами Александровского Лицея, в учебном заведении имелись. Гораздо труднее было с изображениями директоров Царскосельского Лицея В.Ф.Малиновского, Е.А.Энгельгардта и Ф.Г.Гольтгоера. Этим обстоятельством и было вызвано обращение Н.Н.Гартмана к сыну бывшего директора Лицея Ф.Г.Гольтгоера Михаилу Федоровичу с просьбой «одолжить Лицею, если возможно, для снятия копии, фотографический или другой какой-либо портрет Вашего покойного батюшки»8. Письмо было отправлено 27 февраля 1879 года, через неделю после получения официального разрешения.
Очевидно, с подобной просьбой Гартман обращался и к потомкам других директоров. Как установлено автором этих строк, портрет Е.А.Энгельгардта был написан с акварельного портрета Егора Антоновича, исполненного воспитанником второго курса, художником, преподавателем Александровского Лицея В.П.Лангером. Этот акварельный портрет хранился у сына Энгельгардта Владимира9.
В вышеназванных делах находим подтверждение написания Пороховниковым портрета попечителя Лицея принца Петра Георгиевича Ольденбургского. На отдельном листе бумаги записано: «За портрет Его Императорского Высочества Принца П.Г.Ольденбургского вместе с золоченой рамой заплачено Павлу Ивановичу Пороховникову в 1873 году 650 рублей». И далее на этом же листе: «За портрет Государя Императора тоже с рамою, заплачено ему же Пороховникову в 1874 году 500 рублей»10. Очевидно, речь идет о портрете царствующего императора Александра II. Интересно, что эти два портрета Пороховников писал для учебного заведения, еще не состоя в его штате.
Что известно о живописце, портретисте, лицейском учителе рисования?
Павел Иванович Пороховников происходил из дворян Рязанской губернии. Родился в 1825 году. Образование получил в 1-м кадетском корпусе в Петербурге (впоследствии 1-я Санкт-Петербургская военная гимназия)11. После окончания корпуса в 1847 году остается служить в корпусе ротным командиром. Служба не помешала ему осуществить давнишнюю мечту — посещать классы в Академии художеств.
В короткое время пройдя классы гипсовых голов и фигур, Пороховников записался в ученики к Карлу Брюллову, под руководством которого в 1853 году окончил академический курс со званием свободного художника. Это звание дало ему возможность в этом же году занять в корпусе, где он служил, должность преподавателя рисования.
Большое влияние, как на художника, оказали на Пороховникова преподаватели Дворянского полка академики С.К.Зарянко и Н.Л.Тютрюмов.
С 1853 года не проходило ни одной выставки в Академии художеств, на которой бы Павел Иванович не выставлял свои произведения. Эти периодические выставки, устраивавшиеся в галереях Академии, были хорошо известны всему Петербургу. Газеты заранее извещали своих читателей об открытии очередной выставки, и публика со всех концов города устремлялась на Васильевский остров. Выставки живописных произведений были одними из самых популярных и посещаемых.
Особенно удавались П.И.Пороховникову портреты. На одной из академических выставок он представил исполненный по заданной программе портрет своего товарища офицера Усовского. За этот портрет и другие известные его работы 16 апреля 1859 года П.И.Пороховников был удостоен звания академика исторической и портретной живописи. В личном деле живописца, хранящемся в архиве Александровского Лицея, сохранилась копия академического диплома Пороховникова: «Санкт-Петербургская Императорская Академия художеств за искусства и познания в Живописном, Портретном художестве признает и почитает господина штабс-капитана Павла Пороховникова своим академиком с правами и преимуществами в установлениях Академии предписанными. Дан в Санкт-Петербурге за подписанием Президента и с приложением печати»12.
В ту пору рисованию в учебных заведениях уделялось достаточно большое внимание. Нередко в роли учителя рисования выступали известные художники. Так, например, художник С.К.Зарянко, прославившийся своими многочисленными видами дворцовых интерьеров и портретами, преподавал во многих учебных заведениях Москвы и Петербурга. Поэтому и Павел Иванович, получив звание академика, продолжал заниматься преподавательской деятельностью. К занятиям в 1-й военной гимназии, прибавились часы в Пажеском корпусе. Дает он и частные уроки. С годами растут и воинские звания. В апреле 1865 года Пороховников уже полковник.
В 1874–1875 годах по поручению Главного управления военно-учебных заведений он занимался разработкой учебника по рисованию. Исполнял он также обязанности художественного эксперта.
В 1875 году судьба свела Павла Ивановича с Императорским Александровским Лицеем, куда он был определен в должность учителя рисования с оставлением на службе в военной гимназии. Выбор пал на Пороховникова не случайно. Императорский Лицей с самого начала своего основания был особой школой, в которой вместе с науками широко культивировалось и искусство. Учебное заведение всегда ставило целью воспитание гармонично развитой личности и, естественно, заботилось о достойном преподавателе рисования для своих питомцев. Увлекались рисованием в Лицее многие воспитанники. Один из них стал профессиональным художником и вошел в историю русского искусства. Это Вячеслав Григорьевич Шварц, положивший начало русской реалистической исторической живописи.
П.И.Пороховников был, очевидно, человеком небогатым. Семья была большая, хорошее содержание ее требовало немалых затрат. Думается, это обстоятельство заставило художника в 1876 году принять предложение директора Лицея Н.И.Миллера занять в учебном заведении еще одну должность по вольному найму — смотрителя дома и эконома. Пригласили его на эту работу прежде всего как человека военного, поскольку в ведении смотрителя находилась прислуга, состоящая исключительно из отставных военных нижних чинов, и считалось необходимым, чтобы в должности смотрителем был военный штаб-офицер. О проблемах, которые приходилось решать Пороховникову, как смотрителю здания и эконому, говорят служебные записки, адресованные ему директором Лицея Н.Н.Гартманом и сохранившиеся в личном деле художника. Вот одна из них: «Предложением от 3 января 1880 г. за №8 я просил Вас предоставлять в хозяйственное правление по истечении каждого месяца ведомость о приходе, расходе и тратах материалов и припасов, причем были даны Вам две шнурованные книги.
Независимо от сего, покорнейше прошу доставить мне завтра по прилагаемой форме ведомость об израсходованных в Лицее дровах в минувшем январе месяце и такую же отдельную ведомость доставлять мне впредь каждый месяц не позднее 2 числа следующего месяца»13.
Из личного дела следует, что на ответственном хранении эконома и смотрителя здания находилось все лицейское имущество: здесь и мебель, и лицейские формы и даже такие предметы как мыльницы, тазы. «Воспитанникам Лицея не своевременно выдается обувь, — обращается Гартман к Пороховникову, — поэтому одни из них ходят в порванных сапогах, а другие — в собственных, что не должно быть терпимо. Прошу Вас сделать распоряжение теперь же, чтобы взамен худых отпускать воспитанникам сапоги хорошие (починенные или совсем новые) тотчас же по требованию и чтобы в цейхгаузе были всегда сапоги запасные от 30 до 40 пар, а за точным исполнением того и другого иметь с Вашей стороны неослабное наблюдение»14. Обращает на себя внимание строгий, требовательный тон записок, составленных директором, про которого говорили, что если он распекал кого-либо, то распекал по-губернаторски, но при этом никогда человека не унижал.
Отдохновением от хозяйственной суеты служили занятия живописью. Созданные им портреты принесли Павлу Ивановичу известность. Автор статьи о Пороховникове в «Русском биографическом словаре» под наблюдением А.А.Половцова дает большой список портретируемых, среди которых особенно много военных: это и генерал-лейтенант Ростовцев (его портрет написан для 1-го Санкт-Петербургского кадетского корпуса), генерал-лейтенант Фирсов, генерал Браун; здесь же священник Певцов, профессор Шестаков, доктор Соколов, семейные пары. В этой же статье указаны портрет Н.Н.Гартмана и портрет поясной и в рост принца П.Г.Ольденбургского для Александровского Лицея.
Иногда Павел Иванович брался за картины, преимущественно библейского содержания. Как уже упоминалось, для церкви Александровского Лицея им были созданы «Нагорная проповедь Спасителя» и Плащаница; образ святых Константина и Елены написан для церкви 1-й Санкт-Петербургской военной гимназии; по заказу великого князя Михаила Николаевича он создает образ святого Архистратига Михаила.
В 1880-е годы Павел Иванович отдает дань модной в ту пору народной теме: это этюды «Русский крестьянин» и «Еврей-нищий»; картины «Летнее утро, все на работе» и «Горе крестьянина». Занимался Пороховников и копированием. Он делал копии с пейзажей Айвазовского, Ахенбаха, Доза, с картин Греза, Мерля, Гале, Рулофса и Мордвинова.
В последние годы жизни П.И.Пороховников с особой любовью занимался лепкой из воска и незадолго до смерти выставлял коллекцию своих восковых фигур в залах Общества поощрения художеств. С мая 1881 года он чувствует ухудшение здоровья — страдает летучим ревматизмом. 10 ноября 1881 года следует приказ по военно-учебным заведениям, в котором говорится, что штатный преподаватель приготовительных классов Пажеского Его Императорского Величества корпуса полковник Пороховников производится в генерал-майоры с увольнением от службы и с пенсией. Еще раньше в августе 1881 года Павел Иванович подает прошение в Александровском Лицее об увольнении его со службы. Учителем рисования художник оставался в Лицее вплоть до самой смерти, последовавшей 14 марта 1888 года. На смерть Павла Ивановича Пороховникова, академика живописи, генерал-майора откликнулись многие газеты и журналы, в них отмечались заслуги этого «трудолюбивого, хотя и не особенно даровитого художника». Заслуживает внимания сообщение из некролога, помещенного в «Биржевой газете»: «Вчера 14 марта на вечерней панихиде в скромной квартире покойного собрались его ученики — воспитанники Александровского Лицея во главе со своим директором Н.Н.Гартманом и инспектором бароном Ф.Ф.Врангелем. Панихида была пропета лицеистами»15.
Сохранились ли другие работы художника? По свидетельству Владимира Владимировича Воронова, некоторые произведения Павла Ивановича хранились в семье его потомков. До Великой Отечественной войны семья жила в городе Пушкине под Ленинградом, в деревянном доме по улице Коммунаров. Здесь в столовой висели полотна художника «Девушка со светильником», «Девушки, гадающие по теням» и копии «Пастушок со свирелью» Пьера Лутти и «Головка девушки» Греза. Но война не пощадила дом, в котором жила семья. И вместе с ним уничтожила и эти работы.
Естественно было предположить, что некоторые работы из художественного наследия Пороховникова хранятся в Русском музее. К сожалению, произведений художника в крупнейшем собрании русского искусства не оказалось. Не обнаружены полотна Павла Ивановича и в Академии художеств, хотя по традиции все работы, за которые присуждались звания академиков, оставались в стенах Академии.
Пока же забытый академик живописи Павел Иванович Пороховников возвращается к нам как автор широко известных портретов директоров Императорского Царскосельского Лицея — Василия Федоровича Малиновского и Егора Антоновича Энгельгардта.
__________________________
Примечания.
1 РГАЛИ. Ф.312. Оп.1. Д.7. Л. 1-1об.
2 Русский архив. 1872. № 7-8. С.1471.
3 Там же. С.1599.
4 Рубец А.А. Наставникам, хранившим юность нашу. СПб., 1911. С.28.
5 ЦГИА СПб. и обл. Ф.11. Оп. 1. Д.3905.
6 ЦГИА СПб. и обл. Ф.11. Оп. 1. Д.355. Л.20.
7 ЦГИА СПб. и обл. Ф.11. Оп. 1. Д.355. Л.21.
8 ЦГИА СПб. и обл. Ф.11. Оп.1. Д. 355. Л.24.
9 Павлова С.В. Новое о лицейских материалах // Пушкинский музеум: Сб. Вып. 1. СПб., 1999.
10 ЦГИА СПб. и обл. Ф.11. Оп. 1. Д.355. Л.23.
11 В отличие от многих источников в личном деле П.И.Пороховникова записано, что он окончил Павловский кадетский корпус.
12 ЦГИА СПб. и обл. Ф.11. Оп. 1. Д.355.
13 ЦГИА СПб. и обл. Ф.11. Оп. 1. Д.355. Л.42.
14 ЦГИА СПб. и обл. Ф.11. Оп.1. Д.355. Л.32.
15 Новости и Биржевая газета. 1888. №74. С.2.