Па́жеский Его́ Импера́торского Вели́чества ко́рпус — самое элитное учебное заведение Императорской России, как военно-учебное заведение существовал с 1802 года, хотя создан был ещё в царствование Елизаветы Петровны в 1750 году с целью, согласно именному указу, «Дабы те, пажи через то к постоянному и пристойному разуму и благородным поступкам наивяще преуспевали и от того учтивыми, приятными и во всем совершенными себя показать могли, как христианский закон и честная их природа повелевает». Со временем Пажеский корпус приобрел статус элитного учебного заведения наряду с Московским университетом и Царскосельским лицеем. Из его стен вышла целая плеяда выдающихся военных и государственных деятелей, а также ученых, художников, музыкантов. |
Немного истории...
Звание «паж» было учреждено в России Петром 1-м, который в 1711 году, при возвещении Екатерины 1-й своей супругой, образовал по образцу германских дворов, придворные чины. При Екатерине 1-й и Петре 2-м пажи лишь изредка привлекались к придворной службе. В то время они жили в домах своих родителей, часто без всякого надзора, проводя время вне службы, а иногда и на службе далеко не соответственно своему званию и близкому ко Двору положению.
Некоторое упорядочение в организации пажей было произведено в царствование Елисаветы Петровны, а именно указом 5 апреля 1742 года утверждается комплект в числе 8 камер-пажей и 24 пажей. Учитывая близость пажей к Высочайшим Особам, а также их, до сего времени значительное невежество я невоспитанность, Императрица учреждает для них нечто вроде придворной школы, где пажи обучаются истории, географии, арифметики, французскому и немецкому языкам, а также танцам и фехтованию.
В таком положении пажи оставались до 1759 года, когда по повелению Императрицы, камер-пажи и пажи, с целью большего удобства и надзора над ними, были собраны для жительства в доме адмирала Брюса. Инструкцией было определено время для дежурств во дворце и для занятий научными предметами. Тогда же было повелено обучать пажей чужестранным языкам, геометрии, географии, фортификации, истории, рисованию, битве на рапирах и эспадронах, танцам, русской грамматике и словесности и прочему, тому что необходимо для честного дворянина. Это была первая попытка образовать придворный пансион, который с 1759 г. получил официальное название «Пажеский Ея Императорского Величества Корпус». Вскоре, однако, скончалась Императрица Елисавета Петровна, и после краткого царствования Петра 3-го, во время которого не было обращено особого внимания на Корпус, вступила на престол Екатерина 2-я.
Екатерина Великая, желая поднять уровень воспитания и образования пажей, указом 1762 г. повелела определять в Пажеский Корпус исключительно детей дворян, известных своими заслугами перед Родиной, а штат пажей определить в числе 6 камер-пажей и 40 пажей. В развитие вышесказанного Царица поручает академику Миллеру составить план обучения пажей, а с 1766 г. Пажеский Корпус помещается в специально для него приобретенном доме на углу Мойки и Зимней Канавки. В 1795 г. было поведено пересмотреть образ учения в Пажеском Корпусе и ввести в нем общий для всех русских училищ порядок. О тех пор Корпус, оставаясь в ведении Императорского Двора, был признан равным, в учебном отношении, со всеми учебными заведениями Империи. В таком виде Пажеский Корпус просуществовал 12 лет. В 1800 г. пажей, назначенных на дежурство при Дворе, называли лейб-пажами и выпускали таковых на службу в Гвардию поручиками, а иногда с назначением их флигель-адъютантами. Таким образом подготовлялась реформа Пажеского Корпуса, превращенного уже в следующем царствовании в Военно-Учебное Заведение. |
Согласно «Инструкции, данной Ее Императорским Величеством из придворной конторы гофмейстеру пажей Федору Генриху барону Шуди», Пажеский корпус помещался в Крюйсовом доме (здание, располагавшееся на месте Старого Эрмитажа в Санкт-Петербурге – Д.Г.). Гофмейстеру же поручалось «иметь во всегдашнем смотрении и порядке и для обучения французскому и немецкому языкам и других принадлежащих дворян наук». ». Свою задачу барон видел в попечении «о благах духа, нрава и корпуса». Первая часть заключалась в развитии ума, памяти и обучении наукам для подготовки воспитанников равно к гражданской, военной или придворной службе. Вторая – предполагала воспитание пажей в духе патриотизма и взаимопомощи, независимо от происхождения или имущественного положения. Основой для этого, по мысли Шуди, служило происхождение пажей «от честного дворянства». Кстати, в этих целях было решено ограничить число крепостной прислуги в окружении пажей, чтобы бедные не завидовали богатым, а более знатные не смотрели на низших по рождению пажей с презрением. Камер-пажам разрешалось иметь не более двух слуг, а пажам – одного. Третья составляющая включала физические упражнения, верховую езду, фехтование, танцы, рисование и музыку.
Пажеский Его Ими. Вел. Корпус
Новое положение о Корпусе, составленное по плану генерал-майора Клингера, было Высочайше утверждено 10 октября 1802 года. В этот день оно было прочтено в присутствии всех чинов Корпуса. Первым директором преобразованного Пажеского Его Ими. Вел. Корпуса был назначен генерал-майор А.Г.Гогель.
После смерти Андрея Григорьевича Гогеля, директором корпуса был назначен его брат Иван Григорьевич, известный трудами по артиллерии. При нем, в 1810 г. Пажескому корпусу было дано помещение, в котором он и помещался до революции 1917 г., а именно Воронцовский дворец, дом № 26 на Садовой улице, против Гостиного Двора
Этот участок в середине XVIII столетия принадлежал вице-канцлеру графу М.И.Воронцову. В 1749-1757 гг. здесь был построен дворец по проекту архитектора Ф.Б.Растрелли. В 1763 году дворец и прилегающий к нему участок были проданы в казну за 217,6 тыс.рублей. До 1770 года дворец пустовал, затем здесь поселился принц Генрих Прусский, а от него дворец перешел другому принцу – Нассау-Зигену. |
Когда Павел I принял на себя звание Гроссмейстера Мальтийского Ордена, он пожаловал этот дворец, со всеми прилегавшими к нему надворными постройками Мальтийскому рыцарскому ордену госпитальеров Св. Иоанна Иерусалимского и приказал архитектору Гуаренги (Кваренги) построить Мальтийскую капеллу (католическую церковь), которая и была освящена в 1800 г. В ней, справа от алтаря, под балдахином стояло кресло Его Величества Гроссмейстера. Тимпан фронтона капеллы Кваренги оформил рельефным мальтийским восьмиконечным крестом в круге. Под церковью шел подземный ход, соединявший непосредственно церковь со спальнею Императора Павла I в Михайловском Дворце. В левом крыле дворца – была построена Домовая православная церковь св. Иоанна Предтече. Храм был освящен 21 июня 1801 г. и разместился на втором этаже главного здания.
Колонны в православном храме были отделаны искусственным синим и желтым мрамором, лепной карниз позолочен, на потолке и стенах изображены мальтийские кресты. Белый мальтийский крест, как пишет в своих мемуарах «На службе трех Императоров» Н.А. Епанчин, в дальнейшем станет эмблемой Пажеского корпуса. Из прежней церкви в новую перешли Острожская Библия 1580 года, прижизненный портрет свт. Димитрия Ростовского, напрестольный золоченый крест с мощами апп. Андрея, Стефана и др. Павел I подарил прекрасные облачения из малинового бархата с шитыми серебром мальтийскими крестами и чеканную дарохранительницу из серебра весом более пуда. На ее стенах висели сохранившиеся доныне доски черного мрамора с именами павших воспитанников. |
Связь пажей с мальтийскими рыцарями имеет глубокое значение в истории пажеского корпуса. Каждому поступившему выдавались евангелие и заветы мальтийских рыцарей:
> ты будешь верить всему тому, чему учит церковь, ты будешь охранять ее;
> ты будешь относиться с уважением к слабому и сделаешься его защитником:
> ты будешь любить страну, в которой родился;
> ты не отступишь перед врагом;
> ты будешь вести с неверными беспощадную войну;
> ты не будешь лгать и останешься верным данному слову;
> ты будешь щедр и всем благотворить;
> ты везде и повсюду будешь поборником справедливости и добра против несправедливости и зла.
Трудно сказать, было ли это сделано сознательно или нет, но эти заветы в дальнейшем превратились в своего рода моральный кодекс пажей.
К началу XIX в. корпус состоял из трех пажеских классов, общим числом в 50 человек, и одного камер-пажеского класса на 16 камер-пажей. В 1802 г. вышел императорский рескрипт о введении нового «Положения о Пажеском корпусе». В нем задачи, которые ставились перед этим учебным заведением, получили новую интерпретацию. «Пажеский корпус,– говорилось в нем,– есть училище для образования нравов и характера, в котором имеют быть преподаваемые нужные офицеру познания. Корпус есть, таким образом, совокупное воинское установление, где благородное юношество через воспитание придет к воинской службе. Готовить дворян к офицерскому званию и средство для этого – дисциплина и нужные офицеру познания для удовлетворения требованиям военного искусства. Дисциплину вперять по заветам Суворова – показом». Такая постановка вопроса переводила Пажеский корпус из разряда придворных учебных заведений в военные. Впоследствии этот переход оказался настолько важным для истории этого учебного заведения, что столетие со дня основания Пажеского Его Императорского Величества корпуса было решено торжественно отмечать именно в 1902 г.
Из военного характера предпринятых преобразований вытекали и особенности новой структуры корпуса. Теперь в строевом отношении пажи составляли роту, (по штатам 1827 г. комплект учащихся составил 150 чел. – Д.Г.) командовал которой штаб-офицер (он же гофмейстер).
Младшие офицеры (всего трое) возглавляли отделения и являлись по совместительству гувернерами.
Дисциплина в корпусе поддерживалась пикетом из 12 пажей, ефрейтора и барабанщика, патрулировавшими здания корпуса и двор.
Развод караулов (вахтпарад) во дворе производился ежедневно после окончания занятий. В нем участвовали все офицеры и пажи. Директор корпуса подчинялся главноуправляющему корпуса, а тот, в свою очередь, шефу корпуса, который имел право личного доклада императору.
Обучение состояло из четырех ступеней (классов) и длилось 8 лет (по два года в каждом классе). В первом классе военные предметы не преподавались. Во втором классе изучали фортификацию и геометрию. В третьем – долговременную фортификацию, артиллерию, физику, тригонометрию, алгебру и коническое сечение. В четвертом классе проходили долговременную фортификацию, высшую геометрию, статику и механику. Во всех четырех классах преподавались иностранные и русский языки, география, история.
В дореформенном корпусе не было оценок. В аттестатах писали: «знает изрядно», «читать и писать умеет» и т.д. С 1802 г. пажи стали сдавать экзамены, в том числе и для производства в камер-пажи. Оценка была многобалльной: от 30 баллов по русскому языку до 90 баллов по фортификации.
Все воспитанники Пажеского корпуса вне зависимости от того, на собственные или казенные средства они обучались, находились на казарменном положении. При производстве в офицеры аттестацию подписывал директор корпуса и утверждал главноуправляющий.
До 1810 г. камер-пажи выпускались в гвардию поручиками, а пажи – прапорщиками и подпрапорщиками. С 1811 г. всех стали выпускать с первым офицерским чином: камер-пажей – в гвардию, а пажей – в армию.
В 1819 г. Пажеский корпус был переподчинен главному директору кадетских корпусов, а в 1829 г. были изменены правила зачисления в пажи и определения учеников в Пажеский корпус. Причем право прошения о зачислении малолетних сыновей в пажи было предоставлено лишь лицам первых четырех классов по Табели о рангах, а затем было сокращено и вовсе до первых трех классов. Поступать в Пажеский корпус имели право также представители фамилий, занесенных в пятую и шестую части родословных книг (титулованное и древнее дворянство).
При Николае I с 1827 года комплект обучавшихся в корпусе был увеличен до 150 человек, и были изданы правила о порядке зачисления в пажи. В соответствии с этими правилами в пажи зачислялись только дети лиц первых трех классов служилых людей России (не ниже генерал-лейтенанта или тайного советника). Зачисление в Пажеский корпус производилось только по высочайшему повелению. Обучение в корпусе длилось семь лет, в том числе два года в специальных классах. Пажи, не удовлетворявшие требованиям перевода в специальные классы, увольнялись с правами окончивших военные гимназии. Окончившие специальные классы разделялись на четыре разряда по итогам обучения и выпускались в офицеры: | |
Все отнесенные к первым трем разрядам выпускаются в части войск по собственному выбору, хотя бы в них не было вакансий, но в гвардейские части лишь в те, где сверхкомплект офицеров не превышает 10 %. Неспособные к военной службе награждаются гражданскими чинами: первые 2 разряда - X класса, 3 разряда - XII класса и 4 разряда - XIV класса. За полученное образование окончившие курс корпуса обязаны пробыть на действительной службе по 1,5 года за год пребывания в специальных классах. В 1829 г. были изданы правила о порядке зачисления в пажи и определения в П. корпус, причем право просить о зачислении малолетних сыновей в пажи было предоставлено сначала лицам первых четырех классов, а затем - первых трех. |
В 1830 году директором Корпуса был назначен генерал-майор А.А.Кавелин (1830-1834), окончивший Корпус в бытность П.Г.Гогеля его директором. Через 4 года его сменил П.Н.Игнатьев (1834-1843), затем И.В.Зиновьев (1843-1849).
С 1863 г. корпус перешел в ведение Главного управления военно-учебных заведений.
В 1865 г. корпус был совершенно преобразован. Два старшие класса (специальные) уравнены, как в отношении преподавания, так и по организации, с пехотными военными училищами, а четыре младшие (общие) - с четырьмя старшими классами военных гимназий. Комплект был сохранен в 150 чел.
В 1865 г., в связи с реформами военно-образовательных учреждений, Пажеский корпус вновь претерпел определенные изменения. В частности, программы подготовки двух старших (специальных) классов были уравнены с программами юнкерских пехотных училищ, а четыре младших – с четырьмя старшими классами военных гимназий. Специальные классы в строевом отношении образовывали роту. Комплект корпуса был оставлен в 150 человек.
Эти нововведения были закреплены в 1868 г. в новом «Положении об Его Императорского Величества Пажеском корпусе». По нему корпус был фактически разделен на военную гимназию (общие классы) и военное училище (специальные классы). Название «Пажеский корпус» за этим учебным заведением было сохранено. Хотя, как полагает О.А. Хазин, несмотря на идентичность программ, этот «корпус-училище сосредоточился на подготовке пажей к военной службе преимущественно в гвардейских полках». [2, 58.]
В 1873 г., одновременно с переименованием в военных гимназиях приготовительного класса в первый, первого – во второй и т. д., соответственно переименованы были и в Пажеском корпусе общие классы. В 1878 г. два младших общих класса корпуса – третий и четвертый – были выделены и вместе с вновь учрежденными – первым и вторым – образовали особое подготовительное учебное заведение при корпусе, рассчитанное на 150 своекоштных экстернов (приходящих учеников. – Д.Г.). По окончании его пажи переводились в низший класс корпуса лишь по конкурсному экзамену. В 1885 г. эти приготовительные классы были вновь присоединены к корпусу. [6, 196]
Последнее по времени «Положение о Пажеском Его Императорского Величества корпусе» было принято в 1889 г. Согласно ему, корпус состоял из семи общих классов (с учебным курсом кадетских корпусов) и двух специальных (с учебным курсом военных училищ). Все воспитанники корпуса носили звание пажей, а по переходе в старший специальный класс те из них, кто удовлетворял определенным требованиям (по успехам в науках и по поведению), производились в камер-пажи.
Пажеский корпус состоял в ведении военного министерства и подчинялся главному начальнику военно-учебных заведений. Непосредственное управление осуществлял директор, а ближайшее заведование учебной частью – инспектор классов. Ротами командовали ротные командиры, а классными отделениями – офицеры-воспитатели. Учебную, хозяйственную и организационную стороны существования Пажеского корпуса координировали три комитета, состоявших из офицеров-преподавателей, лиц, назначаемых Военно-учебным комитетом, и бывших выпускников корпуса. Это были педагогический, дисциплинарный и хозяйственный комитеты. Общий комплект обучающихся на 1912 г. составлял 170 интернов, воспитывающихся на полном казенном иждивении, и 160 экстернов, за которых родителями уплачивалось по 200 руб. в год. В строевом отношении они составляли три роты.
В начале ХХ в. к приему в корпус допускались исключительно лица, включенные в предварительные списки, составленные по Высочайшему повелению. Ходатайствовать о таковом зачислении разрешалось лишь о сыновьях и внуках лиц, состоящих или состоявших на службе в чинах первых трех классов, или же о представителях родов, занесенных в пятую и шестую части родословных книг (титулованное и древнее дворянство).
Летом пажи второй роты (VI–VII классы) проводили от 5 до 6 недель в кадетском лагере в Петергофе. Пажи и камер-пажи старших специальных классов (первая рота) выводились в летние лагеря в Красное Село, где прикомандировывались к Офицерской стрелковой школе и считались проходящими действительную военную службу. Все роты делились на отделения, в каждом из которых был офицер-воспитатель.
По результатам выпускного экзамена все воспитанники старшего специального класса разделялись на четыре разряда. Отнесенные к первому разряду выпускались подпоручиками или корнетами в гвардию либо теми же чинами в армию или в специальные войска, с одним годом выслуги (старшинства). Трое отличившихся из них могли быть прикомандированы к гвардейской артиллерии. Отнесенные ко второму разряду выпускались подпоручиками и корнетами в армию или в специальные войска, с одним годом старшинства; отнесенные к третьему разряду – теми же чинами в apмию, без старшинства; к четвертому разряду переводились в части армейской пехоты или кавалерии унтер-офицерами на 6 месяцев, после чего могли быть произведены в офицеры, но исключительно на вакансии.
Пажи, неспособные по состоянию здоровья к военной службе, поступали на гражданскую службу. При этом выпускники первых двух разрядов получали право на чин X класса, третьего разряда – на чин XII класса и четвертого разряда – XIV класса. За полученное образование окончившие курс корпуса выпускники обязаны были пробыть на действительной службе (военной, гражданской или придворной), по полтора года за год пребывания в специальных классах.
Генерал-майор Д.X.Бушей - один из образованнейших педагогов своего времени, был назначен в 1867 г. директором Пажеского Корпуса, оставаясь на этой должности до своей смерти в 1871 г.
В бытность директором Федора Карловича Дитрихса, сменившего в 1878 г. П.И.Мезенцева (1871-1878), были открыты «приготовительные классы», как самостоятельное учебное заведение, для подготовки к поступлению в Пажеский Корпус, в составе 3-х классов. В 1870 г. был образован второй класс. В 1873 г., одновременно с переименованием в военных гимназиях приготовительного класса в первый, первого во второй и т. д., соответственно переименованы были и в П. корпусе общие классы - второй в третий и т. д. В 1878 г. два младшие общие классы корпуса - 3-й и 4-й - были выделены и вместе с вновь учрежденными - 1-м и 2-м - образовали особое учебное заведение, на 150 своекоштных экстернов. Приготовительные классы П. корпуса, откуда пажи переводились в низший класс корпуса лишь по конкурсному экзамену. |
В 1885 г. приготовительные классы присоединены к корпусу.
В 1900 г. директором корпуса назначен Епанчин Николай Алексеевич.
Прием в корпус осуществлялся на основании конкурсных вступительных экзаменов. С 1889 года в корпусе обучались 170 интернов, содержавшихся на полном казенном обеспечении, и 160 экстернов, за которых выплачивалось по 200 рублей в год. Учащиеся корпуса именовались пажами, а звание камер-пажей имели обучавшиеся в старших классах, удовлетворявшие требованиям по успехам в науках и поведении. Камер-пажи помимо учебы несли придворную службу при особах императорской фамилии.
Форма пажей с течением времени менялась. Так, в конце XIX - начале XX веков она имела следующий вид: однобортный черный мундир с высоким красивым суконным воротником, красными погонами и золочеными пуговицами с орлом, брюки навыпуск с красным кантом, черное драповое двубортное пальто офицерского покроя, гвардейский тесак на лакированном белом кожаном поясе с золоченой бляхой, украшенной орлом на передней части. Для лагерных сборов, которые проводились в Петергофе и Красном Селе, пажи имели полевую форму общеармейского образца. Преподавание в корпуса велось на высоком уровне. Там читали курс не только корпусные преподаватели, но приглашались профессора университета и высших военно-учебных заведений Петербурга. Так, артиллерию и фортификацию преподавал профессор трех военных академий, композитор Цезарь Антонович Кюи. Ряд преподавателей корпуса являлись учителями особ царской фамилии. Требования к воспитанникам корпуса были высокими. Здесь знания оценивались объективно, вне зависимости от происхождения. Первые ученики при выпуска заносились золотом на белые мраморные доски почета, висевшие в актовом зале корпуса. В разное время на них были нанесены имена будущего декабриста П.И.Пестеля, будущего анархиста князя П.А.Кропоткина, будущего советского генерал-лейтенанта графа А.А.Игнатьева, соответственно 1811 г., 1802 г., 1896 г.) и др. | |
Корпус дал России прекрасных военачальников, проявивших свой полководческий талант в разных войнах: А.П.Тормасова, Д.С.Дохтурова, П.В.Гурко, И.Ф.Паскевича, А.А.Брусилова, А.М.Драгомирова, Г.М.Ванновского, М.М.Склона, И.В.Ромейко-Гурко, Ф.Е.Келлера, А.Л.Билдерлинга, многих других. Из его стен вышли известные государственные и политические деятели: член Государственного Совета Ф.В.Ростопчин, Председатель Кабинета Министров Н.Н.Новосильцев, Обер-Прокурор Святейшего Синода А.Н.Голицын, начальник главного штаба Его Имп. Вел. по военно-учебным заведениям Я.И.Ростовцев, Главный управляющий путей сообщения К.В.Чевкин, дипломат Н.Н.Муравьев-Амурский, управляющий Военным министерством В.И.Васильчиков, член Государственного Совета Ф.Л.Гейден, дипломат и государственный деятель Н.П.Игнатьев, член Государственного Совета А.П.Игнатьев, Военный Министр А.Ф.Редигер, Министр внутренних дел П.Д.Святополк-Мирский, лидер Партии октябристов М.В.Родзянко, гетман Украины П.П.Скоропадский, Председатель Совета Министров А.Ф.Трепов и др. | |
Корпус окончили в свое время ученые: писатель и философ А.Н.Радищев, историк и публицист П.В.Долгоруков, географ и геолог П.А.Кропоткин, историк (директор Публичной библиотеки) Н.К.Шильдер, историк, археолог и художник А.Н.Оленин, профессор военной академии П.И.Головин. Здесь учились поэты Е.А.Баратынский (был отчислен без права поступления на государственную службу, за исключением военной в звании рядового, за недостойное поведение - воровство), Р.Н.Дорохов (прототип П.П.Долохова в романе Толстого «Война и мир»), А.Н.Креницин, Ф.П.Цицианов, Я.Н.Толстой. Выпускником корпуса был композитор Ф.М.Толстой (автор музыки на слова Пушкина «Я вас любил» и др.). Сыновья А.С.Пушкина — Александр и Григорий — тоже были выпускниками Пажеского корпуса. Особую страницу в истории корпуса оставила Отечественная война 1812 г. Многие его воспитанники, стремясь в действующую армию, под видом болезни увольнялись из Пажеского корпуса и поступали унтер-офицерами в полки, где за отличия производились в офицеры. 27 августа 1812 г. состоялся выпуск из корпуса 36 пажей, на следующий день после Бородинского сражения — усиленный выпуск 38 пажей, а в ноябре — еще семь пажей. | |
Среди погибших в Бородинском сражении были и воспитанники Пажеского корпуса: И.Ф.Буксгевден, А.Б.Миллер, А.П.Левшин, П.Ф.Шапошников, В.Ф.Саврасов, А.Е.Чемоданов, А.О.Раль, К.К.Сивере, А.Ф.Клингер, П.Г.Левшин. Много бывших пажей было среди декабристов П.И.Пестель, В.П.Свистунов, В.П.Ивашев, И.П.Коновницын, В.Л.Лукашевич, Л.П.Луцкий, А.М.Миклашевский, В.А.Мусин-Пушкин, Н.В.Шереметев. Многие выпускники корпуса знали о тайных обществах и сочувствовали идеям будущих декабристов. 12 декабря 1902 г. Пажеский Его Императорского Величества корпус отмечал свой 100-летний юбилей. |
В 1917 г. Пажеский корпус был расформирован, а его помещения занял штаб левых эсеров.
Во время подавления левоэсеровского мятежа 7 июля 1918 г. Воронцовский дворец был обстрелян легкой артиллерией, в результате чего были повреждены капители колонн.
Затем в здании разместилась Школа красных курсантов, преобразованная позднее в Пехотное училище им. С.М.Кирова.
С 1955 года в стенах Воронцовского дворца находится - Ленинградское (Санкт-Петербургское) суворовское военное училище.
Директора
1759—1760: Чуди Луи Теодор Анри (барон Жан-Батист-Луи-Теодор де Чуди)
? — 1762: Лихтен Иоганн
1762—1779: Ротштейн Франц
1779—1797: секунд-майор Шевалье-де-Вильно, Франц Николаевич
1797—1802: генерал-майор Шапошников, Фёдор Сергеевич
1802—1805: Гогель, Андрей Григорьевич
20.10.1806 — 20.03.1830: Гогель, Иван Григорьевич 1-й
20.03.1830 — 05.05.1834: генерал-майор Свиты (с 19.04.1831 — генерал-адъютант, с 6.12.1833 — генерал-лейтенант) Кавелин, Александр Александрович
1834—1846: Игнатьев, Павел Николаевич
1846—1849: Зиновьев, Николай Васильевич
1849—1854: генерал-майор Свиты (с 1852 г. — генерал-лейтенант) Философов, Николай Илларионович
1854—1861: Желтухин, Владимир Петрович
30.08.1861 — 02.1865: генерал-лейтенант Озеров, Сергей Петрович
1865—1867: Корсаков, Никита Васильевич
1867—1871: Бушен, Дмитрий Христианович
1871—1878: Мезенцов, Пётр Иванович
1878—1894: Дитрихс, Фёдор Карлович
1894—1900: граф Келлер, Фёдор Эдуардович
11.09.1900 — 06.07.1907: полковник (с 6.12.1900 — генерал-майор, с 22.04.1907 — генерал-лейтенант) Епанчин, Николай Алексеевич
13.07.1907 — 14.09.1910: генерал-майор Шильдер, Владимир Александрович
14.09.1910 — 09.11.1916: генерал-майор Усов, Николай Николаевич
1917: полковник Фену, Александр Николаевич
Распорядок дня
С 1802 г. в Корпусе исторически сложился следующий распорядок дня, соблюдавшийся впоследствии несмотря на многочисленные организационно-штатные изменения, которые Корпус претерпевал в XIX в.
Подъем в 6 часов утра. На одевание и умывание отводилось полчаса. Затем по команде строем все шли в столовую. Один из пажей по назначению произносил утреннюю молитву, после чего давался сигнал к столу. Как правило, завтрак пажей составляла большая французская булка или калач с кружкой чая. Четверть восьмого, опять строем, пажи входили в рекреационный зал, где им давалось полчаса на повторение уроков.
Дортуар в Пажеском корпусе
Перед началом занятий в зале появлялся доктор с фельдшером, к которому могли обратиться все, кого что-либо беспокоило. Если между осмотром доктора и началом занятий оставалось время, то пажи вместе с воспитателем ходили строем на короткую прогулку. Как правило, ее маршрут лежал вокруг здания Гостиного Двора. Уроки начинались в восемь часов. До одиннадцати часов было три урока с переменами по 10 минут. После утренних занятий полагалась прогулка в саду или на плацу Пажеского корпуса. Зимой на плацу заливался каток, а в саду – снежная горка. Интересно, что, по свидетельству многих бывших пажей, зимой, несмотря на мороз, надевать пальто не разрешалось никому, однако при этом все в обязательном порядке должны были носить высокие яловые сапоги с теплыми носками.
После прогулки пажи полдничали. Полдник состоял из одного мясного блюда с гарниром, французской булки и чая. Затем начинались вечерние занятия. Они длились с 12 часов до 4 часов дня. Как правило, это было два урока по два с половиной часа: гимнастика, танцы, строевые занятия, пение и фехтование.
Корпусная столовая
В 4 часа дня занятия прекращались, экстерны отпускались по домам, а живущие в корпусе интерны отправлялись обедать. После традиционного молебна пажи столовались тремя блюдами. Как правило, на первое были щи с пирожками или борщ; на второе – гречневая каша или жаркое; на третье – пирожные или сладкие пироги.
По субботам занятия кончались в два часа дня, так как в этот день после уроков интернам топили баню.
После обеда по расписанию два часа отдавалось прогулке, а время с шести до восьми часов посвящалось приготовлению уроков к следующему дню.
В восемь часов предлагался вечерний чай с калачом или французской булкой и без четверти девять раздавалась команда «Отбой». Пажи ночевали в спальнях (дортуарах). В половине десятого младшие классы должны были лежать в постелях. А с утра все повторялось вновь.
Камер-паж в парадной форме
Помимо учебы, пажи несли и придворную службу. В основном это касалось специальных классов, но до 1883 г. на «большие выходы» привлекались и пажи младших классов. Они должны были стоять по двое у дверей, держа левой рукой большую каску с султаном. Для этого из пажей младших классов формировалось пять-шесть пар мальчиков, похожих внешне и выносливых физически, чтобы простоять все время длинного церемониала. Правда, очень скоро, после вступления на престол Александра III, этот наряд пажей во время дворцовых церемоний был отменен.
Воспитание
Очень важной составляющей образования в Пажеском корпусе была воспитательная компонента. Молодые люди, участвовавшие в придворной жизни, сызмальства должны были быть воспитаны в традициях преданности Престолу, безусловного почитания особы Императора и приверженцами идей неограниченной монархии. В значительной степени в Корпус уже поступали дети с воспитанием, вполне удовлетворяющим этим требованиям, ибо все они были выходцами из аристократических слоев общества и семей, итак разделявших указанные ценности. Частое посещение Зимнего Дворца, участие в придворной жизни, личное знакомство с чинами Свиты и представителями правящей династии, укрепляли в молодых людях эти убеждения. Однако, кроме того, еще в начале XIX в. сложилась традиция ежегодного посещения императорами своих пажей. Интрига здесь состояла в том, что о точной дате и времени его прибытия в корпус никто не знал. Известно было лишь, что императоры обычно приезжали в течение зимы и все прежние визиты приходились на промежуток между часом и четырьмя. Поэтому зимой между часом и четырьмя директор никуда не отлучался. Вот, например как описывает учившийся в Корпусе в 1876-1884 гг. В.Ф. Джунковский свою первую встречу с императором Александром II. «Государь представлялся нам сказочным персонажем,– пишет он. – Мы никак не представляли себе, как это вдруг государь появится среди нас, пройдет мимо в двух шагах, а может быть, обратится к кому-нибудь из нас с вопросом. Нас учили, как мы должны отвечать, учили стройно отвечать на приветствие государя… И вот тот самый день, когда никто как-то не ждал, пронесся слух – Государь приехал! Какое волнение охватило нас! Государь прямо прошел в старший возраст. Это было около двух часов. Мы, маленькие, сидели в классе за каким-то уроком, когда дверь отворилась и какой-то служитель, просунув голову, быстро произнес только одно слово: «Государь»…. Послышались шаги со стороны Приемной. Двери распахнулись и мы увидели царственную фигуру обожаемого Государя. Рядом с ним шел директор Мезенцев, Инспектор и не помню еще кто. Александр II был в конногвардейском сюртуке с белой фуражкой в руке. Раздалась команда «Смирно! Глаза направо!». Мы впились глазами в проходившего императора. Он казался нам необыкновенно высокого роста, стройный, величественный. Подойдя к нам, он остановился и поздоровался. Несколько десятков детских голосов грянули: «Здравия желаем Вашему Императорскому Величеству!». Государь стал обходить нас, внимательно вглядываясь в наши лица. Мы провожали его глазами».
Помимо преподавателей, каждому классу в Пажеском корпусе по штату полагался свой воспитатель. Это был, как правило, офицер, в задачи которого входил надзор и поддержание дисциплины среди воспитанников. Иногда воспитатели совмещали эти свои обязанности с педагогической работой. Помимо надзора за воспитанниками своего класса, воспитатели несли дежурство по всему корпусу, сменяясь ежедневно в полдень.
Среди дисциплинарных мер воздействия на учащихся за нарушение внутреннего распорядка и плохое поведение применялись:
в младших классах – ставить посреди комнаты на час или два, следующее по строгости наказание – запирать в классе в свободное от уроков время,
в старших – лишать отпуска, снижать балл за поведение и, наконец, – карцер без перерыва в занятиях или без права выхода даже на уроки.
Чаще всего все эти наказания применялись к организаторам и участникам т.н. «балаганов». «Балаганы» выражались шумом, протестом, стуком пюпитров, не дававшим учителю начать урок. Вызывались эти «балаганы» обычно какими-то личными недостатками воспитателей и учителей: подозрительностью, обидчивостью, неумением подойти к пажу. А главное, по словам того же Джунковского – «если преподаватель пойдет жаловаться». И еще один штрих в этой связи. Так сложилось, что пажи недолюбливали неметчину и все, что было с ней связано. Традиция эта была заведена давно и распространялась не только на изучение немецкого языка, но и вообще преподавателей-немцев, особенно тех, кто не изжил еще свой акцент. От этого очень страдал, например, директор Пажеского корпуса Ф.К. Дитерихс, (управлял Корпусом в 1878–1894 гг.) – руководитель вполне компетентный и уважаемый, но, допускавший в своей русской речи явные стилистические и грамматические ошибки.
В учебном классе
По окончании первых четырех классов Пажеского корпуса и выдержании переводного экзамена, пажи получали свидетельство об общем среднем образовании и переводились в младший специальный класс. Как уже говорилось, оба специальных класса составляли в строевом отношении роту, разделенную на четыре взвода (по два в каждом классе). Ротой командовал штаб-офицер, обычно в звании полковника, которому подчинялись четверо младших офицеров, командовавших взводами.
Помимо этого пажи младшего класса подчинялись старшим: при встрече с пажом старшего класса младшие обязаны были вставать навытяжку. Пажи старшего специального класса негласно именовались в корпусе «корнетами», а младшие – «зверями». Старшие пажи дежурили по роте, а младшие были дневальными. И те и другие непосредственно подчинялись дежурному офицеру и по вступлении на дежурство обязаны были являться ему и фельдфебелю. Ежедневно на дежурство заступало двое дневальных, которые обязаны были все время находиться при оружии и в каске, которую разрешалось снимать только в столовой и на уроках.
Те из пажей, которые проявили наибольшие успехи в учебе и не имели нареканий по поведению, приказом по корпусу переводились в камер-пажи. Это означало, что, помимо обычного обучения в корпусе, они обязаны были нести придворную службу при членах Августейшей семьи, семьях цесаревичей и Великих князей. Кроме того, камер-пажи получали старшинство над простыми пажами. Тот камер-паж, который был назначен к Государю, получал в Пажеском корпусе должность фельдфебеля и в отсутствие ротных офицеров руководил всей пажеской ротой. Его, в свою очередь, замещал старший камер-паж, назначавшийся из числа камер-пажей старшего класса и имевший в отсутствие фельдфебеля дисциплинарную власть над всеми учащимися специальных классов.
Удивительно, но при этой системе среди пажей специальных классов существовала и своя «дедовщина»! В корпусе она называлась «цукание». Естественно, что «цукание» образца конца XIX в. и современная «дедовщина» несколько различаются, хотя и имеют общую природу. Скажем, вот какой пример «цукания» приводит в своих воспоминаниях о Пажеском корпусе его выпускник князь Н.Л. Барклай-де-Толли Веймарн: «В старые времена (80-е гг. XIX в. – Д.Г.) пажи младшего специального класса во время летних лагерей прикомандировывались к нашим лагерным соседям, лейб-гвардии Финляндскому полку, и в его рядах проходили ротные и прочие учения. По этой, уже отжившей в мое время причине «подразумевалось», что весь младший класс «выходил офицерами» в этот полк. Поэтому если кто-нибудь из «корнетов» напевал или насвистывал марш Финляндского полка, то весь младший класс должен был вскакивать навытяжку, даже из постели среди глубокой ночи». Надо оговориться, что и корпусное начальство, и даже управление военно-учебных заведений старалось бороться с этим явлением, вплоть до отмены в 1912 г. летних лагерей для пажей младшего специального класса.
Учебный процесс в специальных классах также несколько отличался от того, как пажи учились раньше. Вместо уроков старшие пажи слушали лекции и занимались в репетициях. Занятия начинались позже – в 8 часов утра. Поскольку в специальных классах готовили будущих офицеров, то и большая часть предметов были специально военные. Уроки продолжались до двух часов дня, а затем, до половины пятого, проводились строевые занятия. Главное внимание уделялось строевым упражнениям, фехтованию и выездке. Последнюю в обязательном порядке проходили один раз в неделю все пажи младшего специального класса и один (конный) взвод пажей старшего класса, в котором учились те, кто в дальнейшем решил выпускаться в кавалерийские полки. Обед для специальных классов подавался в шесть часов. Вечером каждый имел право готовить домашние задания по своему усмотрению до десяти часов. В десять играли отбой, но до одиннадцати часов (до того, как в корпусе гасили свет) пажи еще могли читать или заниматься своими делами в дортуаре.
В выпускном классе Пажеского корпуса учебная программа изменилась мало. Несколько большее внимание теперь уделялось верховой езде. В то же время, в гораздо большей мере, нежели ранее, пажам приходилось окунуться в придворную жизнь. Как сообщает Н.Е. Волков, перечень обязательных служб камер-пажей включал: праздничный выход на Новый Год, в Богоявление Господне, большой бал в Высочайшем присутствии, выход в канун Пасхи, в день принесения Всеподданнейшего поздравления по случаю тезоименитств и дней рождения Их Императорских Величеств, день весеннего в Высочайшем присутствии военного парада, день орденского праздника Св. Георгия Победоносца, а также в дни малых выходов, торжественных приемов послов и других мероприятий, присутствие пажей на которых оговаривалось особо.
До места проведения придворных церемоний пажей доставляли экипажами конюшенной части Императорского Двора в сопровождении адъютанта Пажеского корпуса. По окончании церемонии и перед доставкой пажей обратно в корпус обычно в одном из залов дворца, в котором проходил выход, накрывались столы и пажей кормили.
В июне обычно в Пажеском Корпусе проводились выпускные испытания, после которых выпускников отделяли от офицерского чина только военные лагеря в Красном Селе под Санкт-Петербургом. Первые десять дней, камер-пажи занимались топографическими съемками в окрестностях Петергофа. Заключительная часть лагерей проходила у пажей старшего специального класса уже в полках, куда они должны были выпускаться по получении приказа о присвоении офицерского звания. В связи с этим, в начале июля пажи выпускного класса посещали казармы полков, куда они собирались выпускаться, знакомились с командованием и будущими сослуживцами.
«Красносельский лагерь,– писал много лет спустя питомец Пажеского корпуса князь Н.Л. Баркай-де-Толли Веймарн, – состоял из главного и авангардного лагерей. Главный лагерь, расположенный на возвышенности, тянулся на протяжении нескольких верст в направлении с севера на юг, параллельно Балтийской железной дороге, фронтом, т.е. лицом, на запад. Он упирался левым флангом в наш, пажеский барак. Далее к югу, верстах в двух от него, находилось дачное место Дудендорф… Против пажеского барака лежало Дудендорфское озеро с его купальнями и многочисленными лодками. По ту сторону озера находился авангардный лагерь, занимаемый военными училищами и некоторыми частями гвардейской кавалерии и артиллерии… Главный лагерь занимался частями первой и второй гвардейских пехотных дивизий, делился вдоль и поперек на всем протяжении параллельными дорогами на квадратные участки. Каждый полк, батальон и рота имели свои постоянные участки и ревностно соблюдали щегольство и опрятность их внешнего вида. Параллельные фронту дороги назывались линейками. Первая и последняя линейка являлись парадным лицом всего лагеря. Шириной в несколько сажен, окаймленная аккуратно подстриженными газонными кантами и песочным тротуаром, вдоль которого возвышались грибки с сидящими под ними дневальными, она содержалась в исключительном порядке и чистоте. Никто кроме Государя императора и сопровождавших его лиц не имел права проезда вдоль всей передней линейки, а пересекать ее было дозволено только в некоторых местах».
«Помещались мы все вместе – и старший и младший классы,– пишет о своем пребывании в Красносельском лагере в 1883 г. В.Ф.Джунковский,– Из старшего класса были только камер-пажи пехотного отделения. Кавалеристы прикомандировывались на лето к учебному кавалерийскому эскадрону, артиллеристы – к офицерской артиллерийской школе. Так что в бараке Пажеского корпуса помещалось 23 камер-пажа и 45 пажей. Все они были прикомандированы к учебному пехотному батальону, позже переименованному в офицерскую стрелковую школу».
Для инструментальных съемок местность вокруг Красного Села и Дудендорфа делилась на участки приблизительно в одну квадратную версту, и пажи разыгрывали номер своего участка вслепую. Съемки проводились парами. Два пажа работали вместе и по итогам получали одинаковый балл. Общее руководство пажами осуществляли офицеры Генерального штаба. Первые три недели пажи измеряли расстояния и углы между самыми выдающимися пунктами участка, обозначавшимися на местности вешками.
По окончании топографической практики пажи прикомандировывались к офицерской стрелковой школе или подразделениям соседних полков для проведения занятий в их составе. Как можно судить по документам из фонда Джунковского, посвященным его пребыванию в Пажеском корпусе, учения начинались ежедневно в 6 часов утра и длились до 10–11 часов. Затем до двух часов дня следовал краткий отдых и обед, после которого занятия возобновлялись до шести-семи часов вечера.
Маневры в лагерях под Красным Селом
В августе начиналась финальная часть пребывания пажей в Красносельском лагере. Она сопровождалась марш бросками, различными маневрами, включая «встречный бой» с условным неприятелем и, наконец, венчалась парадом и торжественным вручением приказов о присвоении пажам выпускного класса воинского звания и собственно офицерских погон. По традиции, Император вручал соответствующий приказ своему камер-пажу, Императрица – своему. Остальным приказы и погоны вручал военный министр.
Формально церемония прощания с Его Императорского Величества Пажеским корпусом происходила на следующий день после получения приказа о производстве в офицеры. Во второй половине XIX в. она предполагала встречу с Директором корпуса и торжественный молебен в корпусной церкви (бывшая Мальтийская капелла – Д.Г.). На прощание бывшим воспитанникам выдавали подъемные деньги – по 500 рублей на пошив гвардейской формы и первоначальное обустройство. При этом со всех снятых с довольствия учеников удерживались суммы, на которые ими было потеряно или испорчено казенное имущество.
Придворная служба
Воспитанники Пажеского корпуса в период обучения считались причисленными к императорскому двору и систематически несли обязанности караульной службы. Большой честью и привилегией считалось возведение пажа в придворный чин камер-пажа. Однако на это могли рассчитывать только лучшие из лучших, отличившиеся в учёбе, поведении и воспитании, а также свободно владеющие иностранными языками.
Камер-пажи были прикреплены и несли службу при императрице и великих княгинях во время балов, торжественных обедов, официальных церемоний и других мероприятий, где их присутствие было обязательным по протоколу. Количество камер-пажей варьировалось в зависимости от количества августейших особ и членов императорской семьи.
Общий порядок был такой: при императоре – один камер-паж, назначенный сержант-майором, при каждой императрице (вдовствующей и действующей) – по два камер-пажа, и при каждой из великих княгинь – по одному камер-пажу. Ещё один паж назначался запасным камер-пажом на случай болезни одного из камер-пажей. Таким образом, в 1896 году, когда имелось девять великих княжон и две императрицы, несли почётную придворную службу камер-пажа 14 пажей и один был запасным. До 1802 года, помимо пажей и камер-пажей, в корпусе и, соответственно, придворной службе существовал чин лейб-пажа, в 1907 году восстановленный в виде чина старшего камер-пажа.
Пажи по правовому статусу приравнивались к унтер-офицерам гвардии, камер-пажи — к фельдфебелям гвардии, старшие камер-пажи — к подпрапорщикам гвардии. Выпуск по первому разряду из корпуса «в армию тем же чином» на самом деле не практиковался. По четвёртому разряду из корпуса выпускались пажи — унтер-офицерами в гвардию или подпрапорщиками в армию, камер-пажи (что бывало крайне редко) — подпрапорщиками в гвардию или прапорщиками в армию.
Источник 1
Источник 2
Источник 3
Отредактировано Денис Бутурлин (2014-04-01 16:24:55)